Открытый урок по литературе на тему М. Ю. Лермонтов Парус

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. Анализ стихотворения "ПАРУС"

Цель урока:

  1. 1.Не столько дать сведения о биографии, сколько познакомить с личностью поэта.

  2. 2.Подчеркнутьнеобычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремлённость к неизведанному.

Задача:

  1. 1.Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;

  2. 2.Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;

  3. 3.Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта;

  4. 4.Дать понятие художественным приёмам инверсия и антитеза;

  5. 5.Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;

  6. 6.Воспитание любви к природе, гордости интеллигента-борца.

Оформление доски:

  1. 1.Портрет М.Ю.Лермонтова. Художник Горбунов К.А., 1841г.

  2. 2.Фотография А.П. Шан-Гирея.

  3. 3.М.Ю.Лермонтов ребёнком (портрет работы неизвестного художника. Масло.1817- 1818)

  4. 4.Иллюстрации учеников к стихотворению «Парус».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Всем вам известны строки этого стихотворения. « Бородино» - литературное произведение, оставленное нам М.Ю.Лермонтовым.

Но не все, наверное, знают, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения - живописные. Он был и талантливым художником. Посмотрим на его автопортрет, репродукция которого перед.

Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание,- это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.

Из воспоминаний современника.

« Гладкие… слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаз

А вот второй портрет писателя..

« На Лермонтове был мундир лейб-гвардии гусарского полка, он даже не снял ни сабли, ни перчаток… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительносью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и наподвижно - тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских и выдававшихся губ.., но присущую мощь тотчас сознавал всякий».

( И.С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания»).

Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

II Видео материал "Биография М.Ю. Лермонтова"

III. Объяснение нового материала.

/ Запись в тетради темы урока/

.Чтение статьи учебника. / стр. 203-205/.

  • Какие штрихи к личности поэта добавляет эта статья?

Слово учителя:

В центре лирического произведения (целесообразно вспомнить роды литературы) лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.


Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.

.Чтение и анализ стихотворения « Парус».

1.Чтение статьи учебника /стр.205-206/

2.Выразительное чтение учителем стихотворения «Парус».

3.Вопросы после чтения стихотворения.

  • Что изображает Лермонтов в своём стихотворении?

  • Какое слово выбрал поэт для существительного «парус» в качестве определения?

  • Почему автор называет парус «мятежным»?

  • Акварельная картина Лермонтова «Морской вид с парусом» / стр.207/

- Рассмотрим ещё первую акварель юного поэта.

  • Что сближает их, и чем отличаются они друг от друга?

  • Какие моменты стихотворения изобразили вы на своей иллюстрации?

Теория литературы.

Дать понятие инверсии.

Дать понятие антитезы.

Работа в тетради.

IV. Закрепление нового материала.

Мы видим, что художественный приём антитезы является схемой всего произведения в целом. Но одновременно антитеза прослеживается на уровне слова и словосочетания.

Найдите такие примеры.

Ищет - кинул

В стране далёкой - в краю родном

Под ним струя - над ним луч солнца.

  • А как называются слова с противоположным значением?

Антонимы.

  • А могут ли быть антонимами служебные части речи?

  • Могут. Здесь антонимы- предлоги ПОД и НАД.

Мы проследили построение всего произведения на основе художественных приёмов инверсии и антитезы.

Мы также проследили взаимосвязь между теорией стиха и морфологией, лексикой - разделами языкознания.

7.Прослушивание романса А.В.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова.

Заключительное слово учителя.

В поэзии М.Ю.Лермонтова буря- символ стихии, разрушения, яростной борьбы, стремления к свободе. Покой же не приносит удовлетворения герою.

«Парус»- итог размышлений поэта о смысле жизни.

Итог урока.

  • Какие черты характера Лермонтова вам показались необычными?

  • К чему, по замыслу автора « Паруса», должен стремиться человек?

V. Домашнее задание.

1).Детство и юность М.Ю.Лермонтова.

2).Стихотворение « Парус» выучить наизусть, уметь анализировать.

3).Что такое инверсия и антитеза?

/стр.203-208-учебник, записи в тетради/


© 2010-2022