Рабочая тетрадь по русской речи. 8 класс

Материалы подготовлены на кафедре инновационных технологий и методики преподавания естественно-научных (гуманитарных) дисциплин и рекомендовано к изданию Ученым советом АО НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Алматинской области. Составители:  Жилжаксынова Г.Ж.,   учитель русского языка и литературы Каргалинской  СГОД  № 2   Жамбылского района,  Бейсебаева С.С. учитель русского языка и литературы школы им. С.Бердыкулова Жамбылского района, Айдаболова Р.У. , учитель русского языка и литературы школы  с.Мынбаево...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АО НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Алматинской области









Рабочая тетрадь по русской речи

(8 класс с казахским языком обучения)



Второе издание, переработанное
















АЛМАТЫ

2013


АО НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Алматинской области



Материалы подготовлены на кафедре инновационных

технологий и методики преподавания

естественно-научных (гуманитарных) дисциплин




Рекомендовано к изданию Ученым советом

ИПКПР по Алматинской области


Составители: Жилжаксынова Г.Ж., учитель русского языка и литературы

Каргалинской СГОД № 2 Жамбылского района

Бейсебаева С.С. , учитель русского языка и литературы

школы им. С.Бердыкулова Жамбылского района

Айдаболова Р.У. , учитель русского языка и литературы

школы с.Мынбаево Жамбылского района

Под общей редакцией Бирибаевой Н.Ж., к.п.н., доцента

(ассоциированного профессора)

Рецензенты: Кабдолова К.Л., д.п.н.

Кунакова К.У., д.п.н.

Рабочая тетрадь по русской речи создана в помощь учителям, работающим в 8 классах с казахским языком обучения, для проверки и закрепления знаний по русскому языку. Она также поможет в организации самостоятельной работы школьников, в подготовке к контрольным работам, в целях повышения орфографической и пунктуационной грамотности, овладения словарным богатством русского языка.



АО НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Алматинской области







РУССКАЯ РЕЧЬ



Рабочая тетрадь

учени____8 « » класса

______________________________

______________________________

______________________________



















Алматы

2013

Повторение изученного в 5-7 классах

Синтаксис

1. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях, над скобками обозначьте правильное написание: слитное (С) или раздельное (Р).

Крайн… изба, степн… деревушка, (не)мыт… овощи, жёлт… поля, просторн… равнина, (не)чаянн… встреча, бел… берёза, зимн… ночи, снежн… поле, весенн… солнце, (не)брежн… почерк (все примеры на слитное написание).

2. К данным именам существительным подберите прилагательные. Определите число и род главного слова.

Дом (какой?) ______________________________________________________

утро (какое?)_______________________________________________________

ученица (какая?)____________________________________________________

цветы (какие?)______________________________________________________

3. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания «имя прилагательное + имя существительное». Найдите в них главное и зависимое слово.

Одуванчик

Уронило солнце У него чудесн…

Лучик золот…. Золотист… цвет,

Вырос одуванчик - Он больш… солнца

Перв…, молод…. Маленьк… портрет.

4. Найдите и выпишите словосочетания разных типов.

Я читал о северном сиянии. Во время путешествия по Северу я видел это замечательное явление. Однажды ночью я сидел на станции. Вдруг в отдалении на небе я увидел мерцание голубоватых огней. При первом же мерцании их я догадался, что начинается северное сияние. В сильном волнении я стал наблюдать за огнями. Они разгорались всё сильнее. Скоро языки красноватой пламени охватили всё небо. И вдруг всё залил красный свет. В это мгновение я не думал о времени, я весь был поглощён этим сказочным явлением. (К.Паустовский)

Прилагательное + существительное___________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Глагол + существительное___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Из данных слов составьте словосочетания. Укажите род, число, падеж зависимого слова. Какой тип словосочетания нужно использовать в данном случае?

Заниматься, гимнастика; ____________________________________________

порадовать, мама; __________________________________________________

играть, на, гитара;__________________________________________________

показывать, на, карта;_______________________________________________

выпал, из, гнездо;__________________________________________________

мчаться, по, проспект;______________________________________________

командовать, парад;________________________________________________

выступать, на, арена;_______________________________________________

6. Прочитайте и найдите ошибки в словосочетаниях. Ответы напишите.

Обиделся резкими словами - _________________________________________

Обижен на резкое замечание - ________________________________________

Обрадовался приездом мамы - ________________________________________

Обрадован хорошему результату - ____________________________________

Обращать внимание любому пустяку -_________________________________

Уделять внимание на занятия - _______________________________________

Уверенность в победу - ______________________________________________

Вера в окончательной победе - _______________________________________

Удивляться трудолюбием - ___________________________________________

Удивлён вашей смелости - ___________________________________________

7. Прочитайте текст.

Сказуемое

Пятилетняя Оленька удивляла всех - и детей, и взрослых: в любом предложении она находила подлежащее и сказуемое. А это её старшая сестра Лена научила: дескать, подлежащее - это человек, или зверь, или ещё кто-нибудь, а сказуемое - это что он делает.

Скажут Оленьке: - Мама варила обед. Оленька подумает, губами пошевелит - и готово: - Мама - подлежащее, варила - сказуемое. - Птица поёт. - Птица - подлежащее, поёт - сказуемое.

А один раз дали ей самое простое предложение: - Девочка спит. Оленька минут пять читала и перечитывала записку. Ничего не выходит. Смутилась, даже покраснела. Мама её тоже смутилась. Она говорит: - Ну, что же ты? Оленька подумала и говорит: - Здесь нет сказуемого. - Как нет? - Подлежащее есть, а сказуемого нет. Мама говорит: - Объясни: почему? И Оленька объясняла: - Девочка же здесь ничего не делает. Она же спит.

8. Прочитайте пословицы. Запомните. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Определите тему.

*Где аккура…ность, там и опря…ность. ________________________________

*Кто аккуратен, тот и людям приятен. __________________________________

9. «Хитрые вопросы».

1. Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? ____________________

2. Может ли вопрос заболеть? ________________________________________

3. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? ________________________________________________

4. В словах Гамбург, Севастополь, Петроград есть «частички», которые нам подсказывают, что речь идёт о городах. Выпишите эти частички. __________________________________________________________________

Служебные части речи

Предлоги

10. Вставьте нужный предлог.

Шёл восьмой час, когда ученик:

Вышел________дому;

Сошёл________крыльца;

Пошёл________дорожке;

Зашёл ________двор;

Подошёл______воротам;

Отошёл _______киоска;

Дошёл ________остановки;

Вошёл________ трамвай.

11. Подумайте, ответ напишите.

На доске написано: «Они обедают в три часа». Вова написал: «Они обедают три часа». (Изменился ли смысл предложения и почему?) __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Вставьте пропущенные буквы, над скобками обозначьте правильное написание: слитное (С) или раздельное (Р).

1. Опа…ности лучше идти (на) встречу, чем ож…дать на месте (А.Суворов). 2. Не тот мужествен, кто лезет на опа…ность, (не) чувствуя страха, а тот, кто может под…вить самый сильный страх и думать об опа…ности, (не) подч…няясь страху (К.Ушинский). (1-ый пример на слитное написание, остальные на раздельное)

13. Во всех ли словосочетаниях выбор падежа зависимого существительного соответствует нормам? Отредактируйте словосочетания.

Задержан согласно приказа командира; добиться успеха благодаря дружной работы; двигаться навстречу отряду; сделано согласно распоряжения; поступить вопреки решения; поступать наперекор здравого смысла.

14. Вставьте пропущенные буквы, над скобками обозначьте правильное написание: слитное (С) или раздельное (Р).

(В) продолжении… нескольких десятилетий изучают люди Арктику. Были высказаны различные мнения (на) счёт целесообразности использования новых машин в суровых условиях Арктик…. Погрузка была произведена (в) течении… нескольких часов.

Частицы

15. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, над скобками обозначьте правильное написание: слитное (С) или раздельное (Р).

При помощи частиц в высказ…вани… что (то) ут…чн…ется выд…ляется отр…цается, выр…жается с…мнение в чём(то), уд…вление по поводу сообщаемого так или иначе оценивается содержание высказывания.

16. Заполните схему, указав номера предложений, соответствующих разрядам частиц. Частицы обведите кружочком.

формообразующие

отрицательные

модальные

1. Лисе же её шкура приносит несчастье. 2. Без топора не плотник, без иглы не портной. 3. Твоими бы устами мёд пить. 4. Давайте сосредоточимся на том, что нам предстоит. 5. Ни души вокруг! 6. Пощады не жди. 7. Вряд ли следовало идти этой дорогой. 8. Ум с хитростью лишь внешне схожи. 9. Именно он любит слушать современную музыку. 10. Ведь умный человек любит учиться. 11. Выход найти не сложно, а просто.

12. Пусть дом не будет знать обид,

Обман забудет, брань и ссоры,

Ненужные пустые споры,

Пусть в нём согласие царит.

17. Укажите «четвёртое лишнее» слово.

1. Даже, ведь, а, разве.

2. Неужели, или, лишь, же.

3. Какая, сколько, что-то, ли.

Союзы

18. Вставьте пропущенные буквы, союзы обведите кружочком, какое предложение из правого столбика соответствует левому.

1. Люди зачастую мало знают

о хороших манерах, потому что

в этом сказывается уважение к другим.

2. В основе хорош…х манер леж…т

забота о том, чтобы

в книгах редко объясняется, зачем нужны хорош…е манеры.

3. Быть опрятно одетым надо потому,

что

необходимость уважительного отношения к другим.

4. Надо не запом…нать сотни правил

хорошего поведения, а запомнить

одно -

человек не мешал человеку.

19. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, над скобками обозначьте правильное написание: слитное (С) или раздельное (Р), союзы обведите кружочком.

1. Становилось всё холоднее но дождь прекратился. 2. Песня над домом смолкла за(то) над прудом соловей заводил свою. 3. Поднимается выше солнце наступает жара и утренние голоса смолкают за(то) ож…вает мир насекомых. 4. Небо стало очи…аться за(то) ветер е…ё более усилился. 5. Ш…пот дождя то стихал то опять повышался за(то) подымался ветер.

20. Определите роль союзов в простом и сложном предложениях. Вставьте пропущенные буквы. Ненужное в скобках зачеркните.

1. Книга есть кратчайший отчёт о пройде(н, нн)ом пути человечества и, следовательно, наметки завтр…шних маршрутов человечества. 2. Люди бывают пристрастны несоверше(н, нн) ы в своих увл…чениях и только книга может научить нас бе(з, с) ошибочно распозн…вать добро и зло ист(и,е) ну и лож(ь) крас…ту и без…бразие. 3. В степи ра(с,ц)вели син(и,е)е колокольчики и алые маки. 4. Тучи заслонили со(л)нце и с неба полились п(а, о)токи воды. 5. Он увидел осл(е,и)пительную вспышку и услыш(ы, а)л раскаты грома.

Предложение с союзами, которые служат для связи простых предложений в составе сложного: №____

Предложение с союзами, которые служат для связи однородных членов предложения: №____

21. Заполните таблицу.

ЧАСТИ РЕЧИ

самостоятельные

служебные






22. Минутка разминки.

1. Найди по вертикали и горизонтали 10 названий фруктов.

Б

М

С

Л

И

В

А

Р

Г

М

Г

Р

У

Ш

А

Г

Й

С

Д

У

Р

Т

К

С

К

И

В

И

Е

Т

Е

У

Л

Т

Д

Б

А

Н

А

Н

Й

Ф

М

У

Я

Е

Л

Ф

Н

Ф

П

М

Н

И

Б

Ж

М

Х

А

Б

Ф

А

П

Е

Л

Ь

С

И

Н

В

Р

Н

О

А

О

З

Н

Ц

А

Г

У

Г

П

Б

К

И

О

Ч

С

Д

Т

О

Р

В

О

К

П

Ш

Л

Е

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся дополнения.

23. Определите тип дополнения.

1. А птичка-малиновка выбрала прекрасное дерево, уселась на веточке и

начала петь. ___________________________2. Налетел северный ветер. О ночёвке не могло быть и речи. _________________________________

24. Найдите и подчеркните прямое дополнение в предложениях, определите способ выражения.

1. Стрелец-молодец связал жар-птицу, сел на лошадь и поскакал во дворец. (А)

2. Я не видел таких предметов даже в морском музее. (Б)

А. Имя существительное в В.п. без предлога.

Б. Имя существительное в Р.п. без предлога.

25. Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы:

А) чей? который? В) косвенных падежей. С) какой? чей? Д) где? куда? откуда? Е) зачем? отчего?

23. Укажите прямое дополнение.

А) обсуждать с друзьями. В) увлекаться спортом. С) размышлять о вечном. Д) гордиться сыном. Е) законспектировать статью.

26. Укажите косвенное дополнение.

А) интересная беседа. В) выпить воды. С) играть роль. Д) встреча с друзьями. Е) понять значение.

27. Укажите прямое дополнение.

А) вышел к реке. В) загородил дорогу. С) купить в магазине. Д) написать красками. Е) подошел к школе.

28. Укажите предложение с прямым дополнением.

А) Ясное вечернее небо было застлано дымом.

В) Павел Петрович вынул из кармана свою красивую руку с длинными красивыми ногтями.

С) Десятки раз читал об этих книгах, а не знает. Д) Я глядел смело на Пугачева.

Е) Я велел ямщику ехать.

29. Из данных слов составь предложения так, чтобы получились пословицы.

1) скромность, украшать, человека; 2) сердце, греть, лучше, солнца, матери; 3) воин, смелый, дрогнуть, не, бою, в; 4) слезами, помочь, не, горю.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30. Тестирование речевых способностей.

Кружочком обведите правильный ответ.

  1. Океан - пруд, глубина - …

а) мель б) колодец в) море г) озеро

2. Противоположно раннему

а) вечерний б) поздний в) своевременный г) утренний

3. Мужчина - мужской, женщина - …

а) интуитивный б) дама в) девочка г) женский

4. Что означает замороженный?

а) склеенный б) жидкий в) твёрдый г) вода

5. Армия - суша, флот - …

а) море б) горы в) корабли г) ВВС

6. Доля - это…

а) целое б) часть в) осколок г) дыра

7. Носок - нога, шляпа - …

а) лента б) волосы в) голова г) лицо

8. Солярный - это …

а) сильный б) солёный в) топливный г) солнечный

9. Мудрый - глупый, тщеславный - …

а) скромный б) приятный в) честолюбивый г) гордый

10. Противоположно динамическому

а) электрический б) медлительный в) статический г) прочный

11. Лошадь - жокей, машина - …

а) вездеход б) дворецкий в) экипаж г) шофёр

12. Противоположно соглашаться

а) быть неловким б) препятствовать в) сдаваться г) протестовать

13. Дебаты - это …

а) комментарий б) диалог в) обсуждение г) творение

14. Какое слово будет третьим, если все слова расположить по алфавиту?

а) потерять б) потрепать в) потереть г) потерпеть

Обстоятельство

На вопросы: где? когда?

Как? откуда? и куда?

Обстоятельства всегда

Дадут ответы вам, да-да.

31. Прочитайте текст. Составьте несколько вопросов. Подготовьте пересказ. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Притворщица

В зоопарке Праги живет большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

32. Запомните. Переведите выделенные слова на казахский язык.

1.Алчность есть преступное желание чужого (Цицерон). _____________________

2.Верное средство приобрести авторитет у людей - быть им полезным (М. Эбнер-Эшенбах). ___________________________

3. Аккуратность - это вежливость по отношению к самому себе (П.Буаст). _______________________

33. Найдите и подчеркните в предложениях обстоятельства места, образа действия и времени.

1. Вверху висели разноцветные фонарики. 2. Ночью никто не спал. 3. Река неожиданно меняет направление.

34. Если обстоятельством называется второстепенный член предложения состава сказуемого, характеризующий действие или признак с разных сторон, то какие из восьми отмеченных слов в данном предложении выполняют функции обстоятельств?

Я тихонько (1) выбрался(2) из шлюпки (3), оглянулся (4) и пошёл (5) к лесенке (6), которая вела (7) вниз (8).

_________________________________________

35. Приведены предложения из стихотворений И. Бунина. Сколько в данных примерах обстоятельств?

1. Светло, легко и своенравно

Она блестит среди болот

И к старой мельнице так плавно

Несёт стекло весенних вод.

2. Мне грустно и легко;

Печаль моя светла.

3. Легко и бледно небо голубое.

№ 1 - ____; № 2 -_____; № 3 - _____.

36. Вставьте пропущенные буквы, над скобками обозначьте правильное написание: слитное (С) или раздельное (Р).

Почти (не)двигающаяся туча; (не)ожиданно оказалась у горизонта; бл…снула огне…ая нить; смеша…ый лес; проб…ралась (на)угад; мгнове…о оз..ряется; обиже…о прор…котал.

37. Сформулируйте определение, добавляя пропущенные слова.

Обстоятельство - это__________________________________________________,

который отвечает на вопросы_____________________________________________

____________________________________________. Обстоятельство чаще всего относится к _________________________.

38. Поставьте вопросы к обстоятельствам и заполните таблицу «Чем выражены обстоятельства?»

1. Справа тянулся лес, слева виднелась деревня. 2. Стою один среди равнины ровной. 3. Мёртвая тишина стояла кругом. 4. На опушке леса мы остановились отдохнуть. 5. Высоко в небе катятся, вспыхивая, падающие звёзды. 6. По улицам слона водили, как видно, напоказ. 7. Говори не спеша, поспешишь - людей насмешишь. 8. Ночью за рекой запылал костёр.

Чем выражены обстоятельства?

Чем выражены обстоятельства?

№ предложения

наречием

именем существительным с предлогом и без предлога

деепричастием

неопределённой формой глагола

устойчивыми сочетаниями слов



Определение

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и какой? - ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

39. Путём условных обозначений выделите главные и второстепенные члены предложения. Вставьте пропущенные буквы, над скобками обозначьте правильное написание: слитное (С), раздельное (Р) или дефисное (Д).

1. Поэт вдохновенно писал о тающем снеге, о ясной погоде, о яблонях в наш…х садах. 2. Январь - месяц больш…х молчаливых (сірескен) снегов. 3. Пр...летают они всегда (не)ожиданно. 4. Вдруг ночью зашепчутся деревья. 5. Что(то) творится в лесу. 6. Лес ут...нул в дремучих сугробах.

40. Заполните таблицу. Из предложений 35 задания выпишите определения с определяемыми словами.

Определительное словосочетание

На какой вопрос отвечает? Что обозначает?

Чем выражено?

О тающем снеге

О каком снеге? Признак.

Причастием




41. Если определением называется второстепенный член предложения со значением признака предмета, поясняющий имя существительное, то какие слова в данном предложении выполняют функцию определения? Подчеркните их условным обозначением.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

42. Установите тип определения.

1. Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России. 2. Я видел склоны грозных гор, ширь радостных морей. 3. На нём была шляпа из фетра, костюм из шерсти. 4. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя могли опрокинуть лодку. 5. С ним была девочка лет четырнадцати.

А. Согласованное определение__________________________

Б. Несогласованное определение_________________________

43. Допишите окончания. Выпишите в начальной форме определение вместе с определяемыми словами и укажите, чем они выражены.

Вспоминается мне ранн…погожая (ашық, жайлы; от слова «погода») осень. Помню ранн…, свеж…, тих… утро. Помню больш…, весь золот… сад, кленовые аллеи, тонк… аромат опавш… листвы и запах антоновск…яблок и осенн… свежести.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

44. Найдите и подчеркните несогласованные определения, определите способ их выражения.

1. Мы заучивали наизусть его морские стихи, читали его книги. 2. Истинное горе обладает свойством затрагивать даже самые замшелые (в прямом смысле «покрытый мохом») души. 3. У них состоялся разговор наедине.

А. Местоимение___________

Б. Неопределённая форма глагола__________

В. Наречие_________

45. Найдите и обведите кружочком номер предложения, где несогласованное определение выражено словосочетанием.

1. Всё его лицо было невелико. 2. Вместе с чаем нам подали котлеты, яйца всмятку. 3. На обочине рос сиротливый безлистный куст с высотой с человека. 4. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху.

46. Дополните определение.

К второстепенным членам предложения относятся_______________________, ____________________________, ________________________________.

Они поясняют __________________ и ____________________________члены предложения.

Винительный падеж без предлога - это_________________________________.

Все остальные дополнения - это ______________________________________.

47. «Знаток русского языка»

1. Вот четыре слова: зрение, слух, вкус, обаяние. Какое из них не обозначает одно из пяти чувств?

а) зрение б) слух в) вкус г) обаяние д) каждое из этих слов обозначает одно из пяти чувств.

2. Какого слова не существует?

а) прошедший б) происшедший в) произойдущий г) проходящий д) происходящий

3. К изготовленным в Финляндии туфлям была приложена инструкция «по уходу за обуви». А как правильно?

а) по уходу в обуви б) по уходу над обувью в) по уходу за обувью г) по уходу по обуви д) по уходу от обуви.

4. Что нельзя сделать с пуговицей?

а) уронить б) выронить в) обронить г) проронить д) с пуговицей можно совершить все эти действия.

5. Как правильно?

а) вне зоны досегаемости б) вне зоны досигаемости в) вне зоны досягаемости г) вне зоны достигаемости д) вне зоны достягаемости.

6. Какое из этих слов не может означать «нападение»?

а) набег б) наезд в) налёт г) наплыв д) наскок

7. Какое выражение существенно отличается по смыслу от остальных?

а) пруд пруди б) хоть лопатой греби в) шаром покати г) хоть отбавляй д) все эти выражения значат примерно одно и то же.

8. Что не может одеревенеть?

а) руки б) ноги в) язык г) стебель д) дерево

9. В какой из этих пар подчёркнутые согласные произносятся по-разному?

а) шоссе - шоссейный б) кофе - кофейник в) кафе - кафетерий г) кашне - пенсне

д) во всех этих парах подчёркнутые согласные произносятся одинаково.

10. В слове островитянин скрывается имя мальчика - Витя. А в каком из следующих слов (прочерк заменяет одну пропущенную букву) скрывается уменьшительное имя одного из этих мальчиков - Бориса, Валентина, Дмитрия, Романа - в именительном падеже?

а) д_магог б) бор_тся в) мит_нг г) ар_мат д) вал_нок.

11. Какое из следующих утверждений о словах невежа и невежда является верным?

а) невежа и невежда - синонимы и значат «невежливый человек»

б) невежа и невежда - синонимы и значат «необразованный человек»

в) «невежа» значит «невежливый человек», а «невежда» - «необразованный человек»

г) «невежа» значит «необразованный человек», а «невежда» - «невежливый человек»

д) невежа и невежда - синонимы и имеют по два значения: «невежливый человек»

и «необразованный человек».

12. Дано пять словосочетаний: 1) пятисотлетний юбилей; 2) трёхсотлетняя вражда; 3) двестилетняя дружба; 4) шестьсотлетний дуб; 5) семьсотлетний цикл. Выберите все словосочетания, содержащие ошибки.

а) 5; б) 3,4; в) 3,5; г) 1, 2, 3; д) 3, 4, 5.

13. В.И.Даль в своём словаре приводит следующую загадку: «Шла тёща с зятем, муж с женой, бабка с внучкой, мать с дочкой да дочь с отцом…» Какое наименьшее число людей может подразумеваться в этой загадке?

а) 3; б) 4; в) 5; г) 8; д) 10.



Приложение

48. Если приложением называется второстепенный член предложения, который поясняет имя существительное и сам представлен именем существительным в той же падежной форме, то какие слова выполняют функцию приложения в данных предложениях. Найденные приложения подчеркните.

1. Искусство художника-камнереза было поразительно. 2. В витринах-столиках, расставленных вдоль стен и окон, сверкала природная красота.

49. Если приложение стоит после имени собственного, то ставится_____________.

Если одиночное приложение и определяемое слово являются именами существительными нарицательными, то ставится____________________________.

После слов, являющихся общепринятыми, ________________не ставится.

Названия книг, журналов, организаций, являющихся приложением, заключаются в _________________и употребляются в именительном падеже.

50. Определите правописание приложений с определяемым именем существительным.

1. Ильмень озеро, жар птица, Царевна Лебедь, ель шатёр, берёза седло, глаза бусинки, камень кит, моряк парусник, Волга матушка.

2. Девочка Золушка, шоколад «Цирк», красавица зорька, старик пастух, река Волга, царь Салтан, остров Буян.

А. Приложение с определяемым словом пишутся через дефис.____

Б. Приложения с определяемым словом пишутся раздельно. _____

Односоставные предложения

51. Нужно, чтобы заговорили «немые» ячейки.

Вид предложений

Наличие главных членов

примеры

подлежащее

сказуемое

-

(Подлежащие я, ты, мы, вы подсказываются формой глагола)

+

Думаю думу свою.

Выберите себе книгу.

-

(можно подставить несколько подлежащих)

+

Нас пригласили на рыбалку. (они, хозяева, друзья и т.д.)

-

+

У меня нет тетради. Повеяло тёплым ветром.

+

-

Рассвет. Приятная прохлада.

52. Вставьте пропущенные буквы. Над скобками обозначьте правильное написание: слитное (С), раздельное (Р).

Пословицы и поговорки о дружбе.

1. Крепкую дру…бу и топором (не)разруб…шь. 2. Нет друга - ищи, а нашёл - береги. 3. Дру…бу за деньги (не)куп…шь. 4. (Не)узн…вай друга в три дня, а узн…вай в три года. 5. Дру…ба, как стекло: разобь…шь - не слож…шь. 6. (Не) бросай друга в (не)счастье. 7. Над другом посме…шься, над собой поплач…шь. 8. Сам погибай, а товарища выручай.

Предложения со сказуемым в изъявительном наклонении: №__________________

Предложения со сказуемым в повелительном наклонении: №__________________

53. Подчеркните сказуемые в безличных предложениях.

1. В лесу было удивительно хорошо. 2. И вот снегу больше нет. 3. Хорошо в лесу в апреле! 4. Хорошо в лесу весной. 5. На улице было морозно. 6. Вот уже вечереет. 7. Меня знобит.

54. Разберите по членам предложения.

1. Берегите старых людей от обид, холодов, огня. 2. До обеда было пасмурно. 3. Наступают сумерки. 4. Тучи и ветер. 5. Пахнет сыростью. 6. Собственное мнение не является единственно правильным.

55. Расставьте знаки препинания внутри и в конце предложений.

Человек окружён множ…ством умных добрых и верных друзей Друзья эти - книги Каждый из нас волну…тся, видя стопку новых книг Что скрыто в них Какие пр…красные мысли и новые с…бытия Учитесь у г…роев книг любить нашу землю

56. Выразите желание безличным предложением, представив себе, что вы хотите:

1. Научиться играть в шахматы. _________________________________________________________________

2. Написать диктант без ошибок . __________________________________________________________________

3. Найти в незнакомом городе библиотеку (парк, театр). __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Прочитать интересную книгу об учёных-языковедах. __________________________________________________________________

57. Определите тип каждого предложения, используя сведения, которые даны справа.

1. Искусство принадлежит каждому

из нас. 2. Ходите на выставки и творческие

вечера поэтов.

3. Кастеева называют великим

художником Казахстана.

4. Такого в истории искусства

ещё не было.

5. Весенний вечер. Синий час…

В предложении есть оба главных члена: подлежащее и сказуемое.

Подлежащего нет, но оно подсказывается формой глагола.

Сказуемое обозначает действие, которое совершается неопределёнными людьми.

В роли сказуемого употребляется глагол быть в прошедшем времени.

Явление только названо, о нём ничего не говорится, кроме того, что оно есть.

Тип предложения: 1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________5._________________________________________________________________

58. Прочитайте текст.

Русские поговорки.

Чтение пословиц и поговорок составляет наслаждение. А знаете ли вы, чем отличаются пословицы и поговорки. Ответ очень прост. Дело в том, что поговорка отнюдь не всегда является целой фразой, законченным предложением, - часто это только намёк. Например: гляди в оба, винтиков не хватает, на воде вилами написано, хоть верёвки из него вей, его голыми руками не возьмёшь, языком кружева плетёт, решетом воду носит.

Какая из этих поговорок говорит:

1) о слабохарактерности______________________________________________

2) о болтуне ________________________________________________________

3) о бдительности ___________________________________________________

4) о бестолковом ____________________________________________________

5) о глупости _______________________________________________________

6) об увёртливом ____________________________________________________

7) о неопределённости _______________________________________________

59. «Подскажите словечко».

А) Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …

Б) Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге

Что еле …

В) Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …

Г) Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …

Пожалуй, слушать их не станут:

От этой песни уши …

Слова для вставок: вянут, медвежью услугу, кто по дрова, волочили ноги,

поперёк, не разольёшь.

Однородные члены предложения

60. Опираясь на вопросы и примеры, определите, какими членами предложения являются выделенные слова. Заполните левую часть таблицы, дописывая названия соответствующих членов предложения.

Члены предложения

вопросы

примеры

Однородные…

Однородные…

Однородные…

Однородные…

Однородные…

Кто? (что?)

Что делает?

Чего?

Какой?

Как?

В лесу распевали зяблики, соловьи.

Всё цветёт, звенит, переливается яркими красками.

Уже не видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

Сильный, порывистый ветер раскачивал деревья.

На тёмном небе чётко и ясно горели звёзды.

61. Допишите однородные члены по вопросам и расставьте знаки препинания.

1. Нас радует (что?) ___________________________________________________________________

2. Мы любуемся (чем?) ___________________________________________________________________

62. Подчеркните однородные члены предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Всё было серое небо дым над крышами самый воздух. 2. Туман облака тучи дождь иней град снег всё это вода в разных видах. 3. Крыши домов сараев заборы всё было мокро, всё блестело от капель ночной росы.

Какие из вышеприведённых предложений соответствует этим схемам.

1. O, O, O, O, O, O, O - O №_____

2. O, O, O - O №_____

3. O: O, O, O №_____

63. Прочитайте. Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Напишите несколько предложений (пословиц, стихотворений) о любви к Родине.

Что значит Родину любить?

Многие из вас говорят: «Мы любим Родину».

Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учёбой, борьбой, жизнью.

Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное беречь Родину. Беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на неё с оружием. Не давать в обиду пошлякам (пасықтарға), для которых нет ничего святого. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом, ребята.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

64. Укажите предложения с однородными обстоятельствами. Расставьте знаки препинания.

А) Утром и днём вечером и ночью метеорологи ведут свои наблюдения.

Б) На прилавке красовались красные помидоры зелёные огурцы.

В) Восход осыпал сосну утёс реку потоком золотой пыли.

65. Укажите предложения с однородными определениями.

А) Ветер наклонял деревья и кусты.

Б) Листья сыпались с берёз и клёнов.

В) В офисе стояли деревянные и пластиковые стулья.

66. Укажите предложения с однородными дополнениями. Расставьте знаки препинания.

А) Отец всегда приносил детям игрушки конфеты и печенье.

Б) На газоне росли белые голубые и красные цветы.

В) Солнце то озарит лес то скроется.

67. Укажите предложение с однородными членами предложения, соединяющимися противительными союзами. Расставьте знаки препинания.

А) Он не чувствовал ни рук ни ног.

Б) Теперь уж ни гор ни неба ни земли не было видно.

В) Незаметная но хлопотная суетная жизнь течёт в тайге.

68. Укажите предложение с двумя рядами однородных членов предложения.

Расставьте знаки препинания.

А) Листья осыпались с берёз и клёнов.

Б) За окнами поезда проплывали поля сады и дома.

В) Ветер дул с запада и наклонял берёзы и клёны.

69. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Ни один след ни лыжный ни пеший ни человеческий не пересекал дорожную тропу.

70. Тест на внимательность. В каждой строчке отметьте крестиком то слово, которое идёт первым по алфавиту.

1) арба араб аббат

2) танго танкер таймер

3) сайгак сайка стая

4) дача дамба драма

5) филин филиал фиалка

6) транзит тройка трамплин

7) град гад город

8) список спуск спрос

9) пол полка полковник

10) бурка бирки брюки

Обособленные члены предложения

71. Отметьте предложения, обособленные определениями, выраженными причастиями и прилагательными, которые имеют при себе зависимые слова и стоят позади определяемого слова.

1. Хороша развесистая, белоствольная весёлая берёза! 2. Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего. 3. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась.

72. Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы н или нн.

1. Каме … ые массивные ворота вели на широкий двор усыпа … ый мелким жёлтым песочком. 2. Хозяйка прошла в небольшую главную комнату уставле … ую стари … ой мебелью. 4. Дунул ветерок пол … ый разнообразных запахов. 5. На окне серебря … ом от инея за ночь хризантемы расцвели.

73. Вставьте вместо точек одно из причастий, стоящих в скобках. Расставьте знаки препинания.

1. Свистели ___________________________из пола гвозди. Рыболовы то и дело _____________________________окуньков из проруби не замечают мороза (вытаскиваемые, вытаскивающие).

2. По сторонам стола были расставлены стулья __________________________

чёрной клеёнкой. В актовом зале закончили свою работу мебельщики __________________ зелёным бархатом кресла (обитые, обившие).

3. В оранжереях-лабораториях ___________________________искусственным воздухом можно проводить опыты в обстановке самого различного климата. Воздух __________________________лаборатории изготовлен в специальном отделении станции (наполняющийся, наполняющий).

74. Какое из предложений соответствует утверждению, что при обособлении приложений вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения. Обведите кружочком это предложение. В данных предложениях расставьте знаки препинания.

1. Вы как инициатор должны играть главную роль. 2. Нас врачей поражает это поистине безграничное терпение. 3. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов.

75. В данные примеры включите приложения в наиболее удобном месте и расставьте знаки препинания.

1. Младший сын Тараса ещё осенью был ранен под Курском (Никита).

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В транспорте был молодой человек лет двадцати пяти (офицер). __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Анатолий всей душой болел за отечество (друг Виктора). __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

4. Я умел живо рассказывать (человек общительный). __________________________________________________________________

___________________________________________________________________5. Он в служебных делах не знал снисхождения (добряк по натуре). ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

76. По образцу от глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия совершенного или несовершенного вида. Расставьте знаки препинания.

Образец: (Волнуется) конница летит. - Волнуясь, конница летит.

  1. Удаляется (затихает) песня. -_______________________________________

___________________________________________________________________

  1. Ручей (журчит) течёт по оврагу. - ___________________________________

___________________________________________________________________

  1. (Прощается) Владимир пожимает нам руки. - _________________________

___________________________________________________________________

77. Вставьте вместо точек деепричастные обороты и расставьте знаки препинания.

1. Отец открыл наружную дверь___________________________________________

и отошёл в сторону.

2. Олег _________________________________вынул из внутреннего кармана пиджака записную книжку и ________________________________________

присел к столу.

3. Уля резко встала, отошла к двери _________________________________ __________________________________________________________________

и стояла ___________________________________________________________

___________________________________________________________________

Слова для вставок: 1) прислонившись к ней заложенными за спину руками; глядя перед собой гневными, чёрными глазами; 2) придерживая её; 3) чуть побледнев; сосредоточенно листая её.

78. В каких предложениях обособлены обстоятельства, выраженные деепричастиями. Обведите эти предложения кружочком. Расставьте знаки препинания.

1. Оттолкнув меня бабушка бросилась к двери. 2. Колыхаясь и сверкая движутся полки. 3. Пошумев река успокоилась. 4. Спортсмен вошёл в состав сборной страны.








Полезные мелочи.

1. Как запомнить 11 глаголов-исключений?

Сгруппируем глаголы. Сначала запоминаем 7 глаголов на -еть. В первую группу попадут глаголы смотреть, видеть, ненавидеть (первые два - синонимы, третий рифмуется со вторым). Во вторую - вертеть и терпеть (они отличаются только двумя буквами). В третью - зависеть - обидеть). Постарайтесь запомнить фразу: «Я смотрю, вижу и ненавижу. Ты вертишь и терпишь. Он зависит и готов обидеть».

Так же поступаем с глаголами на -ать. Один глагол начинается на «г» (гнать), два глагола на «д» (держать, дышать) и четвертый слышать.

2. Правописание сложных существительных с первым корнем пол- можно запомнить с помощью тех самых трех букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на: 1) прописную букву (пол-Астаны); 2) о или другую гласную букву (пол-огурца); 3) л (пол-лимона).



© 2010-2022