ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ


Преподаватель русского языка и литературы Санкт-Петербургского колледжа судостроения и прикладных технологий Грицай Ольга Павловна


Внеурочные мероприятия могут служить прекрасным дополнением к основным урокам по литературе. Они погрузят учащихся в события книг, которые были ими прочитаны ранее или сюжет которых известен, скажем, по экранизациям. У них появится возможность более близко соприкоснуться с любимыми героями, расширить знания о жизни и творчестве писателей и поэтов.

В своей практике за многие годы работы я проводила литературные вечера, литературно-музыкальные композиции, викторины, игры, конференции.

К юбилею М.Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) мы с учащимися провели литературный вечер. На этом вечере учащиеся при горевших свечах читали стихи, говорили о жизни поэта, звучали воспоминания о поэте, с большим интересом учащиеся посмотрели презентацию «Лермонтов. Великие люди России». К этому литературному вечеру мы подготовили книжную выставку, была поставлена сценка (отрывок из романа «Герой нашего времени»), хорошим дополнением была музыка: в начале вечера звучал вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», в ходе вечера симфония Моцарта.

В прошлом учебном году 2013-2014 мы провели литературно-музыкальную композицию к Дню победы - «Песни войны», которая очень понравилась детям. Звучали песни военных лет в исполнении Высоцкого, Марка Бернеса и других известных певцов, ребята слушали информацию об истории создании песен, о первом их исполнении, смотрели презентацию о военной поэзии.

В нашем городе есть большая возможность показать детям музеи-квартиры великих поэтов и писателей. Ежегодно я вожу учащихся в музей-квартиру Ф. М. Достоевского. Эту экскурсию я провожу после изучения романа «Преступление и наказание», когда учащиеся уже приблизились к творчеству писателя, изучили его биографию. С большим интересом ребята посещают музей-квартиру А. С. Пушкина на Мойке. Перед экскурсией во дворе музея учащиеся читают любимые стихи поэта.

Большой интерес вызывают у учащихся литературные игры. Благодаря облегченной форме подачи информации учащиеся получают, с одной стороны, небольшой тренинг памяти и мобилизации интеллекта, анализируя уже известные им факты, с другой - прекрасную возможность развивать свой артистизм, навыки общения и контактности.

Литературные игры могут стать завершающими мероприятиями большого учебного периода, например, когда идет повторение и обобщение всего материала, изученного в течение года. Я проводила в прошлом году литературное «Поле чудес». Мы изготовили барабан с вращающейся стрелкой и установили его на двух составленных вместе столах. Поле барабана делится на восемь секторов. На четырех секторах написано «Ход», на одном - значок «+», на другом - цифра «2», а также по одному сектору с цифрой «0» и словом «Банкрот». В качестве таблицы используется доска. На подсобном столике находились призы и сувениры. После каждого тура игры для отдыха игроков мы устраивали «театральные паузы» - инсценировки отрывков знакомых произведений и выступление лучших чтецов.

Ежегодно я провожу олимпиады по литературе и русскому языку среди учащихся колледжа. Победители олимпиады участвуют в городских олимпиадах. В 2012 г. в городской олимпиаде по русскому языку среди учащихся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования победила моя учащиеся Мария Ли. Я горжусь своей ученицей, которая стала студенткой философского факультета СПБГУ. Внеурочная деятельность помогает мне развивать интерес к своему предмету, позволяет раздвинуть познания учащихся в вопросах истории и теории литературы.

© 2010-2022