Открытый урок русского языка в 7 классе на тему: Разноспрягаемые глаголы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 7 классе на тему : Разноспрягаемые глаголыУрок русского языка в 7-м классе "Разноспрягаемые глаголы"

Цели:

  • повторить морфологические признаки глагола;

  • закрепить умение отличать глаголы от других частей речи;

  • повторить спряжение глаголов;

  • дать понятие о разноспрягаемых глаголах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, цели и задач

III. Повторение

1. Выборочный диктант. Прослушайте стихотворение и выпишите глаголы на слух. (Приложение 1. Слайд 3)

2. Проверка выписанных глаголов по ключу. (Приложение 1. Слайд 4)

3. Работа с учебником.

- Откройте учебники на странице185, параграф 80, прочитайте.
- С какими морфологическими признаками глагола вы познакомились в начальной школе и в 5 классе?
- Как определить вид глагола?
- Какие глаголы относятся ко II спряжению? А к I спряжению какие?
- Проиллюстрируйте свои ответы примерами.

4. Самостоятельная работа.

- А сейчас, пожалуйста, определите спряжение, вид и время глаголов, которые стоят в инфинитиве.
- Какие из этих признаков постоянные, какие - непостоянные?
- Почему форма подчеркнутых глаголов называется неопределённой?

5. Работа с учебником.

- Откройте учебники на странице186, найдите упражнение 458.
- Прочитайте пословицы и сделайте вывод: что нужно помнить о правописании неопределённой формы глагола? (Ь на конце после согласных и шипящих, сохранение его перед возвратным суффиксом СЯ).

6. Немой диктант (Приложение 1. Слайд 5)

- Запишите глаголы в неопределённой форме по выражению и образуйте от них антонимы. (Приложение 1. Слайд 6)
- Давайте вспомним, что такое спряжение?
- Проспрягайте два любых глагола I и II спряжения из антонимичных пар, выделите окончание

(Двое учащихся работают у доски).

1 л. улыбаюсь улыбаемся
2 л. улыбаешься улыбаетесь
3 л. улыбается улыбаются

1 л. грущу грустим
2 л. грустишь грустите
3 л. грустит грустят

IV. Усвоение и закрепление нового материала

1. Сценка о спряжении глаголов

Светлана Даниловна и Апельсинкина -старшая мирно шагали по дорожке, когда им повстречалась синеглазая старушка в кроссовках и белом платке.
- Милушки, скажите, где здесь дорога на Первоспряженск и Второспряженск? Я мэрская бабушка.
- Кто это вам сказал, Что вы - мерзкая? - возмутилась Юлька. - Это ваш неблагодарный внук так считает? Не верьте. Вы очень симпатичная!
- Да нет же, мой внук милый и добрый. Да и я не мерзкая. Вы не поняли: я мэрская бабушка, то есть бабушка мэра - мэр-ская. Мой внук Ударение - мэр сразу в двух городах: в Первоспряженске и во Второспряженске. Бывало, он сам ко мне в гости наезжал, да раз вот поехал, так без него там путаница приключилась. Придётся теперь мне его навещать.
- Да, - сказала Юлька, - без вашего выдающегося внука Ударения и без рыцаря Неопределённая форма спряжение никак не определить!
Вместе с бабушкой Юлька и Светлана Даниловна дошли до перекрёстка трёх дорог. На указателе было написано:

Первоспряженск
Разноспряженск
Второспряженск

- До свидания, милушки, - сказала на прощание старушка и ушла навещать своего внучонка мэра.
- А что это за Разноспряженск такой? - Юлька кивнула на указатель.
- Это малюсенький городок. Даже скорее деревушка. Там живут несколько разноспрягаемых глаголов.
- Как это - разноспрягаемых?

2. Работа с учебником

- Откройте учебник на странице 190. Рассмотрите таблицу. Почему эти глаголы действительно являются разноспрягаемыми?
- Есть такие глаголы. Раньше они кочевали: то поживут в городе Первоспряженске, то во Второспряженск переберутся. А потом им надоело ездить туда-сюда, и они основали свою деревушку - Разноспряженск.

(Приложение 1. Слайд 7)
- Кроме разноспрягаемых, есть и другие глаголы, которые спрягаются по-особому. Они тоже живут в Разноспряженске.
(Приложение 1. Слайд 8)
- Рассмотрите таблицы. (Приложение 1. Слайд 9) Обратите внимание на выделенное окончание глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ.
- В чём особенность спряжения этих глаголов?
- Одинаковые ли основы у этих глаголов в единственном и во множественном числе? (При спряжении глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ меняется основа у глаголов).

3. Сказка

- А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать». (Ученик рассказывает сказку о разноспрягаемых глаголах).

4. Самостоятельная работа

- А сейчас выполним упражнение 474.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Спишите. Укажите вид, лицо и число разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать.

V. Итог

- Что нового узнали на уроке?
- Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
- Почему?

1. Занимательная минутка.

- На каком лингвистическом явлении основан каламбур? (Приложение 1. Слайд 10)

Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы!

(Явление омонимии: глагол и глагол - омонимы)

2. Словарная работа. (Приложение 1. Слайд 11)

Каламбур - остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению.
Игнорировать - умышленно не замечать.

VI. Домашнее задание: параграф 81, упражнение 473.



© 2010-2022