- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по технологии Мастерская
Конспект урока по технологии Мастерская
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мосалова Т.М. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА
«ШЕЛЕХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ»
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БАКЛАШИ им. А.П. БЕЛОБОРОДОВА
Конспект урока литературы 10 класс
по технологии «Мастерская»
учителя русского языка и литературы МБОУ ШР «Шелеховский лицей»
Мосаловой Татьяны Михайловны
Тема: «Философская лирика Ф.И.Тютчева»
Цели:
-
Ознакомить учащихся с философской лирикой Ф.И.Тютчева; показать единство мира и философии природы в лирике поэта;
-
Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста;
-
Приобщать к ценностям духовной культуры, прививать интерес к поэтическому слову.
Ход мастерской
-
Индуктор. На этом этапе учащимся предлагается задать вопрос мудрецу, сосредоточится на личностно-значимом для каждого вопросе.
Притча «Все в твоих руках» (учитель читает притчу)
Давным-давно в старинном городе жил Мудрец, окруженный учениками. Самый способных из них однажды задумался: «А есть ли вопрос на который наш Мудрец не смог бы дать ответа?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мудрецу и спроси: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?». Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и в любое мгновение готов был сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Учитель задает классу вопрос: Представьте, что Мудрец вдруг оказался среди Вас. О чем бы вы хотели его спросить?
-
Запишите два самых главных вопроса
-
Зачитываем вопросы вслух, слушаем всех. Самые интересные вопросы можете записать себе.
-
Деконструкция. Работа в группах. Элементы анализа стихотворений, выбранных исходя из личных интересов каждого.
-
Из тех стихотворений, что вы читали дома, выпишите повторяющиеся слова-образы, обозначающие цвет, очертания, звуки, смысл, чувства.
-
Поделитесь своими находками в группе. Подготовьте выступление от группы «Важные для Тютчева образы».
-
Выступления групп: чтение стихотворений, ответы на вопрос.
-
Из ряда записанных слов выберите одно и запищите два раза (по образцу на доске) , подберите к ним ассоциации.
ЗВЕЗДА
ЗВЕЗДА
По смыслу
По звучанию
-
Из разных столбиков выберите по одному слову и соедините их в словосочетание, запищите это словосочетание по середине листа. Это будет название Вашего текста. (все учащиеся пишут, затем зачитывают тексты вслух)
-
Продолжение деконструкции. Работа с текстами стихотворений, критических заметок, воспоминаний современников Ф.И.Тютчева. Здесь включается способность к ассоциативному мышлению.
-
Из предложенных вам текстов выберите те, которые нравятся лично Вам.
-
Обсудите и запишите вопросы, которые, как вам кажется, возникают у поэта и у вас самих в связи с прочитанным.
-
Зачитываем вслух вопросы.
-
Из критических заметок выберите ту, которая на ваш взгляд подходит к выбранным стихотворениям и вопросам, или , наоборот, противоречит им.
-
Обсудите эти вопросы. Приготовьтесь объяснить всем, какое соответствие или противоречие вы нашли.
-
Выступление от группы: «Вселенная Ф.И.Тютчева» или «Художественный мир Ф.И.Тютчева». Сделайте записи в тетрадях
-
Реконструкция (разрыв). На этом этапе происходит поиск слова, поскольку надо писать не только о себе, но и о том, что чувствовал поэт. Учащиеся находят ключевые слова, образы-символы, присущие поэтическому миру Ф.И.Тютчева.
-
Из всех записей, сделанных вами по ходу урока, выберите слова или словосочетания особенно важные для вас, для понимания содержания стихотворений, для самого Ф.И.Тютчева , подчеркните их.
-
Обведите в кружочек самое главное для вас.
-
Выпишите с большой буквы по среди строки и оформите любым пунктуационным знаком: (?,!, …)
-
Социализация. Ребята зачитывают тексты вслух.
-
Рефлексия. Учащиеся пишут текст, который начинается словами «Сегодня на уроке Я…». Здесь происходит обобщение чувств, пережитых на мастерской. Здесь ребенок переживает нечто, возникшее от осознания достижений собственной мысли, своего мироощущения.
-
Учитель читает притчу.
Однажды старик решил открыть своему внуку одну жизненную истину. И сказал он ему:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, гнев, отчаяние, страх, обиду, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: гармонию, мир, любовь, надежду, истину, доброту и помощь.
Внук, тронутый до глубины души словами дел, задумался, а потом спросил:
- а какой волк в конце концов побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
VIII. Домашнее задание: приготовьте нам свой подарок от Мудреца.
Примечание. 1) На мастерской оценки детям не выставляются, потому что девиз мастерской: «Все равны, все способны». 2) Все дидактические материалы к уроку даны в приложении.
Директор __________________ О.А.Меновщикова
подпись (расшифровка подписи)