Методический комментарий к уроку Золотые нити города Михайловска (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический комментарий

учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 4 г. Михайловска

Богдановой Олеси Ивановны

Тема мастер-класса «Золотые нити города Михайловска»

Цели: знакомство обучающихся с нормами литературного языка и говорами, диалектными и устаревшими словами г. Михайловска. Предупреждение и устранение произносительных и грамматических ошибок в речи под влиянием говоров.

Задачи:

-развивать внимание к слову, определяя уместность/ неуместность использования диалектных и общеупотребительных слов в обиходной речи;

-обогащать словарный запас обучающихся;

-воспитывать бережное отношение к русскому языку и к этнографии родного края.

Актуальность выбранной темы, на мой взгляд, заключается в том, что говоры представляют ценный материал для истории русского языка: ведь многие из них сохраняют те элементы, которые литературный язык уже утратил. Диалектная же лексика представляет собой копилку, в которой собрано духовное богатство народа, отражена его культура, создававшаяся на протяжении многих столетий. Изучая говоры и диалектную лексику, мы можем воссоздать детали нашей культуры, узнать, например, что собой представляли быт и сельское хозяйство данной местности.

Мастер-класс был создан с учётом возраста обучающихся (5 класс: 10-11 лет), поэтому была использована такая форма урока, как урок-путешествие (из современного класса мы перенеслись в атмосферу 19 века, в районный музей ( где, как не в музее можно узнать интересного и полезного о малой родине, прикоснуться к её истокам).

В ходе урока были использованы творческие элементы: исполнение песни ученицей десятого класса в национальном костюме, индивидуальная работа пятиклассников в задании «Вести от Настёны» и «Покажи предмет», «Расскажи о предмете» (приёмы: объяснение-игра, упражнение-погружение в быт крестьян Шпаковского района).

Затем ребята услышали замечательную легенду о появлении сел (с.Михайловское и с. Пелагиада) , рассказали о традиционных праздниках района: Пасха, День жён мироносиц (второе воскресенье после Пасхи), Михайлов день- День города, День семьи, Праздник урожая. Подготовленные обучающиеся (д\з) познакомили нас с семейными традициями: «КУШАЕМ ВМЕСТЕ», «СКАЗКА НА НОЧЬ».

Без использования ИКТ не обходится ни один современный урок, поэтому считаю: использование технических средств помогало получать интересные дополнительные сведения о предметах, находившихся в районном музее.

В конце мероприятия обучающиеся делали выводы, отвечая на поставленные вопросы:

  • 1.Что же является золотыми нитями города Михайловска? (Это наша история, которую нужно изучать и знать: предметы быта михайловцев, диалектные и устаревшие слова с ними связанные).

  • 2.Зачем нужно изучать говоры, диалектную лексику? (Нужно изучать, чтобы видеть различие между разговорной лексикой и общеупотребительной, всем понятной; не допускать произносительных и грамматических ошибок)

  • 4.Где уместно употреблять эту лексику? (В художественных произведениях для создания атмосферы, национального колорита).

  • 3. С какими новыми предметами обихода вы познакомились? Какие новые слова узнали? Значение всех ли слов вам известны и понятны?

  • 4. Как полученные знания могут пригодиться в учёбе и дальнейшей жизни?

Ни для кого не секрет, что, выполняя подобные задания, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получает в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, то в силу более высокого образовательного уровня ему будет легче адаптироваться в дальнейшей жизни.

Пятиклассникам было дано домашнее задание (по выбору):

1.Написать сочинение на тему «Золотые нити города Михайловска».

2. Подобрать загадки, отгадками которых будут слова: ярмо, люлька, коромысло, утюг, прялка, чугунок, самовар.

3.Рисунки на тему «Традиции моего города и моей семьи».


© 2010-2022