Викторина «Грамотей» (внеклассное мероприятие по русскому языку)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Викторина «Грамотей»

Цель - воспитание любви к родному языку, интереса к слову, развитие речи обучающихся, умение взаимодействовать в команде

Оборудование: ПК, проектор, карточки с заданиями

Ход мероприятия

1.Вступительное слово

-Здравствуйте ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому языку.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа

Его душа и быт родной

Так сказал когда-то поэт П. А. Вяземский.

-Родной язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Наш русский язык необычайно богат, с его помощью можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Каждый образованный человек должен изучать свой язык и говорить на нем грамотно и красиво. И сегодня вы все становитесь участниками викторины «Грамотей».

1 Представление команд

Вы должны придумать название(связанное с русским языком) своей команды и написать его на табличке, а также одним предложением дать характеристику РУССКОМУ языку.

(расхвалите достоинства русского языка, прорекламируйте его)

2 Разминка «Алфавит»

Участникам предлагается по 9 толкований понятий, имеющих отношение к школьной жизни. Подсказкой служит алфавитный принцип расположения ответов на вопросы.

А Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. Азбука Алфавит

Б Карточка с вопросами для экзамена. Билет

В Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. Вопрос

Г Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. Глобус

Д Управление факультетом в высшем учебном заведении. Деканат

Е Самая низкая учебная отметка. Единица

Ж Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. Журнал

3 Звуковой сигнал, извещающий о начале и окончании уроков. Звонок

И Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять. Интерес

К Деревянная палочка из смеси глины с графитом. Карандаш

Л Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. Линейка

М Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. Мел

Н Один из принципов обучения, основанный на показе. Наглядность

О Принятая в учебной системе оценка знаний. Отметка

П Высшее учебное звание преподавателя высшего учебного заведения. Профессор

Р График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. Расписание

С Период сдачи экзаменов в ВУЗах, техникумах, специальных училищах. Сессия

Т Листы в обложке. Тетрадь

У Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельном) предмету. Урок

Ф Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения. Физика

Х Учебное пособие - сборник избранных произведений или отрывков из них. Хрестоматия

Ц Инструмент для вычерчивания окружностей, дуг, измерения и переноса размеров на чертежи. Циркуль

Ч Красящая жидкость для писания. Чернила

Ш Для нерадивых учащихся бумажка с записями для подглядывания во время экзамена. Шпаргалка

Э Проверочное испытание по какому-либо учебному предмету. Экзамен

Ю Спортсмен-юноша, участник соревнований в своей возрастной группе. Юниор

Я Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ямб

3 «Самый грамотный»

Команда должна выбрать самого грамотного игрока. За отдельным столом выполняется тест. Ключ к тесту: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-В, 5-В, 6-Б, 7-Г, 8-А, 9-А, 10-Г

1. Что обозначает имя существительное?

A) предмет

Б признак

B) действие

Г) признак признака

2. Какой из предметов не умеет дышать?

А)собака

Б) шкаф

В) крот

Г) кот

3. Что значит сделать фонетический разбор слова? Разобрать по:

А)звукам

Б)составу

В) значению

Г) членам предложения

4. Какой знак нужно поставить в словах принцессы из сказки «Двенадцать месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»?

А)точка

Б) восклицательный знак

В)запятая

Г) тире

5. В каком из слов пишется после «ц» буква «и»?

А) ц_пленок

Б) ц_ган

В) ц_рк

Г) на ц_почках

6. Сколько гласных букв в алфавите?

A) 9

Б) 10

B) 11

Г) 12

7. В каком слове одна буква «л»?

A) а_ея

Б) тро_ейбус

В)и_юстрация

Г) а_еет

8. Как называют главные члены предложения?

A) грамматическая основа

Б) смысл предложения

B) все, кроме второстепенных членов

Г) самое нужное

9.Как изменяются глаголы?

А) по лицам

Б) по падежам

B) не изменяются

Г) по категориям

10. Сколько звуков в слове ЗАЯВКА

А) 6

Б) 5

В) 4

Г) 7

4 Блиц-тур

В это время командам по очереди предлагаются вопросы по языкознанию

-Сколько корней в слове «пароход»? 2

-Сколько корней в слове «соображать»? 1

-Сколько корней вслове «землемер»? 2

-Назовите вопросы творительного падежа Кем? Чем?

-Назовите вопросы винительного падежа Кого? Что?

-Сколько звуков в слове «степь»? 4

-Сколько звуков в слове «яма»? 4

-Сколько звуков в слове «ясень»? 5

-В слове «сверхынтересныи» сверх- приставка или корень? Приставка

-В слове «юго-западный» юго- приставка или корень? Корень

-В слове «межпредметный» меж приставка или корень? Приставка

-От какого слова образовано слово «охотник»? Охота

-От какого слова образовано слово «темнота»? Темный

-«Шестилетний» - это числительное или прилагательное? Прилагательное

-«Тройка» это существительное или числительное? Существительное

-«Удвоить» это глагол или числительное? Глагол

-Образуйте существительное от числительного «пять». Пятерка

-Образуйте глагол от числительного «три». Утроить

-Образуйте прилагательное от числительного «один». Одинокий

5 Видеовопрос.

-Я приглашаю к доске знатока морфемики. Разберите по составу слово ДУБОЧЕК

-Зачем второй суффикс в слове дубочек?

Альбом-интересный вопрос

6 Путешествие по станциям Языкознания

7 Фразеологические загадки

-Фразеология изучает устойчивые выражения, крылатые фразы. Например: два сапога - пара, на кудыкину гору, как об стенку горох.

-Я буду читать фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды, вы должны угадать, какое слово зашифровано.

а) Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять.(голова)

б) Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом. (каша)

в) у кого-то они «на макушке»; а вообще-то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь. (уши)

г) Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счет. А вот куры почему-то предпочитают их не клевать.(деньги)

д) Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота.(время)

е) Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса. (глаза)

ж) Его любимый праздник - масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал. (кот)

з) Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до Киева. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.(язык)

8 Черный ящик

-Внимание! Черный ящик! Вы знаете, что омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Я назову первое слово, а вы должны угадать, что лежит в ящике.

Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же его прикосновении. (В ящике - девичья коса)

Вода была очень холодной и чистой, недаром родник носил такое красивое название - Хрустальный ключ. (В ящике - ключ от замка)

Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером. (В ящике - репчатый лук)

Пока жюри подводят итоги, мы с вами поиграем в игру «Веселый сочинитель». Запишите 9 существительных в ед.ч. И.п.

Это случилось в … Здесь живет-поживает… веселый(ая-ое) и любит гостей. Однажды на Новый год он(а-о) пригласил гостей. Прилетел(а-о)…, приполз(а-о)…, а под вечер на … подъехал(а-о)… Они ели, веселились, пели и плясали. Но их соседу … очень это не понравилось. Он пришел и начал ругать их, а потом рассердился и бросил в них… и ушел. Поздно вечером гости собрались, сели в(на)…и уехали домой.

Подведение итогов. Награждение.


© 2010-2022