Деятельностный подход при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

"Деятельностный подход при подготовке к ЕГЭ по русскому языку". Обобщение опыта работы по  подготовке к ЕГЭ по русскому языку.Методические принципы, используемые в работе: • личностно-ориентированный подход; • коммуникативная направленность; • деятельностный характер обучения; • поэтапное обучения от простого к сложному. Деятельностный компонент образовательного процесса предполагает: 1.Использование специальной системы упражнений.   2. Введение в образовательный процесс интерактивных форм обу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Учитель МКОУ «Советская СОШ»: Кирилова Е.И.

Внедрение системы подготовки выпускников к ЕГЭ создаёт благоприятные условия для эффективной подготовки к государственной аттестации по русскому языку. Работа будет успешна тогда, когда ученик очень чётко понимает, что нужно делать, как это следует выполнять и, прежде всего, зачем.

Методические принципы, используемые в работе:

• личностно-ориентированный подход;

• коммуникативная направленность;

• деятельностный характер обучения;

• поэтапное обучения от простого к сложному.

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.

Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное - личная инициатива. Когда задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?»

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Деятельностный компонент образовательного процесса предполагает:

1.Использование специальной системы упражнений. Упражнения распределяются по трем направлениям в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: 1) аналитические, 2) аналитико-синтетические и 3) синтетические. Упражнения первого типа - аналитические - это коллективная (в классе) коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями, т.е. умению понимать текст, занимать позицию адресата, и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел (то, что на уроках литературы называется идеей произведения). С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста.

Второй тип - аналитико-синтетические упражнения. В этом случае коммуникация усложняется количеством текстов, и ученик вступает в диалог сразу с несколькими писателями (авторами), так как ему предстоит в едином псевдотексте выделить различные тексты. Такого рода упражнения помогают отрабатывать коммуникативные позиции слушателя (читателя), критика, управляющего и организатора коммуникации. Школьник сначала разбирает текст, а затем собирает разрозненные предложения в несколько единых по содержанию и форме отрывков. Третий тип - синтетические упражнения, с помощью которых ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации. Задания, помещенные в этом разделе, решают проблему мотивации к сочинению учениками собственных произведений. Они помогают тренировать у школьников умение писать свои тексты. Предлагается выполнять эту сложную работу частями, поэтапно, тем самым готовиться к освоению сложного процесса написания сочинения.

Главный результат выполнения всех типов упражнений: школьники овладевают способами действия с текстом, т.е. самостоятельно могут: понять главную мысль, максимально близкую авторской идее; восстановить конситуацию создания текста; объяснить приемы и средства, с помощью которых автор достигает реализации своего замысла; объяснить использование конкретных грамматических и стилистических средств для выражения замысла автора и создания образов; создать собственные тексты (устные и письменные), адекватные заданной речевой ситуации.

2. Введение в образовательный процесс интерактивных форм обучения: а) ролевая игра, б) модель речевой ситуации, в) устные дискуссии, г) устная и (или) письменная газета, д) торг решений, е) опорный текст или опорный конспект, ж) языковые игры. Использование подобных игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладения языковыми знаниями и нормами.

3. Работа со зрительной опорой. Ситуации должны быть тематически разнообразными, включать самые разные - наиболее распространенные в жизни - темы и сюжеты. При этом можно использовать следующие виды работ: а) устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей, б) устный рассказ по картинке, в) письменный рассказ по картинке. Другим типом зрительной опоры являются репродукции картин известных художников и фотографии. Основная цель работы с этим видом зрительной опоры - развитие наблюдательности.

4. Написание творческих работ (сочинения) на основе личных впечатлений. Методика этой работы следующая: 1) обдумывание темы творческой работы (возможно, вместе с детьми); 2) чтение творческих работ; 3) анализ.

5.Система мониторинга. Индивидуальные маршруты. Эти два направления тесно взаимосвязаны между собой. От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку». Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий части А и В, выявить явные пробелы по предмету, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут. Такую работу нужно проводить несколько раз в течение учебного года, а зачастую постоянно с целью выявления динамики развития.

Для каждого учащегося я предлагаю картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку. Обязательно ставлю в известность родителей об успехах учащегося.

6. Мультимедийные уроки.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей русского языка и литературы диктуется особенностями данных предметов, а именно потребностью в демонстрации иллюстраций к произведениям, решение тестов, воспроизведение текстов и т.д. Мультимедийные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание.

7.Работа с текстами

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмыслени, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом:

1)Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2)Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

3)Прием составления сводной таблицы - позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

4) Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста

5)Прием использования подчёркивания

Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться с заданиями части С, требующими дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.

8.Работа с тестовыми заданиями



  • закрепление и самопроверка своих знаний («Тестовые задания по русскому языку» Г.А.Богданова) (5-9кл.)

  • самостоятельная работа с тестами ( Н.А.Сенина «ЕГЭ по русскому языку», Е.Л.Ерохина «ЕГЭ по литературе»)

  • систематический контроль

9.Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций

10.Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов - констатирующего и критического - с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

4


© 2010-2022