- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа спецкурса Практическая фразеология для 11 класса
Рабочая программа спецкурса Практическая фразеология для 11 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маурер А.Н. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Всего часов
Кол-во часов
на
теоре
тичес
кий мате
риал
Кол-во часов
на
прак
тичес
кий мате
риал
Формы работы
Цели и задачи
Основные знания, умения
Форма контроля
Дата прове
дения
Раздел 1. Фразеологический оборот как лингвистическая единица.(2ч.)
1.
Введение.
1
1
Беседа. Постановка целей и задач спецкурса.
Дать понятие о целях и содержании спецкурса, о результатах работы спецкурса.
Познакомить с темами проектов.
Уметь ставить цели, составлять план и описывать последовательность действий.
Развивать умение слушать и слышать участников диалога.
Письменный ответ на вопрос «Почему всякое учение начинается с любви к изучаемому предмету?»
2.
Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте.
1
1
Лекция с элементами беседы, Создание проекта. Конкурс знатоков.
Сопоставление признаков свободных словосочетаний и фразеологизмов. Замена словосочетаний фразеологизмами.
Умение искать и выделять необходимую информацию; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уметь отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.
Создание проекта «Фразеология. Как я её понимаю?»
Раздел 2. Стилистическое использование фразеологических средств языка.(2ч.)
3.
Функции фразеологических оборотов в различных стилях речи.
1
1
Написание заметки в газету и подбор заголовка к ней подходящим по смыслу фразеологизмом. Составление текстов в заданном стиле, выработка навыка уместного использования фразеологизмов.
Учить находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и стилистическую принадлежность.
Учить составлять текст заданным стилем и включать в текст фразеологизмы
Уметь определять оттенки значения фразеологизмов; писать текст заданным стилем с использованием фразеологизмов.
Развивать умение составлять стилистические ряды фразеологических оборотов
Написание статьи в газету с использованием фразеологических оборотов
4.
Стилистиче
ское использование пословиц, поговорок, «крылатых» фраз.
1
1
Практикум. Карточки-задания,
ответы на вопросы, работа с текстами
Познакомить с приёмами использования и функциями этих фразеологических средств; познакомить с образными средствами в пословицах, поговорках, загадках.
Развивать навыки нахождения «крылатых» слов и выражений в тексте
Знать определение афоризмов.
Уметь находить афоризмы в тексте, строить стилистически и грамматически правильные предложения с использованием афоризмов.
Уметь определять образные средства, при помощи которых строятся загадки, поговорки, пословицы
Письменный ответ на вопрос.
Раздел 3. Фразеологический оборот в его отношении к речи.(3 ч.)
5 -6
Морфологические свойства фразеологического оборота.
2
1
1
Беседа. Составление таблицы. Работа с текстами. Выбор фразеологизмов из текстов. Анализ фразеологизмов.
Познакомить с соотношением фразеологизмов с частями речи; с классификацией фразеологизмов с точки зрения грамматики.
Знать морфологические свойства фразеологических оборотов.
Уметь классифицировать фразеологизмы с точки зрения их морфологических свойств; находить фразеологизмы в тексте в их полной и сокращённой форме.
Карточка с заданиями; самостоятельная работа.
7
Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы.
1
1
Работа со словарными статьями. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов. Толкование фразеологизмов по смысловой спаянности.
Познакомить с лексико-грамматическими разновидностями фразеологизмов, тождественных по своему значению и степени семантической слитности; различиями фразеологических вариантов; синонимическими фразеологическими оборотами (дублетные).
Формировать умение находить в словарях многозначные фразеологизмы.
Знать лексико-грамматические разновидности фразеологизмов; синонимические фразеологические обороты;
Уметь находить с помощью фразеологического словаря многозначные фразеологизмы.
Работа с фразеологическими словарями; составление словарной статьи о выбранном фразеологизме
Раздел 4. Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности.(5 ч.)
8 - 9
Классификация фразеологических оборотов.
2
1
1
Лекция.
Составление таблицы «Классификация фразеологических оборотов».
Практикум. Работа с текстами. Выбор фразеологизмов из текстов. Анализ фразеологизмов. Конструирование предложений.
Познакомить с классификацией фразеологических оборотов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения.
Отрабатывать навык нахождения фразеологизмов в тексте и их классификацию по признакам.
Формировать навык работы с фразеологическими словарями.
Умение строить предложения с различными типами фразеологических оборотов.
Знать типы фразеологических оборотов.
Уметь находить фразеологизмы в тексте; работать с фразеологическими словарями; строить предложения с фразеологическими оборотами.
Индивидуальные задания по карточкам. Сочинение-миниатюра.
10
Анализ сочинения по пословице.
1
1
Редактирование сочинений. Практическая работа.
Формировать умение грамотно строить предложения с использованием фразеологических оборотов и связывать предложения в единый текст.
Уметь редактировать предложения с фразеологическими оборотами, исправлять речевые ошибки в тексте сочинения
Взаимопроверка.
11 - 12
Многознач
ность, синонимия и антонимия в кругу фразеологиче
ских оборотов.
2
1
1
Лекция. Практическая работа. Работа со словарем. Составление предложений с фразеологизмами в разных значениях.
Познакомить с многозначностью фразеологических оборотов, пометами в словарной статье таких фразеологизмов; синонимичными и антонимичными рядами фразеологизмов.
Учить отличать свободное словосочетание от фразеологического оборота.
Знать понятие о многозначности фразеологизмов; понятие фразеологической антонимии и синонимии.
Уметь находить в словарях фразеологизмы с пометой о многозначности; строить синонимические и антонимические ряды фразеологизмов.
Уметь строить предложения с фразеологизмами в разных значениях; отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.
Карточка с заданием.
Фразеологическое лото
Раздел 5. Фразеология с точки зрения ее формирования.(7ч.)
13
Исконно русские фразеологизмы.
1
1
Лекция. Работа с таблицей
Познакомить с особенностями образования фразеологизмов (фразеологизмы, происхождение которых связано с историей страны, возникшие в той или иной профессиональной среде); с составом фразеологизмов по своему происхождению
Знать особенности образования фразеологических оборотов, связанных с историей страны, возникших в той или иной профессиональной среде.
Уметь пользоваться фразеологическим словарём, объяснять значение некоторых фразеологизмов исконно русского происхождения
Работа с фразеологическими словарями. Карточка с заданием.
14 - 15
Старославян
ские фразеологизмы.
2
1
1
Беседа. Лексико-фразеологический разбор текстов; подбор фразеологизмов с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках.
Практикум.
Познакомить с особенностями образования фразеологических оборотов старославянского происхождения(фразеологизмы, пришедшие из старославянского языка, фразеологизмы библейского происхождения); причинами превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты.
Продолжать отрабатывать умение пользоваться фразеологическими словарями; находить в тексте фразеологизмы; определять значение фразеологизмов.
Знать особенности образования фразеологических оборотов старославянского происхождения; причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты.
Уметь пользоваться фразеологическими словарями; находить в тексте фразеологизмы; подбирать фразеологизмы с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках.
Работа с фразеологическими словарями. Карточка с заданием.
Письменный ответ на вопрос.
16
Иноязычные фразеологизмы.
1
1
Лекция. Составление таблицы «Три группы иноязычных фразеологизмов»
Познакомить с фразеологическими оборотами иноязычного происхождения; дословный и неточный фразеологический перевод.
Отрабатывать умение подбора фразеологизмов с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках.
Знать группы фразеологизмов иноязычного происхождения.
Уметь осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения с фразеологическими оборотами иноязычного происхождения.
Сочинение-миниатюра. Статья для альманаха.
17 - 18
Создание альманаха «Крылатые выражения из древнегрече
ских мифов»
2
2
Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ художественных текстов. Создание собственных текстов в заданном стиле. Защита статьи. Рецензирование статьи.
Учить определять основы фразеологизмов, возникших на базе древнегреческих мифов; работать с художественными текстами; осуществлять поиск нужной информации.
Уметь анализировать художественный текст; выбирать нужную информацию; создавать собственный текст в заданном стиле; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их наблюдения; анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать результаты.
Написание статьи в альманах.
19
«Фразеологическая калька» и
«фразеологическая полукалька»
1
1
Лекция. Составление тезисов. Практическая работа.
Познакомить с понятиями «фразеологическая калька» и
«фразеологическая полукалька».
Знать признаки «фразеологической кальки» и
«фразеологической полукальки».
Уметь отличать «фразеологическую кальку» от
«фразеологической полукальки».
Устный ответ на вопрос.
Раздел 6 . Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств (3 ч.)
20
Стилистиче
ские пласты фразеологии современного языка
1
1
Лекция с элементами беседы. Составление таблицы. Фразеологический аукцион
Познакомить с экспрессивно-стилистическими свойствами фразеологических оборотов; со стилистическими пластами фразеологизмов (разговорно-бытовые, просторечные, книжные, устаревшие); с межстилевыми (нейтральными) фразеологизмами.
Учить составлять таблицу, выделять общие и отличительные признаки.
Знать стилистические пласты фразеологии современного языка их отличительные признаки, признаки нейтральных фразеологизмов.
Уметь находить фразеологизмы определенного стиля в словаре; отбирать нужную информацию для занесения в таблицу; анализировать текст.
Работа со словарем. Фразеологический аукцион.
21 - 22
Исследование текстов различных стилей.
2
2
Практикум. Конструирование предложений. Рецензирование. Работа с текстами. Написание заметки в газету и подбор заголовка к ней подходящим по смыслу фразеологизмом. Составление текстов в заданном стиле.
Учить находить фразеологизмы в текстах различных стилей; определять их значение и роль в тексте; создавать собственный текст в определённом стиле, включая в него фразеологизмы.
Продолжать формировать навык уместного использования фразеологизмов
Знать признаки различных стилей речи.
Уметь анализировать художественный текст; выбирать нужную информацию; создавать собственный текст в заданном стиле; включать в создаваемый текст фразеологизмы; исправлять речевые недочёты; редактировать текст
Устный ответ на вопрос. Взаимопроверка. Сочинение-миниатюра.
Раздел 7.Развитие фразеологии на современном этапе.(13 ч.)
23
Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.
1
1
Лекция. Составление тезисов. Рецензирование.
Познакомить с важнейшими процессами в развитии фразеологии; изменением фразеологического состава; появлением историзмов, архаизмов в составе фразеологии.
Знать процессы, происходящие в развитии фразеологии; архаизмы и историзмы в составе фразеологии.
Уметь анализировать; выбирать нужную информацию; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их наблюдения; анализировать результаты элементарных исследований; фиксировать результаты.
Устный ответ на вопрос
24 - 25
Стилистиче
ское использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике.
2
2
Творческая лаборатория. Нахождение фразеологизмов. Определение их значения и роли в тексте.
Защита рефератов.
Редактирование, правка текста.
Учить работать с текстами; находить фразеологизмы; подбирать фразеологизмы-синонимы Составлять тексты в заданном стиле, вырабатывать навык уместного использования фразеологизмов.
Совершенствовать умение писать рефераты, отбирать нужную информацию; публично выступать с материалами реферата.
Уметь работать с текстами; находить в тексте фразеологизмы; подбирать стилистически правильный синоним для создания собственного текста; уметь отбирать нужную информацию для создания сообщения по заданной теме; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Реферат по теме: 1Фразеологизмы со значением …
2Фразеологизмы, характеризующие людей…
3Фразеологизмы, связанные с … и т. д.
26
Зачет по теме «Фразеология».
1
1
Зачет. Рецензирование текстов. Работа с текстом.
Проверить теоретические знания по теме «Фразеология» умение работать с текстом и составлять устную рецензию на текст
Знать основные теоретические понятия по теме «Фразеология».
Уметь работать с текстом, находить фразеологизмы из текста; составлять рецензию на текст.
Карточка с заданием.
Устный ответ на вопрос.
27 - 28
Исследование современной фразеологии.
2
2
Практикум.
Конструирование текста. Рецензирование. Совершенствование написанного.
Познакомить с наименее устойчивыми и наиболее проницаемыми фразеологическими оборотами; со стилистическим переосмыслением фразеологических оборотов.
Уметь анализировать текст с его стилистической стороны; находить в тексте фразеологизмы и его варианты; давать лексическое значение фразеологизмам исходя из контекста, в котором они употреблены.
Уметь составлять текст статьи, используя в ней заданные слова.
Игра «Кто больше?»
Создание статьи о международном положении с использованием слов, записанных на доске.
29 - 30
Редактирова
ние альманаха «Крылатые выражения».
2
2
Защита рефератов, сообщений, сочинений, статей и т.д., отобранных для альманаха. Отбор и оформление материала для альманаха. Сбор сведений о составителях альманаха.
Продолжать работать над умением обучающихся строить связный текст, отбирать материал для выступления; стилистически и грамматически правильно строить тексты.
Уметь стилистически и грамматически правильно строить предложения и связный текст; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии); развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы
Рецензирование письменных работ: рефератов, сообщений, сочинений, статей и т.д.
31 - 32
Ошибки при употреблении фразеологических сочетаний
2
2
Практикум. Конструирование предложений. Работа с текстами. Редактирование предложений.
Продолжать развивать навык употребления фразеологизмов в связной речи;
Учить находить предложения с речевыми ошибками с использованием в них фразеологических оборотов
Уметь пользоваться фразеологическими словарями; находить предложения с речевыми ошибками; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Карточка с заданиями. Устный ответ. Взаимопроверка
33 - 34
Турнир знатоков.
2
1
1
Языковой практикум. Работа в парах.
Проверить знания учащихся по разделам спецкурса; умение работать с текстами различных стилей.
Уметь применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии); развивать учебное сотрудничество со сверстниками, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы
Игра. Устный ответ на вопрос. Взаимопроверка.
35
Резервное занятие. Игра «Фразеологи
чес
кое лото».
1
1
Языковой практикум.
Проверить знания учащихся по спецкурсу; навык употребления фразеологизмов в связной речи; выполнять задания индивидуально и в парах.
Уметь употреблять фразеологизмы в речи; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии)