Урок на тему «Анализ стихотворения И. Тургенева»

Конспект урока может использоваться как в 9 так и 10 классе при знакомстве с творчеством писателя или при комплексном анализе текста на уроках «Русской словесности» Цель урока:продолжить знакомство с личностью писателя, его творчеством; познакомиться с жанровым понятием цикли и определением стихотворение в прозе учиться анализировать произведение находить поэтические фигуры, языковые средства создания образа; воспитывать в детях чувство сострадания, милосердия. Оборудование : портре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванова Т.В. СОШ № 49


Конспект урока по теме «Комплексный анализ текста И.С. Тургенева «Нищий»


Цели урока: продолжить знакомство с личностью писателя, его творчеством;

познакомиться с жанровым понятием цикли и определением

стихотворение в прозе учиться анализировать произведение находить поэтические фигуры, языковые средства создания образа; воспитывать в детях чувство сострадания, милосердия.

Оборудование : портрет писателя, на каждой парте распечатанные тексты новеллы, материалы о И.С.Тургеневе, на доске схема написания синквейна.

На доске записаны определения верлибра, афоризма, цикла.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о теме урока, его целях.

  • Сообщение ученика о биографии писателя;

  • Сообщение об истории создания цикла «Стихотворения в прозе»

2. Беседа с классом.

  • Итак, когда написаны «Стихотворения в прозе».

  • В чем особенность тематики этого произведения?

  • Чем выражено стремление написать их?

  • Как вы понимаете жанр стихотворения в прозе? В чем его особенность?

  • На что похожи стихи в прозе? (верлибр, афоризм)

  • В чем их сходство с прозой? В чем отличие?

  • Как первоначально назывался цикл?

  • Вспомните, какие стихотворения из этого цикла мы уже анализировали? Что их объединяет?

  • Какие стихотворения вы еще читали? Что их объединяет? Как вы понимаете термин цикл? (запись в тетрадь)

3. Сегодня мы будем анализировать стихотворение «Нищий». (Текст у каждого на парте)

Чтение текста учителем.

  1. Беседа по тексту.

Какова композиция произведения? Из скольких частей оно состоит?

О чем говорится в 1-ой части? Во 2-ой?

  • Кто герои? (нищий и лирический герой).

  • Найдите в тексте синонимы к слову нищий.

  • Какова функция эпитетов нищий, дряхлый? (номинативная)

  • Почему в 1-м предложении автор называет нищего дряхлым, а в последнем - несчастным существом? Какое имеет большую нагрузку?

  • Почему появляется «существо»?

  • Какие эпитеты из 1-го абзаца характеризуют старика? (слезливые, воспаленные, шершавые)

  • Почему глаза слезливые, воспаленные, губы шершавые?

  • Почему нет указания на возраст героя?

  • Что вы ощущает, читая «нечистые раны», «шершавые губы»? (мы это ощущаем).

  • Итак, для создания образа героя автор использует эпитет.

  • Какая поэтическая фигура встречается в тексте? (фигура умолчания)

  • О чем она?

  • Что мы слышим в возгласе «О, как….» Что нем звучит?

  • Найдите слово, которое перетягивает на себя все? какой это троп? (метафора)

  • 2 абзац. Какие художественные приемы использует здесь автор для создания образа нищего? (эпитеты, фигура умолчания, однородные определения). Какая часть речи превалирует в 1-ом предложении? (имя прилагательное). Какова его функция? А во 2-м предложении?

(глагол). Почему?

  • С какой целью автор использует глаголы мычит, стонет?

  • Лирический герой называет себя Я. Описание нищего дается

Натуралистично. А есть ли описание лирического героя? Какой он?

Почему нет описания его внешности?

Л.Г. «стал шарить» у себя в карманах. Зачем? Почему автор использует слово разговорного стиля, не свойственное человеку светскому?

И опять фигура умолчания. Какова ее цель?

У Л.Г. не оказалось ни кошелька, ни часов, ни платка - ничего. Это… градация .

Почему даже платка? (Важно просто оказать внимание)

А нищий ждал. (Антитеза)….Автор создает временное пространство.

Нищий протягивает Л.Г. грязную руку. Л.Г. смущен. Чем? Что в нем побеждает?

Что такое сострадание, милосердие?

И снова: почему нет описания внешности Л.Г.?

«Я крепко пожал…» Что это значит? В какое слово оно обратится? (брат)

Почему автор дважды использует слово брат в таком маленьком отрывке?

Нищий усмехнулся. Что за этим скрывается? (разочарование)

Он стиснул руку Л.Г.и сказал , что это тоже подаяние. Вы согласны? Какое подаяние получил Л.Г? Что он извлек из этой встречи?

Вывод: тема стихотворения - сострадание, милосердие.

А идея? (Всегда оставайся человеком…)…

Почему произведение называется «Нищий»?

Домашнее задание: сделать письменный анализ стихотворения «Нищий»

© 2010-2022