Игровые технологии на уроках русского языка

С 2011 года я работаю над темой самообразования «Игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка». Почему именно эту тему я выбрала? В своей работе я столкнулась со снижением интереса к моему предмету. Пересмотрев все технологии, я остановилась на игровых технологиях. Игра - самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизн... В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения. Цель моей работы: -    Изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта. Задачи: -    Проанализировать игровые технологии. -    Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе. -    Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. -    Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка. -    Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение. -    Облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка. Предмет - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка. Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала и его закрепления на уроках русского языка диктует целесообразность использования игровых технологий, являющихся эффективным способом активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся. В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках русского языка (П.М.Баев, Л.В.Петрановская, Н.Н.Соловьёва и др.) На своих уроках я стараюсь использовать дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры. Классификация дидактических игр: -  Фонетические игры. -  Лексико-фразеологические игры. -  Игры по морфемике и словообразованию. Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис. Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учеником дидактическую цель, а также проанализировать, достигнута ли эта цель в результате проведения игры. Игровая деятельность, как элемент урока, может применяться на любом его этапе - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Выводы. Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. Применять игровые технологии можно не только в 5-х классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые технологии на уроках русского языка

С 2011 года я работаю над темой самообразования «Игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка». Почему именно эту тему я выбрала? В своей работе я столкнулась со снижением интереса к моему предмету. Пересмотрев все технологии, я остановилась на игровых технологиях. Игра - самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность учащемуся оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций ученика, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы учеников.

В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

Цель моей работы:

  • Изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта.

Задачи:

  • Проанализировать игровые технологии.

  • Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе.

  • Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.

  • Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.

  • Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.

  • Облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка.

Предмет - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.

Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала и его закрепления на уроках русского языка диктует целесообразность использования игровых технологий, являющихся

эффективным способом активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках русского языка (П.М.Баев, Л.В.Петрановская, Н.Н.Соловьёва и др.)

На своих уроках я стараюсь использовать дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры

распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры.

Классификация дидактических игр:

  • Фонетические игры.

  • Лексико-фразеологические игры.

  • Игры по морфемике и словообразованию.

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учеником дидактическую цель, а также проанализировать, достигнута ли эта цель в результате проведения игры.

Игровая деятельность, как элемент урока, может применяться на любом его этапе - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

Выводы.

Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. Применять игровые технологии можно не только в 5-х классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов.


© 2010-2022