Разработка урока русского языка Не с деепричастиями (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»

Тотьмянина Екатерина Анатольевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «ПСОШ №3», 1 категории

Методическая разработка урока
русского языка в 7 классе.


Тема: «НЕ с деепричастиями».

Цели урока:
Образовательные:
1. Учащиеся повторяют, закрепляют и систематизируют знания о деепричастии: грамматическое значение деепричастий, образование и правописание, употребление в речи, знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте.

2. Строить связное монологическое высказывание, высказывать и обосновывать своё мнение, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме
3. Продолжить работу по формированию умений учащихся свёртывать информацию (текст) виде таблицы или схемы.
Развивающие:
1. Учащиеся закрепляют способы деятельности по употреблению деепричастий, правописанию и обособлению.
2 Развитие коммуникативных навыков: учащиеся должны уметь вчитываться в текст, видеть его особенности; уметь редактировать текст.
Воспитательная:
1. У учащихся происходит ценностное осмысление пройденного материала в ходе решения нестандартной задачи творческого плана.
Формы обучения:
· фронтальная,
· коллективная,
· индивидуальная,
· групповая.


Содержание урока:

  1. Организационный момент (учитель контролирует готовность учащихся к уроку, консультанты сообщают о выполнении домашнего задания).

  2. Орфографическая разминка

Задание: Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи.

Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности.

(Преодолевая - деепричастие.)

Что вам известно о деепричастии?

  1. Прочитайте текст, представьте его в виде схемы или таблицы

Сказка

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня - Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие способно управлять падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
- Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! - громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.
- Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с Причастием! - настаивает Глагол. - Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

(Варианты схем, которые могут составить схемы)

Грамматические признаки деепричастий

Разработка урока русского языка Не с деепричастиями (7 класс)

Каким

Каким способом образуются деепричастия?

(Деепричастия образуются от глаголов суффиксальным способом

-а (-я)-в-вши-ши )

4. Прочитайте внимательно предложения и найдите среди них предложение, содержащее в себе новый материал . Для этого нужно первоначально определит как пишется частица не с разными частями речи.

1. Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал.
2. Никто не забыт, ничто не забыто.
3. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.
4. Наш мир создан не словом, а деянием, а трудом.
5. Несамостоятельное выполнение учебных заданий - первый шаг к тунеядству.

6. Живете осторожно, недоверчиво, процеживая мир ресницами.


(1) с глаголами 2) с причастиями 3) с деепричастиями
4) с существительными 5) с прилагательными 6) наречие)

5. Работа в группах (всего 6 групп)

Задание: составить правило виде таблицы, как пишется НЕ разными частями речи.

Вариант таблицы:

Глаголы

Слитно

Раздельно

Всегда НЕ раздельно

Кроме тех случаев, если без НЕ не употребляется

Причастие

Слитно

Раздельно

1. Краткое

2.Зависимые слова

3.Противопоставление

4. Усиление отрицания

1. Полное

2. Одиночное

3. Без НЕ не употр.


Если деепричастие имеет грамматические признаки глагола и наречия, то какой можно сделать вывод? Как пишется частица НЕ?

Слитно

Раздельно

Всегда НЕ раздельно

Кроме тех случаев, если без НЕ не употребляется

Не с деепричастиями

не_задумываясь ненавидя

не_видя негодуя

не_прочитав недоумевая

не_двигаясь невзлюбив

6. Составить в группах обращение о поддержании чистоты на улицах, с использованием деепричастий с частицей не :

1 группа и 4 группа: к жителям нашего посёлка;

2 группа и 5 группа: к учащимся нашей школы

3 группа 6 группа : к гостям посёлка

7. Собери пословицы, укажи в них деепричастия

  1. Не зная броду,

  2. Трус хвастает уходя,

  3. Не замочив руки,

  4. Зная сердце змеи,

  5. Говорить не думая -

  6. Кто не подумав говорит,

  7. Не развязав мешок,

не умоешься.

не узнаешь, что в нем.

тот вечно вздор твердит.

что стрелять не целясь.

не суйся в воду.

а смелый - возвращаясь.

бог лишил её ног.

8. Графический диктант: (учитель диктует словосочетания, а дети в таблице рисуют график)

Не развеял сомнения

Неубранное поле

Необдуманный поступок

Невзлюбил соседа

Неотправленное письмо

Еще не проснувшийся город

Не написанный, а напечатанный текст

Далеко не решенный вопрос

Никого не заметил

Собрание не закончено

Не вызубренные, осознанные правила

Нетронутый завтрак

слитно

раздельно

1

.

2

.

3

.

4

.

5

.

6

.

7

.

8

.

9

.

10

.

11

.

12

.

(Правильно выполнив и соединив линии, у учащихся получается - 5)

9. Итог урока.

Рефлексия по образцу:

Допишите фразу на карточке.

Я сегодня узнал….

Повторил…..

Закрепил….

Зачитаем (1-3 учащиеся читают ответ)

-Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят.

Ребята называют лучших. Аплодируем им.



© 2010-2022