- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок русского языка в 7 классе на тему: Разноспрягаемые глаголы
Открытый урок русского языка в 7 классе на тему: Разноспрягаемые глаголы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сулейменова Г.А. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 7-м классе "Разноспрягаемые глаголы"
Цели:
-
повторить морфологические признаки глагола;
-
закрепить умение отличать глаголы от других частей речи;
-
повторить спряжение глаголов;
-
дать понятие о разноспрягаемых глаголах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, цели и задач
III. Повторение
1. Выборочный диктант. Прослушайте стихотворение и выпишите глаголы на слух. (Приложение 1. Слайд 3)
2. Проверка выписанных глаголов по ключу. (Приложение 1. Слайд 4)
3. Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице185, параграф 80, прочитайте.
- С какими морфологическими признаками глагола вы познакомились в начальной школе и в 5 классе?
- Как определить вид глагола?
- Какие глаголы относятся ко II спряжению? А к I спряжению какие?
- Проиллюстрируйте свои ответы примерами.
4. Самостоятельная работа.
- А сейчас, пожалуйста, определите спряжение, вид и время глаголов, которые стоят в инфинитиве.
- Какие из этих признаков постоянные, какие - непостоянные?
- Почему форма подчеркнутых глаголов называется неопределённой?
5. Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице186, найдите упражнение 458.
- Прочитайте пословицы и сделайте вывод: что нужно помнить о правописании неопределённой формы глагола? (Ь на конце после согласных и шипящих, сохранение его перед возвратным суффиксом СЯ).
6. Немой диктант (Приложение 1. Слайд 5)
- Запишите глаголы в неопределённой форме по выражению и образуйте от них антонимы. (Приложение 1. Слайд 6)
- Давайте вспомним, что такое спряжение?
- Проспрягайте два любых глагола I и II спряжения из антонимичных пар, выделите окончание
(Двое учащихся работают у доски).
1 л. улыбаюсь улыбаемся
2 л. улыбаешься улыбаетесь
3 л. улыбается улыбаются
1 л. грущу грустим
2 л. грустишь грустите
3 л. грустит грустят
IV. Усвоение и закрепление нового материала
1. Сценка о спряжении глаголов
Светлана Даниловна и Апельсинкина -старшая мирно шагали по дорожке, когда им повстречалась синеглазая старушка в кроссовках и белом платке.
- Милушки, скажите, где здесь дорога на Первоспряженск и Второспряженск? Я мэрская бабушка.
- Кто это вам сказал, Что вы - мерзкая? - возмутилась Юлька. - Это ваш неблагодарный внук так считает? Не верьте. Вы очень симпатичная!
- Да нет же, мой внук милый и добрый. Да и я не мерзкая. Вы не поняли: я мэрская бабушка, то есть бабушка мэра - мэр-ская. Мой внук Ударение - мэр сразу в двух городах: в Первоспряженске и во Второспряженске. Бывало, он сам ко мне в гости наезжал, да раз вот поехал, так без него там путаница приключилась. Придётся теперь мне его навещать.
- Да, - сказала Юлька, - без вашего выдающегося внука Ударения и без рыцаря Неопределённая форма спряжение никак не определить!
Вместе с бабушкой Юлька и Светлана Даниловна дошли до перекрёстка трёх дорог. На указателе было написано:
Первоспряженск
Разноспряженск
Второспряженск
- До свидания, милушки, - сказала на прощание старушка и ушла навещать своего внучонка мэра.
- А что это за Разноспряженск такой? - Юлька кивнула на указатель.
- Это малюсенький городок. Даже скорее деревушка. Там живут несколько разноспрягаемых глаголов.
- Как это - разноспрягаемых?
2. Работа с учебником
- Откройте учебник на странице 190. Рассмотрите таблицу. Почему эти глаголы действительно являются разноспрягаемыми?
- Есть такие глаголы. Раньше они кочевали: то поживут в городе Первоспряженске, то во Второспряженск переберутся. А потом им надоело ездить туда-сюда, и они основали свою деревушку - Разноспряженск.
(Приложение 1. Слайд 7)
- Кроме разноспрягаемых, есть и другие глаголы, которые спрягаются по-особому. Они тоже живут в Разноспряженске.
(Приложение 1. Слайд 8)
- Рассмотрите таблицы. (Приложение 1. Слайд 9) Обратите внимание на выделенное окончание глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ.
- В чём особенность спряжения этих глаголов?
- Одинаковые ли основы у этих глаголов в единственном и во множественном числе? (При спряжении глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ меняется основа у глаголов).
3. Сказка
- А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать». (Ученик рассказывает сказку о разноспрягаемых глаголах).
4. Самостоятельная работа
- А сейчас выполним упражнение 474.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Спишите. Укажите вид, лицо и число разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать.
V. Итог
- Что нового узнали на уроке?
- Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
- Почему?
1. Занимательная минутка.
- На каком лингвистическом явлении основан каламбур? (Приложение 1. Слайд 10)
Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы!
(Явление омонимии: глагол и глагол - омонимы)
2. Словарная работа. (Приложение 1. Слайд 11)
Каламбур - остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению.
Игнорировать - умышленно не замечать.
VI. Домашнее задание: параграф 81, упражнение 473.