- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по литературе на тему М. Ю. Лермонтов Парус
Открытый урок по литературе на тему М. Ю. Лермонтов Парус
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Еспулаева А.Б. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: "М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. Анализ стихотворения "ПАРУС"
Цель урока:
-
1.Не столько дать сведения о биографии, сколько познакомить с личностью поэта.
-
2.Подчеркнутьнеобычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремлённость к неизведанному.
Задача:
-
1.Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;
-
2.Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;
-
3.Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта;
-
4.Дать понятие художественным приёмам инверсия и антитеза;
-
5.Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;
-
6.Воспитание любви к природе, гордости интеллигента-борца.
Оформление доски:
-
1.Портрет М.Ю.Лермонтова. Художник Горбунов К.А., 1841г.
-
2.Фотография А.П. Шан-Гирея.
-
3.М.Ю.Лермонтов ребёнком (портрет работы неизвестного художника. Масло.1817- 1818)
-
4.Иллюстрации учеников к стихотворению «Парус».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Всем вам известны строки этого стихотворения. « Бородино» - литературное произведение, оставленное нам М.Ю.Лермонтовым.
Но не все, наверное, знают, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения - живописные. Он был и талантливым художником. Посмотрим на его автопортрет, репродукция которого перед.
Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание,- это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.
Из воспоминаний современника.
« Гладкие… слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаз
А вот второй портрет писателя..
« На Лермонтове был мундир лейб-гвардии гусарского полка, он даже не снял ни сабли, ни перчаток… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительносью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и наподвижно - тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских и выдававшихся губ.., но присущую мощь тотчас сознавал всякий».
( И.С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания»).
Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
II Видео материал "Биография М.Ю. Лермонтова"
III. Объяснение нового материала.
/ Запись в тетради темы урока/
.Чтение статьи учебника. / стр. 203-205/.
-
Какие штрихи к личности поэта добавляет эта статья?
Слово учителя:
В центре лирического произведения (целесообразно вспомнить роды литературы) лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.
Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.
.Чтение и анализ стихотворения « Парус».
1.Чтение статьи учебника /стр.205-206/
2.Выразительное чтение учителем стихотворения «Парус».
3.Вопросы после чтения стихотворения.
-
Что изображает Лермонтов в своём стихотворении?
-
Какое слово выбрал поэт для существительного «парус» в качестве определения?
-
Почему автор называет парус «мятежным»?
-
Акварельная картина Лермонтова «Морской вид с парусом» / стр.207/
- Рассмотрим ещё первую акварель юного поэта.
-
Что сближает их, и чем отличаются они друг от друга?
-
Какие моменты стихотворения изобразили вы на своей иллюстрации?
Теория литературы.
Дать понятие инверсии.
Дать понятие антитезы.
Работа в тетради.
IV. Закрепление нового материала.
Мы видим, что художественный приём антитезы является схемой всего произведения в целом. Но одновременно антитеза прослеживается на уровне слова и словосочетания.
Найдите такие примеры.
Ищет - кинул
В стране далёкой - в краю родном
Под ним струя - над ним луч солнца.
-
А как называются слова с противоположным значением?
Антонимы.
-
А могут ли быть антонимами служебные части речи?
-
Могут. Здесь антонимы- предлоги ПОД и НАД.
Мы проследили построение всего произведения на основе художественных приёмов инверсии и антитезы.
Мы также проследили взаимосвязь между теорией стиха и морфологией, лексикой - разделами языкознания.
7.Прослушивание романса А.В.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова.
Заключительное слово учителя.
В поэзии М.Ю.Лермонтова буря- символ стихии, разрушения, яростной борьбы, стремления к свободе. Покой же не приносит удовлетворения герою.
«Парус»- итог размышлений поэта о смысле жизни.
Итог урока.
-
Какие черты характера Лермонтова вам показались необычными?
-
К чему, по замыслу автора « Паруса», должен стремиться человек?
V. Домашнее задание.
1).Детство и юность М.Ю.Лермонтова.
2).Стихотворение « Парус» выучить наизусть, уметь анализировать.
3).Что такое инверсия и антитеза?
/стр.203-208-учебник, записи в тетради/