- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка на тему Следуйте путями доброты (8 класс)
Конспект урока русского языка на тему Следуйте путями доброты (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гвоздева И.Н. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 29»
г.о. Саранск Республики Мордовия
Конспект урока русского языка
в 8 классе
Следуйте путями доброты
подготовила
учитель русского языка и литературы
Гвоздева Ирина Николаевна
Саранск, 2014
Форма проведения занятия: урок-исследование
Предметная область: русский язык, языкознание, лексикография, русская словесность
Актуальность: актуальность определяется запросами современной эпохи - эпохи возвращения к многовековым нравственным ценностям. Осознание того, что доброта - это величайшая нравственная ценность человека.
Цель: доказать, что доброта - это величайшая нравственная ценность человека.
Задачи:
-
развитие устной и письменной речи учащихся;
-
закрепление навыков комплексного анализа текста;
-
развитие навыков поисковой работы;
-
развитие умения аргументированно излагать свою позицию;
-
воспитание у учащихся интереса и внимательного отношения к языку, произведениям народного творчества.
Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: экран, компьютер, толковые словари, словарь синонимов; у каждого учащегося - текст Д.С. Лихачева и памятка со схемой анализа текста культуроведческой направленности.
Ожидаемые результаты: повышение уровня мотивации учащихся в изучении русского языка и культуры; воспитание внимательного читателя; расширение знаний школьников об интеграции языкового, культурно-исторического пространств.
Ход урока
-
Эмоциональный настрой урока
- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока - «Следуйте путями доброты». Для успешной работы вам нужно настроиться, сосредоточиться.
-
Целеполагание
- Посмотрите ещё раз на тему нашего урока. Как вы думаете, какова основная цель нашего урока?
(Возможные ответы учащихся: Мы будем говорить о доброте, о том, что включает в себя понятие ДОБРОТЫ, каковы законы доброты)
- Каким бы был наш мир, если бы в нем не было добрых людей? Разве мог бы мир существовать в том виде, какой он есть, без доброты? Основная цель нашего урока - доказать, что доброта - это величайшая нравственная ценность человека.
В процессе ответа на основной вопрос урока мы будем развивать устную и письменную речь; закрепим навыки комплексного анализа текста и поисковой работы; будем развивать наше умение аргументированно излагать свою позицию.
Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, которые должны доказать тезис, заявленный в качестве темы нашего урока. А поможет нам в этом текст Д.С. Лихачева.
А кто такой Д.С. Лихачев? Какой вклад он внес в развитие русского языка, русской литературы, русской истории?
3. Подготовленные сообщения учащихся о Д.С. Лихачеве
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 года. Учился сначала в гимназии Человеколюбивого Общества (1914-1915), затем в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915-1917), заканчивал среднее образование в Советской трудовой школе им. Л.Лентовской (1918-1923). С 1923 по 1928 г. учился в Ленинградском государственном университете на факультете общественных наук, на этнолого-лингвистическом отделении. Здесь он проникся особой любовью к родной истории и культуре и начал исследовать древнерусскую литературу.
Студентом был арестован за участие в собрании одного из популярных тогда студенческих кружков, приговорен к пяти годам исправительных работ и сослан на Соловки в бывший Соловецкий монастырь. Этот период академик Д.С. Лихачев впоследствии называл «самым важным временем в своей жизни», потому что, пройдя через страшные испытания тюрем и лагерей, он научился жертвенной любви к людям и всегдашнему следованию по пути Добра.
Лихачев никогда не поступился ни своими глубокими религиозными убеждениями, ни патриотической любовью к России. Он более, чем кто-либо другой, имел отношение к формированию истинной "российской индивидуальности", которая сочетает в себе здоровый патриотизм, глубокое понимание и почитание всех аспектов российской культуры, а также широкую открытость и толерантность, и сам же он был воплощением этой индивидуальности.
Д.С. Лихачев - крупнейший ученый своего времени, своеобразный символ русской интеллигенции XX века, один из наиболее авторитетных специалистов в области древнерусской литературы, призывавший нацию к гуманизму и демократии, символ борьбы за торжество истины и восстановление традиционных гуманитарных и духовных ценностей.
Президентом Российской Федерации 2006 год был объявлен Годом Лихачева.
Из множества трудов Лихачева особое место занимает его книга «Письма о добром и прекрасном», адресованная молодым людям, которым предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, к которому нельзя не прислушаться.
4. Чтение учителем текста Д.С. Лихачева
- Послушайте текст Д.С. Лихачева. (Текст проецируется и на экран.)
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно. Поверьте мне! (Д.Лихачёв.)
5. Комплексный анализ текста под руководством учителя
- Приступая к анализу текста, мы должны помнить о том, что в языке писателей нет ничего случайного: все элементы текста работают на выражение главной идеи, все средства помогают читателю понять эту идею. Текст - это своего рода зашифрованное послание, которое поможет нам дешифровать комплексный анализ текста.
Давайте вспомним порядок анализа текста.
Примерная схема анализа текста культуроведческой направленности
-
Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). Докажите, что это текст.
-
Охарактеризуйте лингвокультурологическую ситуацию, в которой был создан текст (если возможно).
-
Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают идею (основную мысль) текста.
-
Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие - на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты заголовка.
-
Определите типы информации в тексте (фактуальная, концептальная и подтекстовая).
-
Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.
-
К какому типу речи относится текст? Докажите правильность своего мнения.
-
Какие средства и способы связи между предложениями используются в тексте?
-
Охарактеризуйте языковые особенности текста (лексические и грамматические).
-
При возможности сопоставьте тексты разных культур в аспекте «Диалог культур».
Перед вами текст Д.С. Лихачева. Подготовьтесь к его выразительному чтению.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно. Поверьте мне! (Д.Лихачёв.)
- Докажите, что перед вами текст.
(Перед нами текст, так как он отличается завершенностью, смысловой законченностью, связностью, т.к. все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически; стилевым единством, цельностью.)
- Определите тему текста?
(Тема текста - умная доброта.)
- Определите основную мысль текста?
(В жизни нужно следовать путями добра, это ведет к личному счастью.)
- Выпишите ключевые слова, которые отражают основную мысль текста.
(Доброта умная, целенаправленная, самое ценное в человеке, это «неразменный рубль», путями доброты.)
- Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие - на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты заголовка.
(Предложили следующий вариант - «Умная доброта». Варианты заголовка: «Самое ценное в человеке», «Следуйте путями доброты», «Счастлив тот, кто делает счастливыми других».)
- В заголовке - два ключевых слова. Давайте определим их значение, пользуясь толковым словарем, словарем синонимов.
- Определите лексическое значение слов: умный, доброта. Если слово многозначное, укажите, в каком значении оно употреблено в заголовке (работа по парам: каждая пара определяет лексическое значение 1 слова)
(Умный - 1. Обладающий умом, выражающий ум. 2. Порожденный ясным умом, разумный.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
- В каком значении употреблено слово "умный" в тексте?
(Во 2 значении - порожденный ясным умом, разумный.)
- Какие элементы смысла можем выделить в значении данного слова? Какие из них являются ключевыми?
(Ключевые элементы - ясный ум, разумный)
- Что такое "доброта"? Какие элементы смысла можем выделить в значении данного слова? Какие из них являются ключевыми?
(Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Ключевые элементы - отзывчивость, душевное расположение, делать добро другим.)
- Обратимся к словарю синонимов. Назовите синонимы к словам «доброта» и «умный».
(Синонимы к слову доброта: добросердечие, сердечность, душевность, благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, добротолюбие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость.
Синонимы к слову умный: разумный, благоразумный, понятливый, рассудительный, смышленый, толковый, мудрый, мыслящий, здравомыслящий.)
Вывод: таким образом, заголовок выражает позицию автора текста о том, что доброта - это величайшая нравственная ценность человека.
- Еще одним средством выражения авторской позиции является структура текста.
Давайте вспомним, что такое микротема? (Часть, на которую делится текст)
- Сколько микротем можно выделить в тексте? (3)
- Что характеризует каждую микротему? (Ключевые слова)
- Выделим ключевые слова каждой микротемы.
Микротема 1
Микротема 2
Микротема 3
доброта, умная, целенаправленная, самое располагающее, самое верное, личное счастье.
стремится сделать счастливыми других, «неразменный рубль»
путями доброты
- Зачем автор вводит несколько микротем?
(Каждая из них характеризует аспект значимости доброты в жизни человека как возможности его богатства народа, работает на раскрытие главной темы в разных аспектах)
- Озаглавьте каждую микротему, составьте план текста.
(1. Самое ценное в человеке - умная доброта.
2. Личного счастья лостигнет тот, кто делает счастливыми других.
3. Следуйте дорогами доброты.)
Итак, каждая микротема работает на раскрытие главной темы в разных аспектах.
- Давайте определим, к какому стилю относится текст?
(Текст относится к публицистическому стилю.)
- Вспомните, каковы признаки публицистического стиля? Докажите справедливость своего утверждения.
( Цель публицистического стиля - активно воздействовать на разум и чувства человека.
особенности публицистического стиля: образность, логичность, эмоцианальность, выразительность.Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести риторические вопросы, восклицательные предложения, предложения с обратным порядком и т.д.)
- К какому типу речи относится текст? (Это рассуждение)
-Докажите правильность своего мнения. Найдите в тексте тезис, доказательства (аргументы), вывод.
(Тезис: «В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная».
Доказательство: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Вывод: «…следовать путями доброты - очень и очень важно»)
- Какие средства и способы связи между предложениями используются в тексте?
(Предложения в тексте связаны цепным способом связи. Для связи предложений используются лексические средства: повтор ключевого слова (…к личному счастью (1 предложение) - …счастья… (2 предложение); замена контекстными синонимами (… «неразменный рубль» (2 предложение) - … путями доброты… (3 предложение).)
- Охарактеризуем языковые особенности текста. Поскольку текст принадлежит к публицистическому стилю, то в нем автор активно использует изобразительно-выразительные средства.
(Лексические средства: эпитеты, описательный оборот, метафора.
Морфологические средства: ряды однородных членов, восклицательное предложение, побудительные предложения, градация.)
Вывод: все средства (лексические и морфологические) выражают авторскую идею и убеждают читателя в том, доброта - это величайшая нравственная ценность человека, это то, что сделает человека счастливым.
- Скажите, какое у вас общее эмоциональное восприятие текста?
(Ощущение удовлетворения, желание творить добро, делать что-то полезное и нужное.)
6. Рефлексия
- Что понравилось на уроке, какие формы работы могут быть полезны?
- Что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятым?
Какая информация, по вашему мнению, оказалась ненужной?
- Что вам еще хотелось бы узнать по данной проблеме? Какие вопросы возникли к учителю, одноклассникам?
7. Домашнее задание
Написать эссе на тему: «Доброта - язык, который могут слышать глухие и видеть слепые» (Марк Твен)
Список использованной литературы
-
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.: Детская литература, 1988.