Урок по литературе на тему: Проблема семейных отношений в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» и в наши дни для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок объяснения нового материала

Тема: Проблема семейных отношений в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» и в наши дни.

Класс: 10

Цели:

  1. формирование умения аналитического чтения;

  2. развитие навыков выразительного чтения, комментированного чтения;

  3. воспитание высоких нравственных отношений к семейной жизни.

Оборудование: презентация, музыка Бетховена «Крейцерова соната», портрет Л.Н.Толстого.

Ход урока.

  1. Огрмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

Вам необходимо было прочитать дома повесть «Крейцерова соната». Сейчас мы проведем тестирование по содержанию повести.

Тест:

1.Кто из героев повести до тридцати лет ни на минуту не оставлял намерения жениться и устроить себе самую возвышенную, чистую семейную жизнь?

  1. Трухачевский;

  2. Позднышев;

  3. Купец.

2. Как главный герой оценивает жизнь высших пластов?

  1. Жизнь благородная;

  2. По законам Домостроя;

  3. Сплошной дом терпимости.

3.Как прошел медовый месяц молодой семьи?

  1. До невозможности скучно;

  2. Счастливо;

  3. Медового месяца не было.

4.С кем сравнивает себя и жену главный герой?

  1. С двумя ненавидящими друг друга людьми;

  2. С воркующими голубками;

  3. С абсолютно чужими людьми.

5.Что почувствовал главный герой, когда увидел детей рядом с умирающей матерью?

  1. Удовлетворение мести;

  2. Жалость к детям;

  3. Первый раз увидел в ней человека.

III. Подготовка к восприятию.

Учитель: Семейная жизнь - одна из излюбленных тем толстовского творчества. В «Войне и мире» Толстой постигает законы истории через скрупулезное изучение всего хода человеческой жизни, включая напряженный интерес к семье.

В семье, в семейной жизни он видел одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для него - сущность человеческой общности, начало и основа социума.

«Войну и мир» можно рассматривать как семейную хронику. Семейства Ростовых, Болконских, Курагиных живут в разных системах нравственных ценностей. И, выходя в мир, каждый герой несет в себе не только привычный семейный уклад, но и принятую в его доме мораль, воспитанное родителями отношение к себе и к миру. В эпилоге мы видим две прекрасные семьи - Наташи и Пьера, Марьи и Николая. Одухотворенная любовь объединяет всех членов этих семей.

После «Войны и мира» Толстой напишет «Анну Каренину» - роман о семье, о любви, о долге, о совести…Писатель художественно воссоздает необыкновенные глубины и страстности любовного чувства главной героини, его зарождение, развитие и трагический исход. Толстой проводит мысль: страсть в любви разрушительна. Люди оказываются счастливыми в семье, если они умеют терпеть, доверять и быть преданными. Образец такой семьи - союз Левина и Кити.

Толстой изображает семью-идеал. Она переживает трудное рождение первенца и, скрепленная непростыми душевными испытаниями, поисками путей внутреннего сближения и обретения духовного родства, любви - сердечной привязанности, любви - доверия, продолжает жить.

Писатель подводит нас к мысли, что рождение и сохранение семьи - исключительно деяние человеческой души.

Толстой верит в возможность мира семейного счастья.

Совершено по-другому он смотрит на семью в поздний период.

Учитель: Что изменилось в его жизни?

Поздний Толстой (презентация, подготовила 1группа).

Поздний Толстой - это исполненный драматизма диалог писателя самим с собой.

Толстой искренне желал выйти к людям, к своим современникам и открыть глаза на происходящее вокруг них. В книге «Так что же нам делать?» Толстой заявил о своем нежелании принадлежать к сословию имущих. И это решение он начал осуществлять незамедлительно, что закономерно приведет к разладу в семье и сделает его необыкновенно одиноким человеком среди родных ему людей. Но до конца своей жизни Толстой будет настаивать на правомерности сделанного им выбора. Вот дневниковая запись 1907 года: «Все больше и больше почти физически страдаю от неравенства: богатства, излишеств нашей жизни среди нищеты; и не могу уменьшить этого неравенства. В этом тайный трагизм моей жизни.» Толстой, хотел, чтобы его семья отказалась от собственности на землю, изменила образ жизни - пошла по пути опрощения.

Однако Софья Андреевна, жена писателя, встала на защиту привычного, обустроенного быта дворянской усадьбы, не пожелав расстаться с материальным достатком. А когда Толстой печатно заявил об отказе от авторских прав: все произведения, написанные после 1 января 1881 года, разрешалось безвозмездно переиздавать, переводить и ставить на сцене. В доме разразился скандал.

Жена Толстого рожала тринадцать раз, в живых осталось две дочери (Татьяна, Александра) и пять сыновей (Сергей, Илья, Лев, Андрей, Михаил). Две утраты были особенно тяжелые - смерть Ванечки, последнего ребенка Толстых и любимой дочери Льва Николаевича - Марии (1906). Умирающий писатель звал ее в забытьи.

Софья Андреевна прожила в Ясной Поляне всю свою жизнь, став хранительницей семейного очага и, как она считала, самого Толстого. Но отношения супругов всегда были драматическими. Софья Андреевна с годами все менее разделяла его убеждения, и поэтому Толстой переставал ощущать счастье и покой в своей семье. Не радовали его и сыновья. Лев Львович яростно ревновал отца к литературной славе, Андрей Львович кутил и переживал романы, Ильей Львовичем владела единственная страсть - охота, Сергей Львович вел жизнь чиновника, младший, Михаил, кстати, как и Илья, редко бывал у родителей, отсюда некоторое его равнодушие к тому, что здесь происходило.

Толстому нравился дом старшей дочери, Татьяны Львовны Сухотиной. А Александре Львовне - единственной из детей - он пошлет письмо о своем уходе из Ясной Поляны.

Тайно оформленное завещание (1910), по которому семья не имела никаких прав на литературное наследство отца, окончательно взорвет дом Толстых. Однако уже задолго до случившегося Толстой осознавал всю степень трагичности разрыва семейных уз: «…Нынче все сыновья и особенно тяжело. Тяжела неестественность условной [близости] и самой большой духовной отдаленности. Иногда, как нынче, хочется убежать, пропасть…Не могу жалеть тех слепых, которые мнят себя зрячими и старательно отрицают то, что я вижу».

Учитель: Скажите, а что вы знаете об истории создания повести «Крейцерова соната»?

IV. Восприятие, осознание, осмысление нового материала.

Из истории написания и опубликования повести «Крейцерова соната» Толстого (сообщение, подготовила 2группа).

«Крейцерова соната» Толстого стала выдающимся событием в литературной жизни конца 80-х годов XIX века, причем еще задолго до того, как текст официально был опубликован.

По словам С.А. Толстой, «мысль создать настоящий рассказ была ему <Толстому>внушена» летом 1887 г. актером В.Н.Андреевым-Бурлаком, который рассказал, что «раз, на железной дороге один господин сообщил ему свое несчастие от измены жены, и этим-то сюжетом и воспользовался Левочка».

Биограф Толстого П.И. Бирюков писал, что поводом для написания «Крейцеровой сонаты» послужило исполнение в доме Толстых весной 1887 г. сонаты Бетховена, которая на этот раз произвела на Толстого особенно сильное впечатление.

Работа над «Крейцеровой сонатой» заняла у Толстого с перерывами не менее двух лет. В этот же промежуток времени он начерно написал комедию «Плоды просвещения» и повесть «Дьявол», работал над статьей об искусстве и рядом других статей.

Еще в конце 1870-х годов Толстой начал, но не окончил рассказ «Убийца жены», в котором можно видеть ранний эмбрион «Крейцеровой сонаты».

Путь создания повести был очень сложен, и она в процессе писания подверглась многочисленным переработкам и коренным переделкам. Толстой далеко не сразу пришел к тому тексту повести, какой представлен ее окончательной редакцией; первоначальные ее варианты значительно отличаются от последнего. Ряд записей, сделанных Толстым в дневнике и записной книжке в связи с работой над «Крейцеровой сонатой», свидетельствуют о значительных его колебаниях в развитии ее сюжета.

Запрещенная цензурой к печати «Крейцерова соната» с необыкновенной быстротой распространилась в рукописных списках и гектографированных оттисках. Автор повести получил сотни писем, содержащих просьбу объяснить ее смысл. Это побудило Толстого написать к ней послесловие, где он утверждает, что история героя повести Позднышева (рассказанная им самим) могла бы не произойти, если бы люди следовали идеалу полного целомудрия и безбрачия, то есть «Идеалу Христа». Послесловие не только не «сгладило» противоречий, заключенных в повести, но еще более обострило их.

Повесть породила печатные критические отклики, и даже художественные произведения, одним из которых явился рассказ «По поводу «Крейцеровой сонаты» (из «Рассказов кстати») Н.С. Лескова. Эпиграфом он взял слова предпоследней редакции повести Толстого, которые отсутствуют в окончательном тексте: «Всякая девушка нравственно выше мужчины, потому что несравненно чище. Девушка, выходящая замуж, всегда выше своего мужа. Она выше его и девушкой, и становясь женщиной в нашем быту. Сын Толстого Лев Львович, познакомившись с повестью, написал рассказ «Прелюдия Шопена» («Новое время»,1888, июнь).

После прочтения повести А.П. Чехов писал А.Н. Плещееву: «…едва ли можно найти что-нибудь равносильное по важности замысла и красоте исполнения. Не говоря уж о художественных достоинствах, которые местами поразительны, спасибо повести за одно то, что она до крайности возбуждает мысль. Читая ее, едва удерживаешься, чтобы не крикнуть: «Это правда!» или «Это нелепо!».

По выходу в свет повесть встретила как сторонников, так и оппонентов. Профессор Казанской духовной академии А.Гусев объявил воззрения автора «Крейцеровой сонаты» вредными и неосновательными. Насколько превратно была понята им повесть, можно судить по его утверждению, что Толстой якобы считал, что «если на свете будет меньше людей, в таком случае они будут лучше есть, пить, одеваться и проч. И не будет существующей теперь нищеты». Исследователь А. Ю. Елагин упрекал автора за односторонность, искажающую действительность. По его мнению, писатель изменил принципам собственного творчества и создал произведение в духе западных реалистов. «И пусть граф Толстой, - писал критик, - отрекается от самим им созданных прекрасных образов, пусть он вместе с Мефистофелем признает их «бредом наяву», а мы все-таки ему не поверим, мы все-таки знаем, что жили на свете Кити и Левин и что они любили друг друга любовью чистою и прекрасною» («Русский вестник», 1891, №2, с.340).

V. Восприятие изученного материала.

Учитель: Какие точки зрения на брак, семью выражают пассажиры вагона?

Ответ: Дама говорит о том, что «брак без любви не есть брак. Только любовь освящает брак»; адвокат выражает мнение, что «европейский взгляд на возможность развода»; купец - «в женщине первое дело страх должен быть». Каждый выражает свою точку зрения насчет брака. (стр.95)

Учитель: То есть мы видим, что в обществе нет единого взгляда на семью, брак.

Учитель: Как герои относятся к Домострою?

Ответ: К Домострою герои относятся отрицательно. Дама говорит: «Вот Домострой живой, - сказала дама. - Какое дикое понятие о женщине и о браке!». (стр.95)

Учитель: Как относится к браку главный герой? Почему он говорит о семейной жизни «сплошной дом терпимости»?

Ответ: Зачитать отрывок из текста, где Позднышев говорит о браке в современном обществе. «Существуют (браки). Да только отчего они существуют? Они существовали и существуют у тех людей, которые в браке видят нечто таинственное, таинство, которое обязывает перед Богом. У тех они существуют, а у нас их нет. У нас люди женятся, не видя в браке ничего, кроме совокупления, и выходит или обман, или насилие. Когда обман, то это легче переносить. Муж и жена только обманывают людей, что они в единобрачии, а живут в многоженстве и в многомужестве. Это скверно, но еще идет; но когда, как это чаще всего бывает, муж и жена приняли на себя внешнее обязательство жить вместе всю жизнь и со второго месяца уж ненавидят друг друга, желают разойтись и все-таки живут, тогда это выходит тот страшный ад, от которого спиваются, стреляются, убивают т отравляют себя и друг друга». (стр.97)

Учитель: Что рассказывает Позднышев о своей жизни до женитьбы?

Ответ: Зачитать из текста «Жил я до женитьбы, как все живут, то есть в нашем кругу. Я помещик и кандидат университета и был предводителем. Жил до женитьбы, как все живут, то есть развратно…». Мы видим, что герой был типичным молодым человеком того времени. (стр.99)

Учитель: Почему так жили все? Чем в семье занимались мужчины и женщины?

Ответ: Женщины находились дома, а мужчины ходили на службу, играли в карты.

Учитель: Что считает Позднышев истинным развратом?

Ответ: Истинным развратом Позднышев считал «освобождение себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение». (стр.99)

Учитель: Что главный герой говорит о человеке, познавшем несколько женщин? С кем себя сравнивает?

Ответ: Зачитать из текста «Я стал блудником. А быть блудником есть физическое состояние, подобное состоянию морфиниста, пьяницы, курильщика. Как морфинист, пьяница, курильщик уже не нормальный человек, так и человек, познавший нескольких женщин для своего удовольствия, уже не нормальный, а испорченный навсегда человек - блудник. Как пьяницу и морфиниста можно узнать тотчас же по лицу, по приемам, точно так же и блудники. Блудник может воздержаться, бороться; но простого, ясного чистого отношения к женщине, братского, у него уже никогда не будет. По тому, как он взглянет, оглядит молодую женщину, сейчас можно узнать блудника. И я стал блудником и остался таким, и это-то и погубило меня». (стр.102)

Учитель: Как вы думаете, какие причины влияют на распад семьи в наше время, которые были озвучены в данном отрывке?

Ответ: В наше время семьи распадаются по следующим причинам: алкоголь, наркотики, курение.

Учитель: Как на главного героя повлияла его «блудная жизнь» до женитьбы?

Ответ: Он стал патологическим ревнивцем.

Учитель: Что, с точки зрения Позднышева, сблизило его с будущей женой?

Ответ: Героев связывала чувственность. Описать сцену катания на лодке. (стр.103)

Учитель: Какое место отводится женщине в обществе?

Ответ: Женщины - соблазнительницы мужчин. Зачитать из текста «Вся роскошь жизни требуется и поддерживается женщинами. Огромная доля их работает бесполезные украшения, экипажи, мебели, игрушки на женщин. Миллионы людей, поколения рабов гибнут в этом каторжном труде на фабриках только для прихоти женщин. Женщины, как царицы, в плену рабства и тяжелого труда держат 0,9 рода человеческого. А все оттого, что их унизили, лишили их равных прав с мужчинами. И вот они мстят действием на нашу чувственность, уловлением нас в свои сети. Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только мужчина подошел к женщине, так и подпал под ее дурман и ошалел…». (стр.109)

Учитель: Почему Позднышев сравнивает себя и свою жену с «двумя ненавидящими друг друга людьми»?

Ответ: Нет духовной близости, разные понятия о браке,

Учитель: К чему приводит отсутствие духовной близости в семейной жизни?

Ответ: Все это приводит к трагедии. Сначала ревность, затем убийство и в конце - сиротство детей.

Учитель: Найдите в тексте, что почувствовал главный герой, когда увидел детей рядом с умирающей женой?

Ответ: Он «первый раз увидел в ней человека». (стр.160)

Учитель: Почему? Почему только когда она умерла, он понял, что она тоже человек, что он ее любил?

Ответ: Он понял, что потерял ее. Навсегда. (стр.161)

Учитель: Скажите, а в наше время встречаются такие истории?

Ответ: Да, конечно, и не только в наше время. Они существовали, существуют и будут существовать. И никуда от этого не деться.

VI. Обобщение полученных знаний.

Учитель: Актуальна ли тема проблемы брака, семьи в наше время?

Ответ: Проблема семьи, семейных отношений актуальна во все времена, в том числе и наше. Из-за того, что люди не ценят друг друга, не ценят своих отношений, не уважают друг друга и происходит то, что произошло. Создавая семью без духовной близости люди порой, и не задумываются о той опасности, которую создают друг для друга. Прожить с нелюбимым человеком длительное время невозможно, а от этого страдают все окружающие, в особенности дети.

Можно выделить следующие причины распада семьи в наше время: наркотики, алкоголь, брак по расчету. Поэтому прежде чем создать семью, нужно хорошо подумать, действительно ли вы любите этого человека или в нем вас прельщает только материальное положение. Ведь вы создаете семью не на час и не на месяц, а на всю жизнь.

VII. Подведение итогов.

Учитель: Как вы думаете, что является причиной распада семьи?

Ответ: В обществе мы наблюдаем такое явление, как распад семьи, развод. В настоящее время данная проблема приобрела глобальные масштабы. С чем же это связано? Это связано с тем, что люди вступают в брак необдуманно, неосознанно, а, как известно такие браки долго существовать не могут, результат - развод. Но самая главная причина распада семьи является непонимание друг друга, отсутствие духовной близости. Тема семейных отношений прошла через все произведения Л.Н. Толстого. В семье, в семейной жизни он видел одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для него - сущность человеческой общности, начало и основа социума. Повесть «Крейцерова соната» является одним из ярких примеров того, как строится, а затем же и разрушается семья. Причиной всему служит непонимание друг друга, отсутствие духовной близости. Поэтому к данной проблеме нужно относится серьезно, ответственно и думать не только о себе, но и о других …

VIII. Выставление оценок.


© 2010-2022