Конспект урока к презентации Составное глагольное сказуемое

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 а классе.

Тема урока: «Составное глагольное сказуемое».

Цели урока:

- дать понятие о составном глагольном сказуемом;

- изучить структуру составного глагольного сказуемого;

- научить опознавать составное глагольное сказуемое в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;

- научить различать простое и составное глагольное сказуемое;

- развивать речь;

- совершенствовать орфографические навыки;

- совершенствовать навыки синтаксического разбора словосочетаний и предложений.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас интересный урок, который потребует от вас внимания и активной работы. Желаю вам успеха!

  1. Проверка домашнего задания

На дом у вас было упражнение 101.

Чтение предложений. Работа с орфограммами. Выделение грамматических основ.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

  1. Работа по карточкам

3 ученика получают карточки с заданиями, которые необходимо выполнить, пока идет проверка домашнего упражнения.

  1. Словарная работа + актуализация знаний

Ребята, мы с вами на предыдущих уроках рассматривали и записывали лексику общественно - политической направленности. Сегодня мы продолжаем эту работу.

На доске написаны слова КОНГРЕСС и КОНФЕРЕНЦИЯ.

- Определяем орфограммы, определение лексического значения слов.

В этих словах есть общая часть CON-, что означает СО-. Приставка СО- имеет значение «ВМЕСТЕ».

- Составьте с данными словами словосочетания, разберите их.

- Составьте с одним из этих слов предложение. Выделите грамматическую основу.

- Давайте вспомним, что же такое грамматическая основа?

- Что вы можете рассказать о подлежащем?

- Что такое сказуемое?

- С каким видом сказуемого вы уже знакомы?

- Дайте определение простому глагольному сказуемого.



  1. Изложение нового материала

Давайте вернемся к составленным вами предложениям.

Я выступлю на школьной конференции.

Я желаю выступить на школьной конференции.

- Найдите грамматические основы предложений.

- Чем отличается сказуемое во втором предложении?

- Ребята, мы уже говорили о том, что сказуемое может быть простым и составным.

- Какова тема нашего урока?

Ученики формулируют тему урока.

Запись темы урока в тетрадь.

Ученики определяют цели урока.

- Как мы уже говорили, сказуемое может быть составным, т.е. состоять из нескольких слов. Перед вами лежат таблицы, которые необходимо заполнить. Заполняя таблицу, вы работаете в паре. Готовы?

- Составное глагольное сказуемое состоит из:

вспомогательного глагола

и

глагола неопределенной формы.

- Чтение материала учебника на странице 51.

- В какой части СГС выражается грамматическое значение (наклонение, время)?

- В какой части заключается лексическое значение сказуемого?

- Подытожим: СГС образовано из вспомогательного глагола и глагола неопределенной формы.

- Давайте еще раз определимся, какими частями речи выражены обе части?

- Вспомогательная часть - глагол, обозначающий фазу действия (начало и конец), желательность- нежелательность; может также выражаться некоторыми прилагательными: должен, рад, готов, обязан, согласен и др.

- Часть, в которой выражается лексическое значение, выражается в СГС неопределенной формой глагола.

- Причем каждая часть сама по себе выразить значение сказуемого не может, только в сочетании именно этих частей.

- Обобщим сказанное и написанное: расскажите о СГС по вашей таблице.

(рассказывают ученики)



  1. Первичное закрепление

На слайде даны предложения. Нужно назвать грамматические основы, определив СГС. Записать эти предложения в тетради, подписав СГС.

= Вскоре я бросил писать стихи.

= Я буду готовиться к сочинению.

= Он знал семь языков.

= Я должен закончить четверть без троек.

= Ребята будут репетировать пьесу.

= Учитель начал рассказывать тему.

= Я не мог раскрыть всей правды.



  1. Выполнение упражнений

Работа по упражнению 103. Работа по рядам.

I ряд выполняет 1 и 3 предложения.

II ряд - 2 и 4 предложения.

III ряд - 5 и 6 предложения.

Делаем выводы по упражнению.



  1. Работа с текстом

Упражнение 105.

- Чтение текста.

- О чем этот текст?

- Как бы вы его озаглавили?

- Определите стиль речи. Докажите это.

- Найдите СГС и объясните свой выбор.

- Устно произведите пунктуационный разбор последнего предложения.



  1. Обобщение по уроку.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Расскажите о СГС.

- Составьте предложение о своих сегодняшних успехах, используя СГС.

Я успела рассказать все, что запланировала на сегодняшний урок. А вы?

- Я начал разбираться…………….

- Я научился различать……………..

- Я научился находить……………….



  1. Оценивание

  2. Домашнее задание (упр.104, выучить материал по теме)









СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

(СГС)


СОСТОИТ ИЗ ..... ЧАСТЕЙ




ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ СГС



ЧЕМ МОГУТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНЫ ЧАСТИ СГС






© 2010-2022