Статья Культурно-ценностный подход в преподавании литературы в условиях вечерней школы пенитенциарной системы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Культурно-ценностный подход в преподавании литературы в условиях вечерней школы пенитенциарной системы

МКОУ ВСОШ №4 г. Томска

Щетинин Р.Б., учитель русского языка и литературы

Цель нашей школы определена как «Создание условий для качественного, дифференцированного и эффективного обучения и воспитания осужденных-учащихся с целью формирования ресоциализированной личности, способной функционировать в обществе в качестве полноценного его члена, подготовленного к жизни в условиях современного мира и способного нести всю полноту личной и правовой ответственности за собственное благополучие и за благополучие общества». Исходя из поставленной цели, определяется и результат деятельности - социально-ориентированная личность, способная к самостоятельной созидательной деятельности.

Чтобы обеспечить достижение этой цели, вечерняя школа должна быть по ряду позиций сильнее любой из дневных школ. Кроме этого не стоит сбрасывать со счетов и её специфичность, обусловленную особенностями пенитенциарного учреждения. В ряду основных условий колонии, имеющих значение для организации образовательного процесса, следует отметить:

- специфичность образовательных задач, заключающуюся

а) в направленности на ресоциализацию, подготовку к жизни в обществе после освобождения;

б) в неразрывном единстве воспитательных и образовательных задач;

в) в необходимости обеспечения базового уровня знаний;

г) необходимости этапности в обучении (реабилитация, коррекция, развитие);

- специфичность контингента, проявляющуюся

а) в нарушениях в ценностно-ориентационной сфере;

б) в нарушениях в сфере общения;

в) в нейропсихических отклонениях;

г) в общественной опасности (агрессивность, нигилизм и т.д.);

д) в частой сменяемости состава;

- специфику педагогических условий, обнаруживающуюся

а) в ограничении воздействия социальной среды (в том числе и семьи);

б) в ограничениях режимными требованиями (время, виды общения, виды деятельности, методы стимулирования);

в) в ограничении средств (ТСО, учебная литература, пособия и т.д.);

г) в информационной ограниченности.

Главная идея, заложенная в процессе ресоциализации, заключается в восстановлении социальной адекватности учащегося, выведение его на тот уровень развития, который позволит ему стать полноправным членом общества, способного жить среди людей и сохранять свою индивидуальность. Изоляция человека на определенное судом время не должна означать для него полный отрыв от социума. В данном случае речь идет о взаимодействии с социальной средой в различных позициях. С одной стороны, в учреждении существует своя социосистема на мезоуровне, имеющая свою структуру, традиции, правила, санкции. Эта система определенным образом функционирует и достаточно ярко отражает состояние общества в целом. С другой стороны, ученик должен иметь возможность на различные варианты взаимодействия и с внешней, относительно учреждения, социальной средой: семьей, не режимными образовательными учреждениями, включаться в общесоциальные процессы. При этом он должен быть полноправным субъектом этих отношений, который активно вступает во взаимодействие с социумом на всех трех уровнях (макро-, мезо- и микроуровнях).

Человек как предмет воспитания предстает как носитель сознательного, окруженного областью бессознательного. Фундамент бессознательного закладывается в первые годы жизни ребенка восприятием подсознательных впечатлений, которые исходят от окружающей среды, взрослых, от всего, с чем он сталкивается. Воспитательно влиять на этот процесс значит рационально организовывать среду, создавать мир духовно нравственных отношений, принимая во внимание, что подсознательные впечатления воспитанник получает и от школьного помещения, обоев, мебели и так далее, от внешнего вида учителя. Его манер, одежды, даже казалось бы неуловимых душевных переживаний.

Следует особенно отметить специфичность социальной среды, которая окружает человека в условиях пенитенциарного учреждения. Зачастую её влияние на ученика крайне отрицательно. Следовательно, чтобы добиться каких-то действенных результатов, необходимо развивать принцип культуросообразности. Окружающая социальная среда должна быть носителем культуры, основываться на гуманистических, общечеловеческих ценностях. Философией образования принимаются как непреходящие человеческие идеалы Истина, Добро, Красота, Гармония; основные добродетели: справедливость, любовь к ближнему, правдивость и искренность, самообладание. Сегодня серьезной проблемой становится «загрязнение ментальной среды», сферы сознания и духа пропагандой «ценностей» общества потребления, на реальной шкале которых обладание материальными благами выше, чем человеческая жизнь, удовлетворение утилитарных потребностей значимее, чем стремление к идеальному, следование принципам общечеловеческой морали.

Все эти задачи наиболее полно могут быть решены в рамках преподавания школьного курса литературы, основанном на историко-культурологических и философских аспектах развития русской культуры, рассматриваемых через призму морально-нравственные вопросов, что способствует формированию правильной картины мира у учащихся. Уроки литературы в вечерней школе должны в определенной мере расширить научный кругозор, поднять общеобразовательный уровень развития обучающихся, способствовать их эстетической развитости, показать перспективы умения жить интересно, с пользой для себя и окружающих людей.

В ходе уроков по литературе происходит приобщение учеников к лучшим образцам русской письменной культуры в процессе их исторического развития от древности до наших дней, возникает философское осмысление существующих в обществе культурных и морально-нравственных ценностей и представлений людей о красоте, добре и зле. Кроме того анализ реальности, представленной в лучших образцах русской литературы, способствует формированию аналитического склада мышления, что немаловажно для социализации ученика.

Можно сказать, что основная цель курса литературы в вечерней школе - способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций и эстетического вкуса.

Отсюда вытекают следующие задачи курса:

- расширить кругозор обучающихся путем приобщения к лучшим образцам русской литературы;

- дать представление о гуманистических идеалах и ценностях, вырабатывавшихся на протяжении многих лет в обществе;

- развить эмоциональное и аналитическое восприятие различных произведений искусства, творческое воображение и общую культуру поведения учащихся;

- привить учащимся базовые умения, связанные с воссоздающим воображением и творческой деятельностью;

- привести к пониманию роли искусства в жизни человека, убедить в том, что оно непосредственно связано с современностью и содержит ответы на многие жизненно важные вопросы;

- способствовать приобщению к общечеловеческой системе культурных ценностей, формированию устойчивой морально-нравственной личности и отказу от криминальной субкультуры.

Таким образом, только создание особой атмосферы, эмоционально и культурно насыщенных отношений может помочь учащемуся нашей школы вчувствоваться в красоту мира, восхититься ей. Процесс ресоциализации при таком подходе видится нам как процесс погружения в культурную среду. В свете этого принципа воспитание следует рассматривать как процесс инкультурации. Акцент следует делать на формировании индивидуальной культуры как личностной системы качеств ума, характера, воображения, мотивации, самосознания, способов действия.

© 2010-2022