Открытый урок по русскому языку для 5 класса по теме Буквы З и С на конце приставок (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сафронова Ксения Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ ПГО «Ощепковская средняя общеобразовательная школа»


Открытый урок «Буквы з-с на конце приставок»


Технологическая карта урока по русскому языку

Класс: 5

Тип урока: объяснение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знакомство с новой орфограммой и со способом действия при выборе букв з-с на конце приставок; умение правильно писать приставки на з- и с-.

Метапредметные: умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные действия); умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные учебные действия); осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения (познавательные универсальные учебные действия).

Личностные: поддерживание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка (личностные УУД)

Основные понятия: повторение- звонкие и глухие согласные

Ресурсы: «Русский язык 5 класс» авт. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, и др.; раздаточные дидактические материалы (карточки, мультимедийная презентация, карточка для взаимопроверки, инсценировка.


Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

ФОУД

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

момент


Формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности.

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, что вы с хорошим настроением пришли на урок.

Фронтальная

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Оценивать свою готовность к уроку (Р).

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К).

Актуализация

знаний




Воспроизведение и коррекция ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний.

Организует повторение ранее изученного материала.

- Начнем наш урок с повторения.

-Какой раздел русского языка мы изучаем? (морфемика).

-Какие вопросы можно задать одноклассникам по данному разделу?

- Ну а я задам последний вопрос: Для чего нам нужно изучать морфемику? (правильно писать слова).

Фронтальная, индивидуальная

Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Самостоятельно формулируют вопросы по разделу.


Осуществлять актуализацию полученных знаний (П).

Оформляют свои мысли в устной форме, отвечают на предложенные вопросы (К).

Мотивация

к учебной деятельности, формулирование темы, цели, задач




Организовать формулирование темы, цели и задач урока, мотивировать на изучение темы.





Богатырев Виталий

Иванов Дима

-Сегодня мы продолжим изучать правила в разделе морфемика, а о какой орфограмме пойдет речь на уроке, Вы мне скажете, приняв участие в сказке.

Автор: В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие (встают учащиеся с буквами)

Дружно жили, не тужили. Но однажды … (выходят З и С)

Автор: Заспорили звонкий З и глухой С…кому стоять на конце приставок перед глухими и звонкими согласными.

З: Я самый главный!

С: Нет!Я!

З кричал: Я самый звонкий!

С убеждал: Да, я глухой, но без меня тоже не обойтись!

Автор:Дело чуть не дошло до драки… (машут руками)

Автор:А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

- О чем шел спор?

Сформулируйте тему урока.

Тема урока «Буквы з и с на конце приставок» 1 слайд

Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему урока.

- Исходя из темы, определите цели урока.2 слайд

  1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда -с.

  2. графически обозначать изученную орфограмму.

  3. Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм

Выводит учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помогает сформулировать цели и задачи урока.

Групповая



















Фронтальная

Презентация

Участвуют в обсуждении. Инсценировка сказки.







Участвуют в обсуждении.

Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

.

Формулировать цели, задачи урока, составлять план решения учебной задачи, определять степень успешности работы одноклассника (Р).

Осознавать важность получения новых знаний (Л).

Открытие

нового знания




Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок.

Слайд 3

Для решения этого вопроса мы проведём небольшое исследование. Работать мы будем по минигруппам. Каждая группа получит лист с заданием. Следуя инструкции, проанализируйте языковой материал, сделайте вывод о правописании з-с на конце приставок

Слова для анализа:

Бесшумный, безжалостный, разжимать,

распилить, вздыхать, вскрикнуть.

Инструкция:

1. Выделите приставки в словах.

2.Одной чертой подчеркните согласный, на который оканчивается приставка.

3.Двумя чертами подчеркните согласный, стоящий после приставки.

4.Определите, звонким или глухим является этот согласный.

5.Сделайте вывод о правописании з-с на конце приставок.

4 слайд Проверка.

-Что было трудно? С чем не справились?

- Давайте наши предположения сравним с правилом. Прочитаем в учебнике правило на стр. 30.

- Что нам нужно знать очень хорошо, чтобы правильно делать выбор между З и С?(знать глухие и звонкие согласные)

5, 6 слайды

Вспомним звонкие согласные и глухие согласные. Игра «Составь ромашку».

Чтоб было меньше случаев неясных,

Чтобы отметок не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

-Как я вам показывала при изучении фонетики как отличать звуки глухие и звонкие? (приложить руку к горлу. Если дрожание- звонкий, если тишина- глухой)

- Мы помогли жителям разрешить их спор? Каким образом?

7 слайд

- Сейчас предлагаю представить правило в виде схемы. Откройте тетради для подготовки к экзамену. Запишите наши наблюдения по теме в виде схемы. Запомните графическое выделение орфограммы.

- Подведем итог. Для чего нам изучать эту тему? Где в жизни нам пригодятся эти знания?

Групповая













































Индивидуальная



Фронтальная





Работа в группах

Анализируют языковой материал, выдвигают гипотезы, делают вывод об условиях написания з-с на конце приставок.









Чтение теоретического материала.

Составляют схему.

Отвечают на поставленный вопрос, аргументируют свой ответ.

Презентация

Запись схемы

Осуществлять поиск необходимой информации, наблюдать, анализировать, синтезировать, классифицировать, осуществлять исследовательскую деятельность (П).

Способность принимать учебную цель, уметь слушать, выдвигать версии (Р).

Уметь выражать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (Р).

Физкультми-нутка




Снять усталость и напряжение.

Пушкарева Ирина

Ученик проводит физкультминутку.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы - серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг - скок, прыг - скок -

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед - назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Семь! За партой мы опять.

Совместная деятельность учителя и ученического коллектива

Выполняют упражнения.

Участвовать в совместной деятельности (К).

Вырабатывать навыки здорового образа жизни (Л).

Первичная проверка

понимания. Восприятие и первичное осознание нового




Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Выполнение упражнения 437. (по желанию у доски)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОФОРМЛЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ДАННОЙ ОРФОГРАММЫ.

Итог работы.

Весь урок нас внимательно слушал герой всеми известного мультфильма. Как его зовут? (на доске). Он говорит, что слушал очень внимательно только иногда на чуть-чуть заглядывал в окно, чтобы посмотреть своего друга Карлсона. И Малыш решил похвастаться, какой он молодец. Вы согласны с ним?

Разделить, зделать, здание, здоровье.

Давайте исправим ошибки. (фломастером на другом листе сделать правильно). Работа у доски.

- Как оценим Малыша? Что мы ему посоветуем? А что должны запомнить мы?

- Почему первое слово разделить будет являться орфограммой к нашей теме урока, а вот слово сделать нам не подходит? (мы изучаем написание з и с на конце приставок).

Фронтальная

Записывают слова, графически выделяют условия выбора букв з-с на конце приставок.

Выполнять задания, практически осваивать методы познания (П).

Формулировать правило, аргументировать ответ, строить устное высказывание (К).

Контролировать и корректировать полученные знания (Р).



Первичное закрепление. Промежуточная диагностика усвоения новых знаний


Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, применение новых теоретических сведений (алгоритма) при решении учебно-практических задач.

-Закрепить новую тему вам поможет работа с карточками. Выполняем задание самостоятельно по заданию карточки. Затем проведем взаимопроверку.

КАРТОЧКА

ФИ _______________________________

Задание: распределить слова в две колонки, вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограмму.

И…целить, бе…граничные, бе…сердечный, и…пугаться, ра…сказать, ра…бить, ра…положиться, бе…защитный, в…вилась, во…наградить, бе…численный, во…делать, ра…пустить, бе…радостный.

Слайд 8.

- Проверьте работу одноклассника и оцените в соответствии с критериями на слайде. Сдайте карточки.

Итог: какие были затруднения? Довольны ли вы результатом?

Индивидуальная работа









Работают с карточкой

Оценивают работу соседа по парте.

Вставить пропущенную букву, графически обозначить выбор з-с на конце приставок.

Высказывают своё мнение, аргументируют его.

Выполнять задания, практически осваивать методы познания (П).

Организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, приводить аргументы (К).

Вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей (Р).

Отстаивать свою точку зрения, оценивать усваиваемое содержание (Л).



Рефлексия учебной деятельности на уроке




Формирование осознанности и критичности учебных действий;

осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развитие способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Проводит заключительную беседу по вопросам.

- Какой была цель урока? Достигли ли мы цели урока?

- Что вы узнали на уроке? Чему научились?

У вас на столах есть цветы. Продолжите на обратной стороне предложение: Я сегодня на уроке ….

А сейчас каждый из вас свои цветочки посадит на мою клумбу. Я буду рада всему, что вы написали и обязательно прочитаю.

А сейчас оценим работу одноклассников:

У вас на столах есть ремешки доверия. Отдайте его тому, кто, по-вашему, работал лучше всех сегодня. Вы имеете право оставить его и у себя, если считаете, что ваша работа была достойной сегодня.

Выставление отметок в журнал.

Фронтальная

Принимают участие в обсуждении.

Оценивают результативность своей деятельности на уроке.

Анализировать свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока (П).

Определять степень успешности своей работы (Р).

Слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме (К).

Домашнее задание




Информировать обучающихся о домашнем задании.

Знакомит учащихся с домашним заданием

Разноуровневые домашние задания

Карточка.

1. Спишите, графически объясните правописание согласной на конце приставок по образцу.

Образец: беззаботный

Бесстрашные альпинисты, бесшумные шаги, разглядеть силуэт прохожего, возделывать почву, хороший рассказчик, беспокойный человек, испарение воды, разжигать костёр, разбросать вещи, избежать наказания.

2. Упражнение 438.

«3»

Упр 438

«4»

Упр. 440

«5»

Упр.443

Инструктаж по Д\З

Индивидуальная

Самостоятельно осуществляют выбор домашнего задания.

Выбор домашнего задания с учетом уровня усвоения учебного материала.



© 2010-2022