Урок литературы по теме: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?

     Проведенный мною урок литературы в 6 классе был посвящён теме «Месть или прощение?»  (По рассказу В.Солоухина «Мститель»)      Выбор данной темы не является случайным. Считаю, что в наше время проблема нравственного выбора особенно актуальна.      Основной задачей и научной необходимостью сегодня является формирование коммуникативной компетенции.   Для решения этой задачи определила для себя следующие составляющие: - использование технологии  развития критического мышления через чтение и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы Баймурзина Гульнур Ахтямовна

Класс: 6 б

Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос.



ХОД УРОКА

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

СЛАЙД №1

- Добрый день! Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.

2. Мотивация

Обратитесь к СЛАЙД №2, на котором вашему вниманию представлены высказывания и пословицы. Внимательно их прочитайте, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. (Александр Дюма)

Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. (Фрэнсис Бэкон)

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. (Пословица)

(Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о мести).

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Уч.: Ребята, рассказ называется «Мститель», а как вы понимаете смысл этого слова? (человек, который мстит)

Уч. Т.Е. однокоренным к этому слову является слово месть.

Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово месть?

Сейчас посовещайтесь с соседом по парте и запишите в овалы, которые лежат у вас на столах, одно слово, ассоциирующееся со словом месть. (уч-ся записывают).

Уч.: Я тоже записала несколько слов ( пожар в лесу, огонь, буря, кипяток) . ________, пожалуйста, подойди к столу, выбери те слова, которые на твой взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепи на доску (работа у доски).

Уч.: А теперь, ребята, мы и ваши овалы прикрепим к доске.

Уч.: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятие «месть»

СЛАЙД №3 А в словаре С.И. Ожегова дается такое определение мести: «Месть - это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду».

Уч.: Желание отмстить - очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово. (уч-ся отвечают)

Вывод: Слово месть вызывает у нас грустные, тревожные ассоциации.

Уч.: На доске у нас, ребята, получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывает наш герой к своему обидчику.

4.Постановка учебной задачи.

Уч.: Посмотрите на слайд. Какие синонимы можно подобрать к слову месть.

СЛАЙД №4 Слова: отмщение, оплата, отметка.

Уч.: Попробуйте подобрать антоним к данному слову. (прощение, милосердие).

Уч.: А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока (ответы уч.- ся)

СЛАЙД №5 Тема: Месть или прощение?

Уч.: Исходя из темы, скажите, какую цель на этом уроке вы можете поставить перед собой? (оценить поступки героя)

Уч.: Итак, задача на сегодняшнем уроке: проанализировать рассказ В.Солоухина «Мститель» и ответить на вопрос: что лучше, отомстить обидчику или удержаться от этого желания?

5.Открытие нового знания.

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

Уч.: От какого лица ведется рассказ? (от лица мальчика).

-Какое настроение у героя в начале рассказа?

-Почему настроение радостное? Ответ подтвердить текстом.(Настроение у героя радостное, потому что вместо урока «выпала удача копать картошку», «денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым», можно повозиться с приятелем, бросать шарик, слепленный из земли.)

-Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы описать осенний день? (эпитеты: денек стоял тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто -голубом).

-Что изменило настроение мальчика? ( «… как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток».)

-Что особенно возмутило героя в поступке Витьки? («Ну за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади».)

З.: Найдите в тексте слова, отражающие переживания мальчика, его рассуждения (уч-ся зачитывают нужные отрывки из книги). ( «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба»)

- Что мучает главного героя? О чем он размышляет?

Уч.: Перед нами монолог мальчика. А что такое монолог?

-В чем необычность данного монолога? (он внутренний).

Уч.: Внутренний монолог-это литературный прием, с которым мы ещё не раз встретимся на страницах других художественных произведений.

Как вы думаете, с какой целью В.Солоухин использует внутренний монолог? (он помогает показать особенности того и иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир и других людей).

Уч.: Сделайте вывод.

Вывод: Монолог мальчика показывает, что в его душе происходит борьба между чувством, призывающим к отмщению и нежеланием бить доверчивого приятеля.

Уч.: А как по-другому можно обозначить это слово борьба? (конфликт)

Уч.: Да, ребята, это конфликт, и он называется внутренним конфликтом.

СЛАЙД №6 (определение внутреннего конфликт-конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, но развивающий действие).

Уч.: Сейчас запишите в тетрадях определение внутреннего конфликта.

Уч.: Идем дальше.

- Что же произошло на пришкольном участке? (героя ударили)

- И кто это сделал? (Витька Агафонов).

Уч.: Возникает борьба между героем и Витькой Агафоновым, конфликт. И теперь уже конфликт не внутренний, внешний.

Уч.: Ребята, скажите, как называется часть произведения, с которого зарождается конфликт? (завязка)

- А что такое завязка? ( это элемент композиции)

- Перечислите, все элементы композиции.

СЛАЙД №7-элементы композиции.

2. Работа в парах.

Уч.: У вас на партах лежат цветные треугольники. Раскрасьте рассказ используя их.

-Каким цветом вы бы раскрасили зачин?

-Завязку?

-Развитие действия?

-Кульминацию?

-Развязку?

-Почему? (ответы уч-ся)

Уч.: Что помогает передать цвет? ( ответы уч.-ся)

Уч.: Переходим к следующему этапу - развитие действия.

Что здесь происходит? (у героя созрел план)

Уч.: Каков же он? (рассказы уч.-ся)

Уч.: Герой решает пригласить Витьку Агафонова в лес. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь костер? Но с ним что-то происходит. Что?

З.: Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства, передающие состояние героя. (« в горле стало сухо», «голос сделался глухой», «руки вдруг задрожали»)

Уч.: Скажите, почему же писатель обращает наше внимание на состояние героя.

- Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток…»)

Уч.: Искусственно разжигает в себе обиду.

Уч.: Но план мести не был осуществлен. Почему ? Что помешало этому?

(общие интересные дела: раскопка шмелиной норы, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке…)

6. Физкультминутка СЛАЙД №8

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),

По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Уч.: Продолжаем урок.

Уч.: Какие мысли появились у рассказчика о Витьке? Такой ли он плохой, каким казался в начале? (неплохой парень, и в лесу с ним интересно, Витька такой доверчивый, хороший, что-то придумывает).

Уч.: И что в итоге? Изменилось ли состояние нашего героя? Сравните состояние героя до прогулки и после.( «мне сделалось легко на душе»)

Уч.: Какой момент в рассказе является кульминационным? (сцена- «разведение теплинки»)

Уч.: Каково лексическое значение слова «теплинка»? Посмотрите по учебнику ( стр.70). СЛАЙД № 9 -изображение костра.

Уч.: Ребята, как вы думаете, почему автор называет костер диалектным словом «теплинка»? (образовано от слова «тепло»)

Вывод: От этой теплинки маленький комочек мести растаял.

Уч.: К какому решению приходит рассказчик? (он принимает решение не бить Витьку)

- Как характеризует это решение героя? (он добрый, умеющий прощать обиды, не умеющий мстить, не способный на подлость).

- Какова развязка этого произведения? (Витька прощен)

- А какие ассоциации у вас возникают при слове прощение? (составляем кластер) (извинение, пощада, раскаяние, милость, мольба, снисхождение, исповедь, оправдание, прощанье, принятие, прощание, шанс)

-Прочитайте отрывок, в котором говорится о состоянии героя. (стр. 70)

Уч.: Давайте сделаем вывод: определим тему произведения, т.е. о чем это произведение (о чувстве мести, как герой хотел отомстить за пущенный в спину комок земли).

- Какова идея произведения? ( Месть или отказ от нее- выбор, перед которым может оказаться каждый. Необходимо останавливать чувство мести, потому что она страшна и разрушительна для человека).

Вывод: Это произведение не о мести, а о том, как герой искал правильный выход и нашел его, решив простить обидчика.

Конфликт между мальчиками решился мирным путем.

Уч.: Ребята, всегда ли конфликты разрешаются мирным путем? (ответы уч.-ся)

-А как вы предлагаете выйти из конфликтной ситации? Что вы делаете для этого? ( ответы уч.-ся) СЛАЙД № 10 («Правила «Контролируй себя»:сосчитать до 10 и обратно, дышать глубоко, обговорить проблему с друзьями, родителями, послушать любимую музыку, погулять с собакой, почитать книгу.

6. Итог урока. Включение нового знания в систему.

СЛАЙД № 11

Уч.: 2015 год объявлен в России Годом литературы.

Ребята, есть огромное количество книг, в которых вы можете найти ответы на вопросы, как поступить в ситуации, когда вас обидели.

Вот лишь некоторые из них.

СЛАЙД № 12,13,14,15 книги.

Вывод: Месть живет только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан разум.

Нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ! Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными и учитесь прощать. И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ В. Солоухина.

Уч.: Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия? (оценить поступки героя)

- Мы ее достигли? (Да)

- Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный, умеющий прощать)

7. Рефлексия деятельности. СЛАЙД № 16

Уч.: Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить.

Я понял, что…

Теперь я постараюсь…

Я научился…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Уч.: В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце - доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И в память о нашем уроке я бы хотела вам подарить по солнышку.

Когда кипишь,

Судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь - действительно

Все встанет на свои места.

Ты сильный. Сильные не мстительны.

Оружье сильных - доброта.

8.Оценки за урок

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы детей)

-….., какую бы оценку ты себе поставил(а)?

9. Информация о домашнем задании. СЛАЙД №17

Дом. Задание: 1) Вспомните литературные произведения, в которых присутствует тема мести. Как в них разрешается конфликт? Напишите сочинение-рассуждение.

2) Пересказать то, что произошло на школьном участке от лица Витьки.3) Дайте советы, как избавиться от обиды.


© 2010-2022