План-конспект интегрированного урока (литература-история)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования № 1457











Интегрированный урок литературы и истории "Запорожское казачество в повести

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»


Учителя:

Чернецкая Е.В., учитель литературы,

Чикунов М.П., учитель истории


Москва 2013 - 2014 учебный год

Цель урока: актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы и истории.

Задачи урока:

1. Формирование бережного отношения к истории и традициям своего народа.

2. Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба".

3. Формирование представления об исторической истине и художественных задачах писателя.

4. Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны.

5. Развитие ключевых компетенций учащихся.

Оборудование: Электронная презентация, выполненная в программе «Поуэр Пойнт»; репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», карта «Русское государство в конце XV - XVI вв.», карта-схема «Размещение куренных селений XVIII в.»


Ход урока

I. Учитель литературы.

Сообщение с элементами беседы с учащимися.

Для русской литературы 20-30 годов XIX века характерен интерес к истории (вспомните произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над "Тарасом Бульбой".

Повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" входит в сборник "Миргород", появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединенных скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

Повесть "Тарас Бульба" выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

В "Тарасе Бульбе" нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда - с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV - XVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому "Тарас Бульба" является скорее не исторической повестью, а эпической.

II. Учитель истории.

Сообщение учителя с элементами беседы, работа с картой.

Хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце XVI, или в первой половине XVII века. Именно тогда войны против

польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища - со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

III. Учитель литературы

Сообщение учителя с элементами беседы.

В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских "рыцарей". Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.

Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь - и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом "русские". Понятие «Русь» связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

IV. Учитель истории

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство - Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести.

Рассказ об устройстве, географическом положении и укладе жизни Запорожских казаков.

Запорожские казаки жили на днепровских островах, где сформировалась своеобразная казацкая республика (свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром этой республики был остров Хортица. В Сечь принимали всякого, кто приходил; не спрашивали - кто он, откуда пришёл; как и чем прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик. Каза­ки были народ вольный, долгое время они только номинально считались подданами великих князей литовских, выбирали своих гетманов, воевали с кем хотели.

Запись в тетрадях:

Гетман - глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утвер­ждался королем.

Дополнительный материал. О запорожских казаках. Запорожцы собирались на раду - сходку, подобную старинному вечу. На раде выбирались начальники. Главным был атаман, носивший название кошевого, а вся запорожская община называлась кошем - слово татарского происхождения, означавшее стан. Кош разделялся на курени; над каждым куренем был выборный куренной атаман, подчи­ненный кошевому. Кроме этих начальствующих лиц, выбирались радой полковой писарь (за­ведовавший письменным производством) и есаулы (распорядители). Когда предпринималась какая-нибудь экспедиция из ограниченного числа запорожцев, то начальником над ними был полковник, нарочно выбираемый для такого предприятия. Кошевой имел безусловную власть над кошем, но по окончании года отдавал отчет в управлении, и в случае злоупотреблений подвергался смертной казни.

Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. В 3-х т. Киев. - С. 24-25.

Учитель продолжает: Постепенно польские короли мало-помалу стали под­чинять себе казачье войско, стали назначать, в каком числе быть казакам, стали им давать жалованье, за которое требовали от них службы. Земли на Украине стали раздавать польским панам, а казаков, не записанных в реестр, поворачивали в кре­стьянство и заставляли отбывать на помещиков барщину.

Запись в тетрадях:

Реестр - так называли на Украине список казаков, которые состояли на во­енной службе у короля, пользуясь определенными привилегиями и получая коро­левское жалование.

Учитель продолжает: Потом в 1596 г. подошла Брестская уния. Русский народ терпел от поляков много несправедливости. Казаки решили выступить с оружием в руках. B 1848 г. началось мощное освободительное движение, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Ненависть к полякам ему привил шляхтич Чаплинский, лишивший его имущества, жены и приказавший засечь до смерти сына Хмельницкого. Польские власти остались глухи к просьбам о справедливости, более того, Хмельницкий оказался в тюрьме. Он бежал из тюрьмы и вернулся в Запорож­скую Сечь. Хмельницкий нуждался в союзниках, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия. Поэтому Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой принять Украину под покровительство России. Однако в Москве не торопились с ответом: согласие озна­чало начало войны с Речью Посполитой, а в России не было средств на новую вой­ну. Тогда Хмельницкий пригрозил, что он обратится за покровительством к турец­кому султану. После долгих колебаний в 1653 г. был созван земский собор, который и принял решение о присоединении левобережной Украины в состав Российского государства (покажите на карте). Год спустя в 1654г. Переяславская рада подтвер­дила намерение Украины войти в состав России. Украина в составе России сохраня­ла широкие права, прежде всего гетманское управление.

V. Работа с классом по группам

Класс делится на несколько групп, которым даются вопросы для обсуждение.

1. Показать на карте Запорожскую Сечь, назвать, к какому государству относилась.

2. Рассказать о жизни запорожского казачества за пределами Сечи, ответы подтверждаются цитатами из текста повести ("Бульба повёл сыновей в светлицы...").

3. Рассказать о жизни запорожского казачества в Сечи ("Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями…").

4. Описать одежду и оружие ("Бурсаки вдруг преобразились...").

5. Рассказать о порядке управления Сечью, действовавших правилах и законах( рада, прием в казачество, атаман, кошевой, куренной).

6. По каким причинам казаки брались за оружие ("...он считал себя законным защитником православия...", "из Сечи пришла весть...", "...нет уз святее товарищества...".

VI. Учащиеся дают свои ответы.

VII. Работа с текстом повести.

1. Этимология слова «сечь».

2. Где располагалось главное укрепление казаков?

Ответ. (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье) Запорожская Сечь не была организацией государственной, она создавалась для военных целей.

3. О каком герое эти строки:

"Это был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава". {Tapac).

4. О ком эти строки: "Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. " (О матери).

5. Какой художественный прием использует автор, создавая образы братьев.

VIII. Беседа по репродукции картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану».

Подведение итогов урока. Рефлексивная деятельность учащихся.

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи - такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н В. Гоголь создает поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.

Сильные и могучие характеры - это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас - сын своего времени, и его дикость и необузданность - результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы - Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести "Тарас Бульба" сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей - чувством любви к родине.

Домашнее задание.

Литература.

1. Устный ответ «Сыновья Тараса».

2. План ответа письменно.

История. Составить схему организации Запорожской Сечи.



© 2010-2022