Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау от 21.08.2015г. №54а о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау;

-Учебный план МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;

-Годовой учебный календарный график МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;

-Положение МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау «О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

- Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва, Просвещение, 2011.

Сведения об УМК

УМК. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). - М.: Просвещение, 2013 г.

Цель и задачи учебного предмета

Цели:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, осознанного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, овладение культурой межнационального общения.

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию к потребности в речевом самосовершенствовании.

  • Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

  • углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;

  • развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Представленная программа предусматривает изучение русского языка в 8 классе общеобразовательных учреждений : 102 часа (3 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные результаты:

1) овладение общими сведениями о языке;

2) усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и

грамматических категорий языка;

3) освоение базовых понятий лингвистики;

4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно

речевой ситуации;

5) овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование

грамматической и лексической синонимии.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;

3) взаимодействие в процессе речевого общения;

4) овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного

общения.

Личностные результаты:

1) понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний

по языку для организации речевого общения.

2) воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-

этических норм

3) достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).

Предпочтительные формы контроля

  • разные виды диктанта (объяснительный, графический, цифровой, словарный, предупредительный, свободный, диктант с грамматическим заданием) ;

  • подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения;

  • тесты;

  • сочинение на свободную тему, сочинение рассуждение на морально-этическую

  • тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу;

  • проверочная работа с выбором ответа;

  • индивидуальный контроль ( карточки), работа с перфокартами;

  • комплексный анализ текста.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.



Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Общие сведения о языке (2 ч.)
Повторение пройденного в V-VII классах (6 ч. + 2 ч.)

Синтаксис и пунктуация(3 ч. +1 ч.)
I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.

II. Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст.

Словосочетание (4 ч.)

I.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Двусоставные предложения (6 ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6 ч. + 2 ч.)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Односоставные предложения (11 ч.+2 ч.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.

Простое осложненное предложение (1ч.)

Однородные члены предложения (10 ч. + 3 ч.)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (14 ч. + 2 ч.)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (8 ч. + 4ч.)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Синтаксические конструкции с чужой речью (4 ч. + 3 ч.)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (5 ч. +2ч.)

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Контрольные мероприятия

Контроль

аудирования

Контроль чтения

Контроль говорения

Контроль письма

I четверть

9

3

27

2

1

1

1

4

II четверть

8

3

24

1

1

1

1

1

III четверть

9

3

26

3

1

1

1

3

IV четверть

9

3

25

2

1

1

1

5

Итого в год

35

12

102

8

4

4

4

13

Особенности класса

Общеобразовательный.

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов.

Дополнена тематика уроков по развитию речи, в календарно-тематическое планирование включены различные виды деятельности на уроках развития речи: обучение сжатому и выборочному изложению, обучение написанию сочинений- описаний и сочинений-повествований.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма) На уроках русского языка учитель большое внимание уделяет работе по совершенствованию связной речи учащихся (пересказ, сообщение по плану и т.д.) Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, определять основную мысль, составлять план, систематизировать материал.

В данную рабочую программу включены уроки-практикумы, целью которых является увеличение самостоятельной работы учащихся (тесты - тренировочные и контрольные, поисковая и проектная деятельность).

На уроках для контрольных, объяснительных, предупредительных диктантов используются тексты об истории, культуре, природе Республики Башкортостан.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной раз­новидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпи­графа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора ис­ходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравни­тельную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для пуб­лицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языко­вые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их опре­делять;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, осно­ванные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, поль­зоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные пред­ложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, одно­родными и обособленными членами;

-правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при про­ведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуа­ции, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы



Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Оценки

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообра­зием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержа­нии и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последова­тельности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи доста­точно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографи­ческая и 3 пунктуа­ционные ошибки; 3) или 4 пунктуаци­онные ошибки при отсутствии орфо­графических оши­бок; 4) а также 2 грамма­тические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклоне­ния от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последова­тельности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречает­ся неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 не­дочётов в содержании и 5 речевых недочё­тов.

Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуацион­ных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографи­ческих и 4 пунктуацион­ные ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана ко­роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час­ты случаи неправильного словоупотребле­ния. 5. Нарушено стилевое единство текста. В це­лом в работе допущено до 6 недочётов в со­держании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.





Календарно-тематический план

урока

Сроки проведения

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечания



1.

План

Факт






Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык в современном мире.



1

Письменно ответить на вопрос «Какие вы знаете слова, пришедшие в русский язык из языков народов, населяющих Россию?»

2.



Повторение пройденного в 5-7 классах

Буквы н и нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий

1

Объяснительный диктант, анализ текста

3.




Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

Диктант

«Проверь себя»

4.




Слитное и раздельное написание не/ни с местоимениями и наречиями

1

Тестирование

5.




Подробное изложение с грамматическим заданием, со зрительной подготовкой

1

Написание изложения

6.




Подробное изложение с грамматическим заданием, со зрительной подготовкой

1

Написание изложения

7.




Правописание дефиса

1

Словарный диктант

8.




Контрольный диктант с грамматическим заданием «Капуста»

1

Написание диктанта, выполнение грамматического задания

9.




Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками

10.



Синтаксис. Пунктуация

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел грамматики.

1

Заполнить таблицу, ответить на вопросы

11.




Пунктуация. Знаки препинания, и их функции

1

Графический объяснительный диктант, составление схем, конструирование по схемам

12.




Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

1

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи

13.




Текст как единица синтаксиса

1

Из слов составить предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст

14.



Словосочетание

Словосочетание как единица синтаксиса

1

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи

15.




Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова

1

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова

16.




Виды словосочетаний по способу связи слов

1

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова

17.




Синтаксический разбор словосочетаний

1

Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным

18.




Нормы сочетания слов и их нарушения в речи

1

Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным

19.




Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание

1

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи

20.



Простое предложение

Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой

21.




Порядок слов в предложении. Интонация

1

Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется инверсия?»

22.



Контрольный диктант «Памятник Мусе Джалилю».

1

Написание контрольного диктанта

23.




Работа над ошибками. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее

1

Составить предложение, использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный диктант

24.




Виды сказуемого

1

Составить план теоретического материала параграфа

25.




Простое глагольное сказуемое и способы его выражения

1

Подготовить устное высказывание «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых

26.




Составное глагольное сказуемое, способы его выражения.

1

Заменить составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные глагольные с кратким прилагательным. Составить план, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами

27.




Составное именное сказуемое, способы его выражения.

1

Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое и способы его выражения»

28.




Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Объяснительный диктант

29.




Виды сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание

30.




Рр. Контрольное сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди».

1

Написание сочинения по картине

31.




Второстепенные члены предложения. Дополнение. Способы выражения дополнения.

1

Разбор предложений по членам. Осложнённое списывание.

32.




Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.

1

Творческое списывание. Найти в тексте согласованные и несогласованные определения, указать, какие определения обозначают устойчивые признаки предметов, а какие указывают лишь на отношения между предметами

33.




Приложение. Знаки препинания при приложении.

1

Составить план к теоретическому материалу параграфа, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами

34.




Обстоятельство. Способы его выражения.

1

Конструирование предложений, Заполнить таблицу «Виды обстоятельств по значению»

35.




Главные и второстепенные члены предложения.

1

Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой

36.




Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности.

1

Сочинение - характеристика

37.




Контрольная работа по разделу «Главные и второстепенные члены предложения».

1

Выполнение контрольной работы

38.



Односоставные предложения

Работа над ошибками. Односоставные предложения.

1

Составление опорной схемы

39.




Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

Объяснительный диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа.

40.




Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.

1

Запись предложений под диктовку, лингвистический разбор, комментированное письмо, беседа.

41.




Вопрос об обобщенно-личных предложениях.

1

Беседа. Тренировочные упражнения

42.




Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

1

Орфографическая работа, запись под диктовку с последующей самопроверкой по словарю, работа с теоретическим материалом.

43.




Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

1

Работа с предложением. Выборочный диктант.

44.




Назывные предложения, и структурные и смысловые особенности.

1

Словарный диктант, ответы на вопросы учебника, лингвистический разбор, работа по карточкам.

45.




Неполные предложения.

1

Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные

46.




Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой

47.



Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

1

Сочинение - миниатюра

48.




Контрольный диктант «Душица».

1

Написание контрольного диктанта

49.



Работа над ошибками. Понятие об осложненном предложении.

1

Конструирование предложений, разбор их по членам, составление схем, графический диктант

50.



Однородные члены предложения

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения.

1

Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов

51.




Однородные и неоднородные определения.

1

Составить конспект текста правила

52.




Однородные и неоднородные определения.

1

Предупредительный диктант

53.




Контрольное изложение «Сестры»

1

Написание изложения

54.




Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

Комментированное письмо. Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

55.




Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

Графический диктант

56.




Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

Составить алгоритм применения правила

57.




Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

Составить связное высказывание, включить изученные синтаксические конструкции

58.



Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

1

Сочинение - миниатюра

59.




Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1

Объяснительный диктант

60.




Контрольная работа по разделу «Однородные члены предложения»

1

Выполнение контрольной работы

61.




Анализ контрольной работы

1

Работа над ошибками.

62.




Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения текста.

1

Написание изложения

63.



Обособленные члены предложения

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

1

Комментированное письмо

64.




Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

Конструирование предложений

65.




Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

1

Выразительное чтение примеров

66.




Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений.

1

Орфографическая «пятиминутка», работа с учебником, практикум по теме.

67.




Рр. Контрольное сочинение «Мои друзья».

1

Написание сочинения

68.




Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них.

1

Конструирование предложений

69.




Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

1

Разбор примеров из произведений художественной литературы

70.




Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1

Составить схемы предложений

71.




Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1

Работа с учебником, практикум, проверка

72.




Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

73.




Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

Диктант

«Проверяю себя»

74.




Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

1

Синтаксический разбор предложений

75.




Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.

1

Предупредительный диктант

76.




Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

1

Синтаксический разбор предложений

77.




Контрольный диктант «Лебеди».

1

Написание контрольного диктанта

78.



Обращения, вводные слова

Работа над ошибками. Обращение, его функции и способы выражения.

1

Составить таблицу «Запятая при обращении»

79.




Знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

1

Работа с записями на доске, работа с учебником, практикум, изучение материала параграфа, выполнение заданий.

80.




Эпистолярный жанр. Составление делового письма.

1

Составление делового письма

81.




Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

1

Заполнить таблицу «Значения вводных слов»

82.




Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

1

Диктант

«Проверяю себя»

83.




Сжатое изложение «Как раньше взрослели»

1

Написание изложения

84.




Сжатое изложение «Как раньше взрослели».

1

Написание изложения

85.




Вводные предложения, знаки препинания при них.

1

Синтаксический разбор предложений

86.




Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций.

1

Тренировочные упражнения

87.




Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»

1

Повторяем орфографию, анализ образца разбора, анализ пунктуационного разбора, работа с учебником, тренировочные упражнения.

88.




Контрольный диктант «Глазами художника».

1

Выполнение контрольной работы

89.



Прямая и косвенная речь

Работа над ошибками. Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания.

1

Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам

90.




Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1

Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи

91.




Цитаты и знаки препинания при них

1

Записать текст под диктовку

92.




Систематизация и обобщение изученного по теме «Чужая речь»

1

Объяснительный диктант

93.




Итоговый тест.

1

Тестирование

94.




Анализ итогов тестирования.

1

Работа над ошибками.

95.




Рр. Контрольное изложение «Старуха Изергиль».

1

Сочинение - рассказ по данному началу с включением диалога

96.




Продолжение изложения «Старуха Изергиль».

1

Сочинение - рассказ по данному началу с включением диалога

97.



Повторение изученного в 8 классе

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Синтаксис и морфология.

1

Анализ текста

98.




Итоговый контрольный диктант «Отчего может погибнуть лес»

1

Взаимодиктант

99.




Работа над ошибками.

1

Тест

100.




Синтаксис и орфография

1

Объяснительный диктант

101.




Синтаксис и пунктуация.

1

Написание контрольного диктанта

102.




Синтаксис и культура речи.

1

Работа над ошибками





























Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект - М.: Просвещение, 2010.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. - М.: Просвещение, 2007.

  4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013

  5. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;

  6. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных

учреждений с русским языком обучения.;

  1. Концепция модернизации Российского образования;

  2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным

наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта

общего образования;

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета»Русский (родной) язык в

условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего

образования»;

  1. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным

наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта

общего образования. Русский язык.

Учебно-практические издания

  1. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. - М.: Просвещение, 2007.

  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Сборник диктантов по русскому языку для 7-9 классов башкирской школы.- Уфа: Башкирское издательство «Китап», 2004

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 8 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 2007

Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010

Учебно-наглядные издания и пособия

Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. -Санкт - Петербург.: Литера, 2006. -60с.;

Учебно-методические пособия

  • Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2009

  • Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007

  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2010.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995. -383с.;

  • Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. -М.: Просвещение, 1990. - 253с.;

  • Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. -М.: Международные отношения, 1993. -153с.;

  • Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;

  • Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998. -300с.;

  • Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997. -340с.;

  • Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  • Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. -М.: Просвещение, 1994. -107с.;

Аудио- и видеоприложения

  1. Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

  2. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».

  3. Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

  4. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»



Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Публикации газеты «Русский язык» за 2005, 2006 г

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009

Компьютерные и ИКТ средства

  1. Диск « Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»

  2. Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

  3. Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

  4. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Технические средства обучения

Магнитофон.

Демонстрационные пособия

Таблицы.

Экранно-звуковые пособия

Ноутбук.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Рабочее место учителя и учащихся, магнитофон.

Список литературы



Литература, рекомендованная для учителя

  1. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003

  2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. -М.: Просвещение, 1990. - 253с.;

  3. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. -М.: Международные отношения, 1993. -153с.;

  4. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;

  5. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. - М.: Просвещение, 2007.

Литература, рекомендованная для учащихся

  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995. -383с.;

  • Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998. -300с.;

  • Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997. -340с.;

  • Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  • Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. -М.: Просвещение, 1994. -107с.;

  • Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. -Санкт - Петербург.: Литера, 2006. -60с.;

Дополнительная литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.

4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.

5. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с.

6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.



© 2010-2022