Рабочая программа спецкурса Практическая фразеология для 11 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Всего часов

Кол-во часов

на

теоре

тичес

кий мате

риал

Кол-во часов

на

прак

тичес

кий мате

риал

Формы работы

Цели и задачи

Основные знания, умения

Форма контроля

Дата прове

дения

Раздел 1. Фразеологический оборот как лингвистическая единица.(2ч.)


1.

Введение.





1

1







Беседа. Постановка целей и задач спецкурса.

Дать понятие о целях и содержании спецкурса, о результатах работы спецкурса.

Познакомить с темами проектов.

Уметь ставить цели, составлять план и описывать последовательность действий.

Развивать умение слушать и слышать участников диалога.

Письменный ответ на вопрос «Почему всякое учение начинается с любви к изучаемому предмету?»

2.

Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте.

1

1

Лекция с элементами беседы, Создание проекта. Конкурс знатоков.

Сопоставление признаков свободных словосочетаний и фразеологизмов. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Умение искать и выделять необходимую информацию; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уметь отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Создание проекта «Фразеология. Как я её понимаю?»

Раздел 2. Стилистическое использование фразеологических средств языка.(2ч.)


3.

Функции фразеологических оборотов в различных стилях речи.

1

1

Написание заметки в газету и подбор заголовка к ней подходящим по смыслу фразеологизмом. Составление текстов в заданном стиле, выработка навыка уместного использования фразеологизмов.

Учить находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и стилистическую принадлежность.

Учить составлять текст заданным стилем и включать в текст фразеологизмы

Уметь определять оттенки значения фразеологизмов; писать текст заданным стилем с использованием фразеологизмов.

Развивать умение составлять стилистические ряды фразеологических оборотов

Написание статьи в газету с использованием фразеологических оборотов

4.

Стилистиче

ское использование пословиц, поговорок, «крылатых» фраз.

1

1

Практикум. Карточки-задания,

ответы на вопросы, работа с текстами

Познакомить с приёмами использования и функциями этих фразеологических средств; познакомить с образными средствами в пословицах, поговорках, загадках.

Развивать навыки нахождения «крылатых» слов и выражений в тексте

Знать определение афоризмов.

Уметь находить афоризмы в тексте, строить стилистически и грамматически правильные предложения с использованием афоризмов.

Уметь определять образные средства, при помощи которых строятся загадки, поговорки, пословицы

Письменный ответ на вопрос.

Раздел 3. Фразеологический оборот в его отношении к речи.(3 ч.)


5 -6

Морфологические свойства фразеологического оборота.

2

1

1

Беседа. Составление таблицы. Работа с текстами. Выбор фразеологизмов из текстов. Анализ фразеологизмов.

Познакомить с соотношением фразеологизмов с частями речи; с классификацией фразеологизмов с точки зрения грамматики.

Знать морфологические свойства фразеологических оборотов.

Уметь классифицировать фразеологизмы с точки зрения их морфологических свойств; находить фразеологизмы в тексте в их полной и сокращённой форме.

Карточка с заданиями; самостоятельная работа.

7

Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы.

1

1

Работа со словарными статьями. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов. Толкование фразеологизмов по смысловой спаянности.

Познакомить с лексико-грамматическими разновидностями фразеологизмов, тождественных по своему значению и степени семантической слитности; различиями фразеологических вариантов; синонимическими фразеологическими оборотами (дублетные).

Формировать умение находить в словарях многозначные фразеологизмы.

Знать лексико-грамматические разновидности фразеологизмов; синонимические фразеологические обороты;

Уметь находить с помощью фразеологического словаря многозначные фразеологизмы.

Работа с фразеологическими словарями; составление словарной статьи о выбранном фразеологизме

Раздел 4. Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности.(5 ч.)


8 - 9

Классификация фразеологических оборотов.

2

1

1

Лекция.

Составление таблицы «Классификация фразеологических оборотов».

Практикум. Работа с текстами. Выбор фразеологизмов из текстов. Анализ фразеологизмов. Конструирование предложений.

Познакомить с классификацией фразеологических оборотов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения.

Отрабатывать навык нахождения фразеологизмов в тексте и их классификацию по признакам.

Формировать навык работы с фразеологическими словарями.

Умение строить предложения с различными типами фразеологических оборотов.

Знать типы фразеологических оборотов.

Уметь находить фразеологизмы в тексте; работать с фразеологическими словарями; строить предложения с фразеологическими оборотами.

Индивидуальные задания по карточкам. Сочинение-миниатюра.

10

Анализ сочинения по пословице.

1

1

Редактирование сочинений. Практическая работа.

Формировать умение грамотно строить предложения с использованием фразеологических оборотов и связывать предложения в единый текст.

Уметь редактировать предложения с фразеологическими оборотами, исправлять речевые ошибки в тексте сочинения

Взаимопроверка.

11 - 12

Многознач

ность, синонимия и антонимия в кругу фразеологиче

ских оборотов.

2

1

1

Лекция. Практическая работа. Работа со словарем. Составление предложений с фразеологизмами в разных значениях.

Познакомить с многозначностью фразеологических оборотов, пометами в словарной статье таких фразеологизмов; синонимичными и антонимичными рядами фразеологизмов.

Учить отличать свободное словосочетание от фразеологического оборота.

Знать понятие о многозначности фразеологизмов; понятие фразеологической антонимии и синонимии.

Уметь находить в словарях фразеологизмы с пометой о многозначности; строить синонимические и антонимические ряды фразеологизмов.

Уметь строить предложения с фразеологизмами в разных значениях; отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.

Карточка с заданием.

Фразеологическое лото

Раздел 5. Фразеология с точки зрения ее формирования.(7ч.)


13

Исконно русские фразеологизмы.

1

1

Лекция. Работа с таблицей

Познакомить с особенностями образования фразеологизмов (фразеологизмы, происхождение которых связано с историей страны, возникшие в той или иной профессиональной среде); с составом фразеологизмов по своему происхождению

Знать особенности образования фразеологических оборотов, связанных с историей страны, возникших в той или иной профессиональной среде.

Уметь пользоваться фразеологическим словарём, объяснять значение некоторых фразеологизмов исконно русского происхождения

Работа с фразеологическими словарями. Карточка с заданием.

14 - 15

Старославян

ские фразеологизмы.

2

1

1

Беседа. Лексико-фразеологический разбор текстов; подбор фразеологизмов с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках.

Практикум.

Познакомить с особенностями образования фразеологических оборотов старославянского происхождения(фразеологизмы, пришедшие из старославянского языка, фразеологизмы библейского происхождения); причинами превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты.

Продолжать отрабатывать умение пользоваться фразеологическими словарями; находить в тексте фразеологизмы; определять значение фразеологизмов.

Знать особенности образования фразеологических оборотов старославянского происхождения; причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты.

Уметь пользоваться фразеологическими словарями; находить в тексте фразеологизмы; подбирать фразеологизмы с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках.

Работа с фразеологическими словарями. Карточка с заданием.

Письменный ответ на вопрос.

16

Иноязычные фразеологизмы.

1

1

Лекция. Составление таблицы «Три группы иноязычных фразеологизмов»

Познакомить с фразеологическими оборотами иноязычного происхождения; дословный и неточный фразеологический перевод.

Отрабатывать умение подбора фразеологизмов с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках.

Знать группы фразеологизмов иноязычного происхождения.

Уметь осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения с фразеологическими оборотами иноязычного происхождения.

Сочинение-миниатюра. Статья для альманаха.

17 - 18

Создание альманаха «Крылатые выражения из древнегрече

ских мифов»

2

2

Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ художественных текстов. Создание собственных текстов в заданном стиле. Защита статьи. Рецензирование статьи.

Учить определять основы фразеологизмов, возникших на базе древнегреческих мифов; работать с художественными текстами; осуществлять поиск нужной информации.

Уметь анализировать художественный текст; выбирать нужную информацию; создавать собственный текст в заданном стиле; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их наблюдения; анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать результаты.

Написание статьи в альманах.

19

«Фразеологическая калька» и

«фразеологическая полукалька»

1

1

Лекция. Составление тезисов. Практическая работа.

Познакомить с понятиями «фразеологическая калька» и

«фразеологическая полукалька».

Знать признаки «фразеологической кальки» и

«фразеологической полукальки».

Уметь отличать «фразеологическую кальку» от

«фразеологической полукальки».

Устный ответ на вопрос.

Раздел 6 . Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств (3 ч.)


20

Стилистиче

ские пласты фразеологии современного языка

1

1

Лекция с элементами беседы. Составление таблицы. Фразеологический аукцион

Познакомить с экспрессивно-стилистическими свойствами фразеологических оборотов; со стилистическими пластами фразеологизмов (разговорно-бытовые, просторечные, книжные, устаревшие); с межстилевыми (нейтральными) фразеологизмами.

Учить составлять таблицу, выделять общие и отличительные признаки.

Знать стилистические пласты фразеологии современного языка их отличительные признаки, признаки нейтральных фразеологизмов.

Уметь находить фразеологизмы определенного стиля в словаре; отбирать нужную информацию для занесения в таблицу; анализировать текст.

Работа со словарем. Фразеологический аукцион.

21 - 22

Исследование текстов различных стилей.

2

2

Практикум. Конструирование предложений. Рецензирование. Работа с текстами. Написание заметки в газету и подбор заголовка к ней подходящим по смыслу фразеологизмом. Составление текстов в заданном стиле.

Учить находить фразеологизмы в текстах различных стилей; определять их значение и роль в тексте; создавать собственный текст в определённом стиле, включая в него фразеологизмы.

Продолжать формировать навык уместного использования фразеологизмов

Знать признаки различных стилей речи.

Уметь анализировать художественный текст; выбирать нужную информацию; создавать собственный текст в заданном стиле; включать в создаваемый текст фразеологизмы; исправлять речевые недочёты; редактировать текст

Устный ответ на вопрос. Взаимопроверка. Сочинение-миниатюра.

Раздел 7.Развитие фразеологии на современном этапе.(13 ч.)

23

Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.

1

1

Лекция. Составление тезисов. Рецензирование.

Познакомить с важнейшими процессами в развитии фразеологии; изменением фразеологического состава; появлением историзмов, архаизмов в составе фразеологии.

Знать процессы, происходящие в развитии фразеологии; архаизмы и историзмы в составе фразеологии.

Уметь анализировать; выбирать нужную информацию; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их наблюдения; анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать результаты.

Устный ответ на вопрос

24 - 25

Стилистиче

ское использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике.

2

2

Творческая лаборатория. Нахождение фразеологизмов. Определение их значения и роли в тексте.

Защита рефератов.

Редактирование, правка текста.

Учить работать с текстами; находить фразеологизмы; подбирать фразеологизмы-синонимы Составлять тексты в заданном стиле, вырабатывать навык уместного использования фразеологизмов.

Совершенствовать умение писать рефераты, отбирать нужную информацию; публично выступать с материалами реферата.

Уметь работать с текстами; находить в тексте фразеологизмы; подбирать стилистически правильный синоним для создания собственного текста; уметь отбирать нужную информацию для создания сообщения по заданной теме; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Реферат по теме: 1Фразеологизмы со значением …

2Фразеологизмы, характеризующие людей…

3Фразеологизмы, связанные с … и т. д.

26

Зачет по теме «Фразеология».

1

1

Зачет. Рецензирование текстов. Работа с текстом.

Проверить теоретические знания по теме «Фразеология» умение работать с текстом и составлять устную рецензию на текст

Знать основные теоретические понятия по теме «Фразеология».

Уметь работать с текстом, находить фразеологизмы из текста; составлять рецензию на текст.

Карточка с заданием.

Устный ответ на вопрос.

27 - 28

Исследование современной фразеологии.

2

2

Практикум.

Конструирование текста. Рецензирование. Совершенствование написанного.

Познакомить с наименее устойчивыми и наиболее проницаемыми фразеологическими оборотами; со стилистическим переосмыслением фразеологических оборотов.

Уметь анализировать текст с его стилистической стороны; находить в тексте фразеологизмы и его варианты; давать лексическое значение фразеологизмам исходя из контекста, в котором они употреблены.

Уметь составлять текст статьи, используя в ней заданные слова.

Игра «Кто больше?»

Создание статьи о международном положении с использованием слов, записанных на доске.

29 - 30

Редактирова

ние альманаха «Крылатые выражения».

2

2

Защита рефератов, сообщений, сочинений, статей и т.д., отобранных для альманаха. Отбор и оформление материала для альманаха. Сбор сведений о составителях альманаха.

Продолжать работать над умением обучающихся строить связный текст, отбирать материал для выступления; стилистически и грамматически правильно строить тексты.

Уметь стилистически и грамматически правильно строить предложения и связный текст; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии); развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы

Рецензирование письменных работ: рефератов, сообщений, сочинений, статей и т.д.

31 - 32

Ошибки при употреблении фразеологических сочетаний

2

2

Практикум. Конструирование предложений. Работа с текстами. Редактирование предложений.

Продолжать развивать навык употребления фразеологизмов в связной речи;

Учить находить предложения с речевыми ошибками с использованием в них фразеологических оборотов

Уметь пользоваться фразеологическими словарями; находить предложения с речевыми ошибками; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Карточка с заданиями. Устный ответ. Взаимопроверка

33 - 34

Турнир знатоков.

2

1

1

Языковой практикум. Работа в парах.

Проверить знания учащихся по разделам спецкурса; умение работать с текстами различных стилей.

Уметь применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии); развивать учебное сотрудничество со сверстниками, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы

Игра. Устный ответ на вопрос. Взаимопроверка.

35

Резервное занятие. Игра «Фразеологи

чес

кое лото».

1

1

Языковой практикум.

Проверить знания учащихся по спецкурсу; навык употребления фразеологизмов в связной речи; выполнять задания индивидуально и в парах.

Уметь употреблять фразеологизмы в речи; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии)


© 2010-2022