- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка по литературе на тему Война. .. обнажает характер человека (по роману Ю. Бондарева Горячий снег») 11 класс
Методическая разработка по литературе на тему Война. .. обнажает характер человека (по роману Ю. Бондарева Горячий снег») 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шумкова Е.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 13 п. Глубокого муниципального
образования Новокубанский район
Конспект
урока по литературе в 11 классе
Тема: «Война…обнажает характер человека»
(по роману Ю. Бондарева «Горячий снег»
Учитель русского языка
и литературы: Шумкова Е.В.
Тема: «Война…обнажает характер человека» (по роману Ю. Бондарева «Горячий снег».
Цель: проследить по тексту романа за ходом Сталинградского сражения и судьбами главных героев. Показать нравственный облик русских воинов. Выяснить, какие герои вызывают симпатию современного читателя и почему. Соотнести содержание романа с 70 - летием великой Победы.
Оборудование: мультимедиа иллюстрации картин М.И. Самсонова «В боях за отчизну», В.А. Сафронова «Гвардейское знамя» и др., портрет Ю.В. Бондарева.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Опрос, проверка домашнего задания.
-
Карточки (4 человека)
-
Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.
-
Обзор прозы периода Великой Отечественной войны.
-
Доклады учащихся.
-
Работа по теме.
-
Сообщение темы и целей.
-
Слово учителя: сегодня на уроке мы будем говорить об одном из лучших произведений о Великой Отечественной войне - романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег». Давайте познакомимся с личностью писателя (появляется на экране портрет Ю.В. Бондарева).
-
Сообщение заранее подготовленного ученика:
- Юрия Васильевича Бондарева можно назвать одним из лучших представителей военной прозы. Его романы и повести - это «необычный взлет души и вместе исповедь писателя и его поколения, поколения защитников Отечества».
Ю. Бондарев - фронтовик, участник Сталинградской битвы, писатель, заслуживший глубокое признание читателей своими произведениями: «Батальоны просят огня», «Берег», «Горячий снег».
В своих военных книгах писатель убедительно воссоздает картину великой битвы с фашизмом, уделяя особое внимание созданию героического характера. При этом для него важны нравственные истоки подвига. Писатель - фронтовик стремится показать героизм и самоотверженность своих героев, их нравственную красоту.
-
Беседа по вопросам:
- Какие мысли и чувства вызвал у вас роман Ю. Бондарева «Горячий снег»?
- Как вы поняли его название?
- Какие эпизоды книги вам особенно запомнились, взволновали вас?
-
Слово учителя: главное в романе - изображение подвига народа в Сталинградской битве. Вспомним, какое значение имела битва за Сталинград? Какое отражение нашла она на страницах романа?
-
Работа с текстом романа.
- С чего начинается действие романа? (армия генерала Бессонова направляется в поезде особого назначения под Сталинград для сражения с ударной группировкой Манштейна, отправленной для помощи армии Паулюса, окруженной в Сталинграде).
- Каков приказ бойцам, данный Бессоновым? (Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять - и о смерти забыть!)
- Кто находится в центре повествования? (В центре повествования в «Горячем снеге» - лейтенанты Николай Кузнецов и Владимир Дроздовский. Их взаимоотношения становятся основой конфликта).
- Как можно назвать этих героев? (Они выступают как антиподы. Во всех ситуациях Дроздовскому неизбежно противостоит Кузнецов: по отношению к подчиненным, к командитрам, женщине).
Слово учителя: по тексту находим примеры, подтверждающие это противостояние героев.
-
Чтение наиболее взволновавшего вас эпизода.
-
- Можно ли говорить о необходимости беречь жизнь там, где каждый шаг покупается кровью?
-
- Кому принадлежат в романе слова: «С какой стати вы собрались умирать, товарищ лейтенант? Жизнь-то одна, и второй не будет». (Веснину)
-
- Что вкладывает писатель в понятие «героизм»? (преодоление самого себя)
-
- Какие художественные приемы можно выделить в романе? (оксюморон, антитеза, портрет)
- Почему Ю. Бондарев постоянно в своем творчестве обращается к военной тематике?
Слово учителя: военная тема волновала и волнует не только писателей и поэтов, но и художников. Давайте рассмотрим иллюстрации картин на данную тему (использование мультимедиа).
Какое впечатление они на вас произвели? Какие чувства вы испытываете?
Слово учителя: в этом году наш народ будет отмечать 70 летнюю годовщину Великой Победы. Как вы считаете, с течением времени значение этой Победы, её роль в мировом масштабе изменилась или нет? Как вы лично относитесь к предстоящему юбилею?
- Напишите мини - сочинение (5-8 предложений) на данную тему.
12. Работа учеников над мини - сочинением.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание: закончить мини - сочинение.