Мастер-класс Проблемный диалог как средство реализации СДП

Мастер-класс «Проблемный диалог на основе продуктивного общения как средство реализации системно-деятельностного подхода». Цель мастер-класса:  раскрыть аспекты технологии интерактивного обучения, познакомить с основными способами организации проблемного диалога, показать возможности применения проблемного диалога при работе с любым содержанием разнообразных школьных предметов. Мастер-класс построен в форме проблемного диалога. В ходе мастер-класса используются ЭОР,  ситуативные задачи и другие...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Проблемный диалог на основе продуктивного общения как средство реализации системно-деятельностного подхода»

Цель:

Раскрыть аспекты технологии интерактивного обучения, познакомить с основными способами организации проблемного диалога, показать возможности применения проблемного диалога при работе с любым содержанием разнообразных школьных предметов.

Ход мастер- класса

  1. Работа с эпиграфом

«Не мыслям, а мыслить учить надо». Э.Кант.

«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете». И. Гёте.

«Скажи мне, я забываю,

Покажи мне, я могу запомнить,

Позволь мне сделать это,

И это станет моим навсегда».

Китайская мудрость

- Прокомментируйте данные высказывания. Что их объединяет?

Нужно давать не готовые знания и мысли, а учить способам действия, процессу мышления и деятельности.

- Подберите аргументы в защиту или против данной позиции.

Итак, действительно, сегодня стало очевидным, что даже самого глубокого знания самого по себе для жизни в постоянно меняющемся в мире явно недостаточно. Для успешной самореализации нужно нечто большее.

- О чем же мы сегодня будем говорить? Как бы вы определили тему нашего разговора и моего мастер-класса?

Тема - «Проблемный диалог на основе продуктивного общения как средство реализации системно-деятельностного подхода».

  1. «Как сказал исследователь Бахтин М. М., « …истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения». В этих условиях и урок из объяснения нового превращается в урок открытия нового знания.

В начале нашей работы сегодня мы тоже стали участниками одного из видов проблемного диалога.

Проанализируйте особенности двух видов диалога и попробуйте определить, какой из них я использовала и почему.

Подводящий диалог - это система вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников и подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает цепочку вопросов, которая ведет к «открытию» знаний простым и коротким путем. Он позволяет рассчитать время!

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, помогающих ученику работать творчески. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников высказать и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Более свободен - трудно рассчитать время.


  1. Существуют различные методические приемы ведения учебного диалога. У каждого учителя - своя методическая копилка таких находок, которые делают общение продуктивным. У меня, например, это постоянная работа с эпиграфом урока, предъявление учащимся различных мнений ученых - лингвистов и литературоведов с целью столкновения противоположных точек зрения или же поиска каких-то общих точек.

Стимулирует учащихся к диалогу и такой вид заданий, как ситуативные задачи, в которых учащимся предлагается осмыслить реальную ситуацию, отражающую практическую проблему и актуализирующую накопленный багаж знаний и умений, компетенций. Текстом для задания может служить пример из практики, искусственно смоделированная учителем ситуация. Материал для ситуативных задач можно взять и из хорошо известной и интересной детям среды Интернета - это проблемы, обсуждаемые на форумах, в коллективных блогах, созвучные проблемам, поставленным в литературе.

Предлагаю вам поработать над такой ситуативной задачей.

В группах

  1. Вычленить положительные отзывы, прокомментировать их и сформулировать свою позицию.

  2. Вычленить отрицательные отзывы, прокомментировать их и сформулировать свою позицию.



  1. Как мы уже видим, проблемно-диалоговое обучение неплохо сочетается современными техническими средствами обучения, в том числе с ЭОР, дистанционными технологиями, позволяющими расширить информационную образовательную среду для каждого учащегося: используются ресурсы разных учебных сайтов, сетевого образования. Изменяются и сами функции ЭОР:

  • способствуют привлечению внимания учащихся к ключевым проблемам урока,

  • служат для предъявления интересного, нестандартного материала,



  • помогают в организации проблемного диалога;

  • позволяют учителю конструировать учебный процесс, основываясь на принципах системно-деятельностного подхода.

Я стараюсь использовать интерактивные таблицы, анимационные картинки, ресурсы разных учебных сайтов не как наглядное средство, а именно как средство организации проблемного диалога.

Задание

Пройти по ссылкам и проанализировать предлагаемые ресурсы: интерактивные таблицы, анимацинные картинки, ресурсы учебных сайтов) как средство организации проблемного диалога.

Какие, на ваш взгляд, более продуктивны и почему?



  1. Рефлексия

Синквейн «Проблемный диалог»






© 2010-2022