Программа дополнительного часа по русскому языку в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» г.Альметьевска

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________________

Протокол № от

« » 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ № 12»

_____________ .

« » 2015г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 12»

__________Калинина Н.А

Приказ № от

« » 2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного часа «РЕЧЬ.РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УЧИТЕЛЯ

Нигматовой Лилии Зуфаровны

по русскому языку в 5 классе







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________2015г.






2015-2016 учебный год




Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа элективного курса по предмету « Русский язык» в 5А классе разработана на основе:

o ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

o Закона Республики Татарстан «Об образовании в Республике Татарстан»;

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку;

  • примерной программы основного общего образования по русскому языку;

  • методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  • письма Министерства образования и науки Республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебного предмета «Русский язык и литература» в условиях перехода на федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 - 11 классы (базовый уровень), под редакцией ;

  • базисного учебного плана РТ на 2014-2015 учебный год;

  • учебного плана МБОУ «СОШ №4» на 2014-2015 учебный год;

  • положения школы о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей);

  • федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).

Общая характеристика

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение - среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-рече­вые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.

Именно в 5 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становит­ся текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуника­тивных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск ин­формации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникатив­ных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.

Задачи:

  1. Совершенствование у детей умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.

  2. Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

  3. Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.

  4. Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.

  5. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

  6. Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  7. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

  8. Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются следующие умения и качества:

  • осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются:

1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.

2. Сформированность следующих умений:

  • различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;

  • вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);

  • находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;

  • различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста;

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;

  • владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;

  • выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

  • определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:

  • пересказывать текст подробно, сжато;

  • понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;

  • письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

  • последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;

  • озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Количество часов

Программа предназначена для учащихся 5 класса. Количество часов - 34 (1 час в неделю).


Содержание курса


Содержание

Часы

1

Вводное занятие

1

2

Речь и речевое общение.

10

3

Функциональные разновидности языка. Стилистика.

3

4

Виды речевой деятельности.

9

5

Текст как продукт речевой деятельности.

12

Итого



Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно - речевых умений учащихся.

РАЗДЕЛ I: Речь и речевое общение.

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения.

Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты.

Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог.

Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты

РАЗДЕЛ II. Функциональные разновидности языка. Стилистика.

Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая.

Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового).

Практическая работа № 3. Создание письменных высказываний разных стилей.

РАЗДЕЛ III. Виды речевой деятельности.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе.

Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет.

Практическая работа № 4. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.

Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно.

Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление).

Практическая работа № 6. Учимся писать сжатое изложение.

РАЗДЕЛ IV. Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно - стилистического членения текста.

План как вид информационной переработки текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Практическая работа № 7. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно - речевых умений пятиклассников.


Информационное обеспечение программы элективного курса

Литература для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

  2. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащих ся. - М., 1992.

  3. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. - М.,1996.

  4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М., 1983.

  5. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. - М., 1997.

  6. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и прак­тика обучения. - М., 1998.

  7. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

  8. Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. - М., 2002.

  9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.

  10. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского

языка. - М.- 1977.

  1. Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.* Сельская школа.- 2006.-№ 6.

  2. Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные

технологии.- 2005.-№ 1.

  1. Научно-методический журнал * Русский язык и литература в средних

учебных заведениях Украины.-1990.-№ 11, 1991.- № 1, 1992.- № 3-4.

  1. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. - 2003 - №4.- С. 23-27.

  2. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. - 2003 - №2.- С.47-50.

Литература для учащихся:

  1. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В.В.Бабайцева. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1993

  2. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- М.-2002.

  3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. - М., 1995.

  4. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах - Донецк: ПКФ «БАО», 2002.

  5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы - М.: Русский язык, 1983. - 704с.

  6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Азбуковник, 2003. - 944с.

  7. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»


Календарно-тематическое планирование


Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

Формы организации занятий

Характеристика деятельности учащихся

Пл.

Фак

1. Вводное занятие

1

1.09

Самостоятельнаяработа

Уметь определять тему, главную мысль текста; ориентироваться в структуре текста; составлять план текста; пересказывать подробно текст; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь работать в парах, договариваться со своими товарищами.

2. Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека

1

8.09

Лекция

Знать и различать понятия «речь», «речевое общение»; называть условия, необходимые для речевого общения; осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека

3. Речевая ситуация.

1

15.09

Беседа, работа в парах

Называть основные компоненты речевой ситуации; анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте; характеризовать коммуникативные цели говорящего; строить собственное высказывание с учётом целей и адресата речи

4. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи

1

22.09

Лекция

Знать основные особенности устной и письменной речи; различать устную и письменную речь

5. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога.

1

29.09

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Различать диалог и монолог; владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы, отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы)

6.Практикум. Учимся строить диалог и монолог

1

6.10

7. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность

1

13.10

Лекция

Знать основные свойства хорошей речи; уметь чувствовать красоту и выразительность речи; оценивать свою собственную речь

8 - 9. Речевые ошибки и недочёты

2

20.10

27.10

Лекция

Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы)

Знать виды речевых ошибок; различать речевые ошибки и недочёты; находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные и чужие тексты

10. Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты

1

10.11

11. Стилистика. Разговорная и книжная речь

1

.11

Лекция

Знать, что изучает «Стилистика»; называть основные признаки разговорной и книжной речи;

различать разговорную и книжную речь

12. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая

1

27/11.

Лекция

Практическое занятие (сочетание индивидуальной и коллективной форм работы)

Различать и создавать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль данного текста, аргументировать своё суждение

13. Практикум. Создание письменных высказываний разных стилей

1

4.12

14. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо

1

11.12

Лекция

Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия обще­ния (умение говорить и писать).

15. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?

1

18.12

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Знать факторы эффективного слушания; осознанно воспринимать и понимать звучащую речь; удерживать в памяти основное содержание услышанной информации

16. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое

1

25.12

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Читать тексты разных стилей и жанров; пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); обобщать изложенные в тесте факты; делать выводы на основе содержащейся в тексте информации; различать главную и второстепенную информацию

17. Работа с информацией. Источники информации: учебник, энциклопедии, словари, СМИ, Интернет-ресурсы

1

15.01

Лекция


Практическое занятие (групповая форма работы)

Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет - ресурсы; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; владеть приёмами работы с книгой

18. Практикум. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

1

22.01

19. Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый

1

29.01

Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы

Начать и поддерживать разговор в конкретной ситуации общения, правильно используя формы обращения к собеседнику;

передавать в устной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;

вести диалог на учебные и бытовые темы

20. Практикум. Учимся пересказывать текст подробно

1

5.02

21. Письмо как вид речевой деятельности

1

12.02

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана;

составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление)

22. Практикум.

Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение)

1

19.02

23. Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста

1

26.02

Лекция

Знать признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка);

соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

выделять главную и второстепенную информацию

24. Что значит говорить и писать на тему?

1

6.03

Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы

Определять тему текста;

различать широкие и узкие темы;

соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных;

создавать текст на заданную тему.

25. Главное в тексте - идея, основная мысль

1

13.03

Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы

Определять основную мысль текста;

находить ключевые слова и выражения

26. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно - стилистического членения текста.

1

19.03

Сочетание коллективной и парной форм работы

Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру текста

27. План как вид информационной переработки текста

1

3.04

Коллективная форма работы

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного);

соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана

28. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

1

10.04

Лекция

Знать признаки функционально-смысловых типов текста (повествования, описания, рассуждения);

определять функционально-смысловой тип речи

29. Описание как тип речи. Виды описаний

1

17.04

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Знать композиционную схему описания;

называть виды описаний;

находить в текстах описания, аргументировать свой выбор.

30. Повествование. Повествовать - значит рассказывать

1

.04

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Знать композиционную схему повествования;

находить в целом тексте фрагменты повествования;

различать повествование и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и отдельным языковым характеристикам

31. Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать

1

23.04

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Знать композиционную схему рассуждения;

находить в целом тексте фрагменты рассуждения;

Различать рассуждение и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и языковым характеристикам;

составлять рассуждения: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры, формулировать вывод.

32. Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи

1

30.04

Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы)

Уметь производить элементарный комплексный анализ текста;

работать самостоятельно по заданному плану;

обсуждать и доказывать свою точку зрения в группе

33 «Что?Где?Когда?»

1

7.05

Игровое занятие

Уметь применять ЗУН в играх

34-35 Итоговый контроль

2

14.05

21.05

Самостоятельная работа

Уметь определять тему, главную мысль текста;

озаглавливать текст; ориентироваться в структуре текста; видеть и понимать используемые в тексте языковые средства; составлять план текста; подробно излагать текст типа рассуждения в письменной форме с сохранением стиля речи; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя,

давать на них ответы; уметь договариваться со своими товарищами









Приложение 1

Лист

корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту






















































































































































































Приложение 2



Лист достижений

ученика (цы) 5 класса

Ф.И. Ученика--------------

Коммуникативно - речевые умения

Входной контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

1.Определять тему текста. Озаглавливать текст

2.Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам.

3.Ориентироваться в структуре текста

4.Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства

5. Составлять план (простой и сложный)

6.Определять:а) тип речи;

б) стиль речи

7. Самостоятельно строить высказывание ( на основе творческого пересказа)

8.Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи

9. Извлекать нужную информацию из текста

10.Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте

11.Выразительно читать

12. Пользоваться разными видами чтения

13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

14.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

15.а) Понимать вопросы учителя;

б) давать на них ответы;

в) самим задавать вопросы

16.Распределять роли в группе, договариваться друг с другом

Условные обозначения: «-»- навык не сформирован; «*»- сформирован частично; «+»- сформирован; «++»- хорошо сформирован
























© 2010-2022