Методическая разработка по литературе на тему Война. .. обнажает характер человека (по роману Ю. Бондарева Горячий снег») 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 13 п. Глубокого муниципального

образования Новокубанский район



Конспект

урока по литературе в 11 классе

Тема: «Война…обнажает характер человека»

(по роману Ю. Бондарева «Горячий снег»

Учитель русского языка

и литературы: Шумкова Е.В.



Тема: «Война…обнажает характер человека» (по роману Ю. Бондарева «Горячий снег».

Цель: проследить по тексту романа за ходом Сталинградского сражения и судьбами главных героев. Показать нравственный облик русских воинов. Выяснить, какие герои вызывают симпатию современного читателя и почему. Соотнести содержание романа с 70 - летием великой Победы.

Оборудование: мультимедиа иллюстрации картин М.И. Самсонова «В боях за отчизну», В.А. Сафронова «Гвардейское знамя» и др., портрет Ю.В. Бондарева.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Опрос, проверка домашнего задания.

  1. Карточки (4 человека)

  2. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.

  3. Обзор прозы периода Великой Отечественной войны.

  4. Доклады учащихся.

  1. Работа по теме.

  1. Сообщение темы и целей.

  2. Слово учителя: сегодня на уроке мы будем говорить об одном из лучших произведений о Великой Отечественной войне - романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег». Давайте познакомимся с личностью писателя (появляется на экране портрет Ю.В. Бондарева).

  3. Сообщение заранее подготовленного ученика:

- Юрия Васильевича Бондарева можно назвать одним из лучших представителей военной прозы. Его романы и повести - это «необычный взлет души и вместе исповедь писателя и его поколения, поколения защитников Отечества».

Ю. Бондарев - фронтовик, участник Сталинградской битвы, писатель, заслуживший глубокое признание читателей своими произведениями: «Батальоны просят огня», «Берег», «Горячий снег».

В своих военных книгах писатель убедительно воссоздает картину великой битвы с фашизмом, уделяя особое внимание созданию героического характера. При этом для него важны нравственные истоки подвига. Писатель - фронтовик стремится показать героизм и самоотверженность своих героев, их нравственную красоту.

  1. Беседа по вопросам:

- Какие мысли и чувства вызвал у вас роман Ю. Бондарева «Горячий снег»?

- Как вы поняли его название?

- Какие эпизоды книги вам особенно запомнились, взволновали вас?

  1. Слово учителя: главное в романе - изображение подвига народа в Сталинградской битве. Вспомним, какое значение имела битва за Сталинград? Какое отражение нашла она на страницах романа?

  2. Работа с текстом романа.

- С чего начинается действие романа? (армия генерала Бессонова направляется в поезде особого назначения под Сталинград для сражения с ударной группировкой Манштейна, отправленной для помощи армии Паулюса, окруженной в Сталинграде).

- Каков приказ бойцам, данный Бессоновым? (Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять - и о смерти забыть!)

- Кто находится в центре повествования? (В центре повествования в «Горячем снеге» - лейтенанты Николай Кузнецов и Владимир Дроздовский. Их взаимоотношения становятся основой конфликта).

- Как можно назвать этих героев? (Они выступают как антиподы. Во всех ситуациях Дроздовскому неизбежно противостоит Кузнецов: по отношению к подчиненным, к командитрам, женщине).

Слово учителя: по тексту находим примеры, подтверждающие это противостояние героев.

  1. Чтение наиболее взволновавшего вас эпизода.

  2. - Можно ли говорить о необходимости беречь жизнь там, где каждый шаг покупается кровью?

  3. - Кому принадлежат в романе слова: «С какой стати вы собрались умирать, товарищ лейтенант? Жизнь-то одна, и второй не будет». (Веснину)

  4. - Что вкладывает писатель в понятие «героизм»? (преодоление самого себя)

  5. - Какие художественные приемы можно выделить в романе? (оксюморон, антитеза, портрет)

- Почему Ю. Бондарев постоянно в своем творчестве обращается к военной тематике?

Слово учителя: военная тема волновала и волнует не только писателей и поэтов, но и художников. Давайте рассмотрим иллюстрации картин на данную тему (использование мультимедиа).

Какое впечатление они на вас произвели? Какие чувства вы испытываете?

Слово учителя: в этом году наш народ будет отмечать 70 летнюю годовщину Великой Победы. Как вы считаете, с течением времени значение этой Победы, её роль в мировом масштабе изменилась или нет? Как вы лично относитесь к предстоящему юбилею?

- Напишите мини - сочинение (5-8 предложений) на данную тему.

12. Работа учеников над мини - сочинением.

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание: закончить мини - сочинение.



© 2010-2022