Урок русского языка в 9 классе на тему: СПП с придаточными времени

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе на тему : СПП с придаточными времениУрок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными времени". 9 класс

Цель: знакомство со СПП с придаточным времени.

Задачи:

  • формировать умения распознавать придаточные предложения времени, отличать их от других придаточных, определять их месторасположение в СПП;

  • формировать умение отражать строение СПП с придаточным времени, способах связи придаточного времени с главным; правильно ставить знаки препинания; производить синонимическую замену обстоятельства времени, выраженного деепричастного оборотом, придаточным времени;

  • развивать мышление, умение доказывать свою точку зрения;

  • воспитывать коммуникабельность.

Оформление урока и подготовительная работа:

  1. компьютер, проектор, экран

  2. карта успеха (табель самооценки ученика)

  3. компьютерная презентация

Ход урока

1. Организационный момент. Этап включения в урок

Доброе утро, ребята и уважаемые коллеги! Садитесь ребята!

Откроем свои тетради и сделаем записи: число, классная работа. (слайд 1, приложение 3)

2. Создание проблемной ситуации

«Счастливые часов не наблюдают» (2 слайд, приложение 3)

Вам знакома это фраза? (Действительно, это одно из высказываний комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Известно, что много поговорок, пословиц и крылатых выражений появилось в русском языке именно с появлением этого произведения, мы продолжим знакомство с ними на уроке литературы.)

3. Этап формулировки темы и целеполагания

- А сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «СПП» и познакомимся с еще одной группой придаточных обстоятельственных предложений. Какой же? Сформулировать тему сегодняшнего урока вам поможет наш эпиграф?

СПП с придаточными времени (запись в тетрадь) - 3 слайд, приложение 3.

- Задайте себе вопрос: Что я хочу знать по этой теме? Зачем мне это надо?

- Сообщение цели урока - слайд 4, приложение 3

4. Актуализация знаний

- (возвращение к эпиграфу) Хотелось бы, чтобы наш урок прошел быстро, четко, слаженно, чтобы мы все успели и были за это вознаграждены хорошими отметками в журнале. Для этого у каждого из вас имеется на парте карта успеха ученика, которую в конце урока вы мне сдаете. (Приложение 1)

4. Повторение изученного материала.

Первое задание «Словарный диктант». (Приложение 2)

Итак, мы с вами познакомились с 5 группами придаточных обстоятельственных (перечислите их). Прежде чем, мы приступим к практической части, нам необходимо вспомнить теоретический материал. В этом нам поможет второе задание «Грамматический диктант».

Это задание направлено на такое качество как избирательность внимания. Оно поможет быстро выбрать из множества однородных, похожих необходимый грамматический объект, а потом производить с ним какие-то операции.

А главное, это качество нам понадобиться на ЕГЭ.

Формулировка задания: Быстро прочитывая грамматические формулировки, отметьте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются истинными.

Утверждения

+

1.

Синтаксис - греческое слово, которое означает «строение», «составление»

2.

Предложения бывают простые, сложные и составные

3.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

4

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

5.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

6.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

7.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

8.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

9.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

10

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

11.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

Ключ к заданию: 1-+ 4+6+7+8+10+11+

Задание третье «Пунктуационный диктант»

Формулировка задания: Определи количество запятых в каждом предложении

Ей сегодня примечталось, что совсем-совсем недолго ждать зимы седой осталось. (1)

Было слышно, как по саду, еле передвигая своими больными ногами, шагал садовник. (3)

Учителя каждое утро идут на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в них есть.(2)

Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал это и не требовал большего. (1)

Люба смотрела на пилу так, словно это была не пила, а диковинное существо. (2)

Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие лучи (1)

Моя бабушка не играла в детстве в компьютерные игры, потому что компьютер вошел в нашу жизнь совсем недавно.(1)

Ключ: 1 .3. 2. 1. 2.1.

Укажите СПП с придаточным цели (чтобы, для того чтобы) причины (потому что, оттого что, …) места (где, куда, откуда)

Задание четвертое «Конструирование предложений»

Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица на стр.58)

1. Через 10 лет я приехал туда,

2. Когда я открыл окно,

3. Я не знаю,

4. Как только кончился теплый летний ливень,


1. комната наполнилась ароматом сирени.

2. мы выбежали босиком на улицу.

3. где прошло мое детство.

4. где проходит граница между Европой и Азией.


5. Изучение нового материала

Как только кончился теплый летний ливень, мы выбежали босиком на улицу.

Когда я открыл окно, комната наполнилась ароматом сирени.

СПП с придаточным времени отвечают на ? - когда, в какое время

В качестве средства связи придаточного с главным выступают союзы - КОГДА, ПОКА, ЕДВА, КАК ТОЛЬКО, С ТЕХ ПОР КАК, ДО ТЕХ ПОР КАК

Из двух простых предложений составьте сложное с придаточным времени, нарисуйте к нему схему:

Я учился в школе. Брат работал на заводе. Пока я учился в школе, брат работал на заводе.

Грозит беда. Вспоминаем друзей и близких. Как только грозит беда, мы вспоминаем друзей и близких.

6. Первичное применение усвоенных знаний

Схематический диктант «Кто быстрее?» - 2 человека у доски

Тренирует умение на слух определять структуру предложения.

Ученики записывают только схемы предложений

  • Когда наступила ночь, пришлось вернуться домой.

  • Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет.

  • Нежные почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег.

  • После того как мы пообедали, мы пошли гулять.

7. Инструктаж домашнего задания:

Упр. 140,слова - экология

8. Объяснительный диктант

Записать предложение. Составить схему, определить вид придаточного.

  1. Пока мы собирались, пришел отец.

  2. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

  3. Я смотрел туда, где толпились люди.

  4. Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.

  5. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

  6. Сестра завела будильник и прилегла на диван, потому что боялась проспать.

9. Рефлексия

  • Теперь я буду знать, что …

  • Меня огорчило то, что …

  • Я рад, что…



© 2010-2022