Статья Использование ИКТ

Главная цель научной публикации — познакомить  сообщество с результатами исследования автора, а также обозначить его приоритет в избранной области науки.  Статья представляет собой краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и определения его значения для развития данной области науки. В ней  содержатся достаточное количество ин­формации , чтобы коллеги сами смогли оце­нить и проверить результаты работы. В статье  четко и сжато изложено современное состояние вопроса, р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


С.И. Костина, преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО «ВПТ», г. Волжский Волгоградская область



Использование ИКТ как современный способ подачи материала

на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)


Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» студента в обстановку какой-либо исторической эпохи, наблюдать литературного героя, создать иллюзию соучастия, сопереживания. Предметы русский язык и литература не являются исключением, так как студент с интересом и увлечением работает на уроке, решая тренинги, видит плоды своего труда и может их оценить.

При подготовке к урокам использую Интернет - ресурсы: каталог информационных ресурсов по русскому языку, расположенный на сайте, «Грамота.ру» gramota.ru/. Мне самой нравятся уроки с использованием программ MS Office (Word, Power Point). Я научилась пользоваться готовыми презентациями и создавать свои. Эти интересные программы обогащают урок эмоциями, психологически облегчает процесс усвоения, прививает интерес к литературе, расширяет кругозор и повышает эффективность урока. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок более интересным. При этом компьютер становится помощником преподавателя. Роль учителя здесь особенно важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает студенту в процессе работы, оценивает их знания и развитие. Учитывая, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной, становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения усложняется: требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Уроки с использованием разных программ( "Репетитор", «Нескучные уроки. Клавиатурный тренажёр», «1С русский язык») всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности студентов следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому с целью максимального его развития. Азарт игры ненавязчиво увлекает, в итоге - развивает практическую грамотность. А вот используя мультимедийные средства эпизодически, бессистемно, можно нанести вред обучению, которое повлияет на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, а работать в комплексе.

Использование ИКТ развивает исследовательские способности студентов, повышает их речевую активность, способствует осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, создания своего текста, своего проекта. Так студенты групп ЭМЭ-54,ЭМЭ-55, Б-69 попробовали себя в проектной деятельности. «Песни 70-80х. Песни наших родителей», «Поэты-барды», «Художественное воплощение свободы и несвободы в романе «Мастер и Маргарита», «Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М.А. Шолохова. В чём-то получились удачные, в чём-то неудачные, но интерес и поиск информации заставили студентов включиться в процесс познания. Ученики убедились, что для успешной защиты проекта необходимы богатый словарный запас и ораторские навыки. Речь, как визитная карточка, характеризует высококультурного, образованного человека, который в любой ситуации мог бы грамотно вести диалог.

Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость, поэтому я провожу занятия, где использую упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций по методике Н. Шапиро. студенты учатся понимать текст, анализировать его, выявляя отличительные признаки и текстообразующие элементы, логически выстраивать план повествования, формулировать основные тезисы, приводить аргументы в их защиту делать обобщения.

Очень важно научить детей читать выразительно, следуя орфоэпическим нормам. Яркое, сопровождаемое музыкой чтение эмоционально воздействует на ребят, поэтому на уроках литературы использую диск: «Стихи русских поэтов о родной природе» издательства «Весть-тда» серии «Образовательные программы». Он подходит для применения в любой группе. А 2012 году издательство «Просвещение» предложило учителю-филологу неоценимую помощь, выпустив к комплекту учебников литературы по программе В.Я.Коровиной диски MP-3. С удовольствием в своей работе использую мультимедийную энциклопедию «Русская литература».Особенности этой программы: более 10 000 страниц текста;36 аудио- и видеофрагментов; интерактивное тестирование, теория и практика стихосложения, биографическая информация для рефератов. Слушая актерское чтение произведений, ученики стараются читать, подражая чтецу.

Формируя коммуникативную компетенцию студентов, преподаватель предполагает развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. Этому служат внеклассные мероприятия. Увлечённые ученики с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, совершенствуя свою речь и развивая речевой опыт. Так, например, в 2013-2014 учебном году предметно-цикловая комиссия гуманитарных дисциплин под руководством Андреевой Ларисы Николаевны, зам.директора по воспитательной работе ГБОУ СПО «ВПТ», преподавателя 1-й квалификационной категории ,а также Костиной Светланы Ивановны, преподавателя ГБОУ СПО «ВПТ»,председателя цикловой комиссии, провела литературную гостиную, посвящённую С.А Есенину. Получилось великолепное мероприятие.

Такие мероприятия ,конечно, радуют и ученика, и учителя. Пусть наши уроки помогут студенту войти в жизнь образованным, умелым и уверенным в себе человеком, ведь важнейшие индикаторы личности - это хорошо поставленная речь, яркое и отточенное слово.

Думаю, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность студентов информационными технологиями, нужно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.


Список использованной литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: 2010.

  2. Левитес Д. Г., Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. - Мурманск, 2011

  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2009.

  4. Русский язык. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. -М., 2009

  5. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 2010.

  6. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 2008.



© 2010-2022