Литературное Кафе Серебряный век

Литературное кафе «Серебряный век»( В.В.Сенатрусова.)Учитель.Добрый вечер, друзья. Прошу вас, чувствуйте себя, как дома в литературном кафе «Серебряный век». Проходите и занимайте свободные места, располагайтесь поудобнее. Вижу, что в нашем кафе собрались истинные ценители поэзии, любители и знатоки чудного, утонченного, изысканнейшего и противоречивейшего периода русской литературы, называемого Серебряным веком. Многообразие поэтических школ и направлений, возникших в конце 1910-х – начале 192...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное кафе «Серебряный век»( В.В.Сенатрусова.)

Учитель.Добрый вечер, друзья. Прошу вас, чувствуйте себя, как дома в литературном кафе «Серебряный век». Проходите и занимайте свободные места, располагайтесь поудобнее. Вижу, что в нашем кафе собрались истинные ценители поэзии, любители и знатоки чудного, утонченного, изысканнейшего и противоречивейшего периода русской литературы, называемого Серебряным веком. Многообразие поэтических школ и направлений, возникших в конце 1910-х - начале 1920-х годов вызвало к жизни немало литературных кафе, ставших местом выступлений известных и неизвестных, маститых и начинающих, пишущих, но мало печатающихся поэтов. Наступил, как говорили тогда, «кафейный период поэзии».

В кафе можно было и отдохнуть, и развлечься, встретиться со старыми приятелями-коллегами по перу, вступить в серьезный профессиональный диспут, ибо едва ли не каждый завсегдатай московского «Домино» или «Бома» или питерского «Приюта комедиантов» был Поэтом, оставившим нам гениальные строки.

Поэтесса: Да, я любила их, те сборища ночные, -

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над черным кофием пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжелый зимний жар.

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Поэт. А помнишь, Анечка, 1912год, когда мы были так счастливы. Париж, мы молодые, возвышенно влюблённые, наши чувства и наши стихи.

Поэтесса.(АбаполоваТ.)

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти,--
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
И сердце рвется от любви на части.

И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие -- поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

Поэтесса. А помнишь, Коленька, как в кафе «Серебряный век» читали наши стихи.

Читают стихи ЖелудковаТ, Орлов С. Кривова М.

Поэт.) Тумасьев Р. Но счастье так мимолётно, оно улетает, как птица, и приходит разлука

Не всегда чужда ты и горда
И меня не любишь не всегда,

Тихо, тихо, нежно, как во сне,
Иногда приходишь ты ко мне.

Надо лбом твоим густая прядь,
Мне нельзя ее поцеловать,

И глаза большие зажжены
Светами магической луны.

Нежный друг мой, беспощадный враг,
Так благословен твой каждый шаг,

Словно по сердцу ступаешь ты,
Рассыпая звезды и цветы.

Я не знаю, где ты их взяла,
Только отчего ты так светла

И тому, кто мог с тобой побыть,
На земле уж нечего любить?

(Романс «Любовь и разлука»)

Поэтесса.А.Т.

Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?" -
От того, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".

Ведущий. К.Дима) Дмитрий Мережковский и Зинаида Гипиус были семейной парой. Они обвенчались в 1916г. Красивые, талантливые, любящие друг друга. Счастье поселилось в их семье. Но октябрь 1917 перевернул жизнь всё России. Они вынуждены были уехать в эмиграцию.Они так до самой смерти Димитрия Сергеевича и прожили, не расставаясь ни на один день,. - И продолжали любить друг друга никогда не ослабевающей любовью. Они никогда не знали скуки, разрушающей самые лучшие браки. Им никогда не было скучно вдвоём. Они сумели сохранить каждый свою индивидуальность, не поддаться влиянию друг друга.. Они дополняли друг друга. Каждый из них оставался самим собой. …Первым умер Дмитрий Мережковский - 9 декабря 1941 года, в возрасте 76 лет. По поводу вдовы Юрий Терапиано написал: «З. Н. - окаменелая совсем».

3 июня 1943 года в оккупированном немцами Париже Гиппиус начинает писать книгу о Мережковском. Но закончить её не успела - осенью 1945 года Зинаида Николаевна скончалась.

З.Гипиус. (СтрельцоваМ.) Освещена последняя сосна.
Под нею темный кряж пушится.
Сейчас погаснет и она.
День конченый - не повторится.

День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки - не повторится.

А.Мережковский(Ледков Д.)

И в близости ко мне живой души твоей
Так все таинственно, так все необычайно,-
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И все священное объемлет тишина
Пока шумят вверху сверкающие волны,
Безмолвствует морская глубина.

З.Гипиус.

В моей душе нет места для страданья:
Моя душа - любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтоб воскресить их вновь.

В начале было Слово. Ждите Слова.
Откроется оно.
Что совершалось - да свершится снова,
И вы, и Он - одно.

Последний свет равно на всех прольется,
По знаку одному.
Идите все, кто плачет и смеется,
Идите все - к Нему.

К Нему придем в земном освобожденьи,
И будут чудеса.
И будет все в одном соединеньи -
Земля и небеса.

А.Мережковский.Ледков Д.

Мы любим и любви не ценим,
И жаждем оба новизны,
Но мы друг другу не изменим,
Мгновенной прихотью полны.

Порой, стремясь к свободе прежней,
Мы думаем, что цепь порвем,
Но каждый раз все безнадежней
Мы наше рабство сознаем.

И не хотим конца предвидеть,
И не умеем вместе жить,-
Ни всей душой возненавидеть,
Ни беспредельно полюбить.

О, эти вечные упреки!
О, эта хитрая вражда!
Тоскуя - оба одиноки,
Враждуя - близки навсегда.

В борьбе с тобой изнемогая
И все ж мучительно любя,
Я только чувствую, родная,
Что жизни нет, где нет тебя.


Когда другой сойдет в могилу,
Тогда поймет один из нас
Любви безжалостную силу -
В тот страшный час, последний час!

__________________

Ведущий.(КунавинаЛ.) История взаимоотношений двух больших поэтов - Марины Цветаевой и Бориса Пастернака - это более 100 писем на протяжении 13 лет и всего несколько коротких встреч.
Много общего было в воспитании и условиях жизни, которые сформировали особый взгляд на мир и поэзию. И Марина Цветаева, и Борис Пастернак происходили из профессорских семей, но их отцы добились признания собственными силами и талантом. У обоих поэтов матери - одаренные пианистки, атмосфера культуры и поклонения музыке, литературе - вот среда, в которой взращивался талант и Цветаевой , и Пастернака .

Цветаева(КостяеваМ.)Никто ничего не отнял!

Мне сладостно, что мы врозь.

Целую Вас - через сотни

Разъединяющих верст.

Я знаю, наш дар - неравен,

Мой голос впервые - тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!

На страшный полет крещу Вас:

Лети, молодой орел!

Ты солнце стерпел, не щурясь,

Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел Вам вслед...

Целую Вас - через сотни

Разъединяющих лет.

Б.Пастернак.(. Дурнов С.)

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,

Всё это небольшая хитрость.

(Под лаской плюшевого пледа) ТолмачёваМ.

Б.Пастернак. Недотрога, тихоня в быту,

Ты сейчас вся огонь, вся горенье,

Дай запру я твою красоту

В темном тереме стихотворенья.

Посмотри, как преображена

Огневой кожурой абажура

Конура, край стены, край окна,

Наши тени и наши фигуры.

Ты с ногами сидишь на тахте,

Под себя их поджав по-турецки.

Все равно, на свету, в темноте,

Ты всегда рассуждаешь по-детски.

Замечтавшись, ты нижешь на шнур

Горсть на платье скатившихся бусин.

Слишком грустен твой вид, чересчур

Разговор твой прямой безыскусен.

Пошло слово любовь, ты права.

Я придумаю кличку иную.

Для тебя я весь мир, все слова,

Если хочешь, переименую.

Разве хмурый твой вид передаст

Чувств твоих рудоносную залежь,

Сердца тайно светящийся пласт?

Ну так что же глаза ты печалишь?

(У зеркала) Марина Костяева.

Ведущий Чуженьков И.

.Этот поэт известен всем. Поэзия его - яркий букет мыслей и чувств. С.Есенин. Его лирика тонка и изумительна.

Имя поэтессы Мирры Лохвицкой мене известно, и всё - таки поэзия её прекрасна. В поэзии она была некой прекрасной дамой, и ей поклонялись поэты.

С.Есенин. (Попов А.)

Руки милой - пара лебедей -
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою.
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что - для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
Значит, он вовек не из Шираза.

Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей.

М.Лохвицкая Толмачёва.

Твои уста - два лепестка граната,

Но в них пчела услады не найдет.

Я жадно выпила когда-то

Их пряный хмель, их крепкий мед.

Твои ресницы - крылья черной ночи,

Но до утра их не смыкает сон.

Я заглянула в эти очи -

И в них мой образ отражен.

Твоя душа - восточная загадка.

В ней мир чудес, в ней сказка, но не ложь.

И весь ты - мой, весь без остатка,

Доколе дышишь и живешь.

Марина.Помнится вечер поэзии в кабаре «Бродячая собака». Мы читали стихи, пели романсы, на сцену поднимались новые и новые поэты.

Исполняются романсы.

Чаепитие.



© 2010-2022