Программа элективного курса по литературе Формы художественного мышления в литературе XX века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /Ухабина М.Г./

Протокол №___от

«___» августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____/Назарова О. Н./

«___» августа 2014г.

«Утверждено»

Директор школы

_____ /Захаренко Л.А./

Приказ № ___от

«___» августа 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ухабиной Марии Григорьевны,

учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории,


элективного курса по литературе для 11 класса «А»


2014 - 2015 учебный год






Элективный курс «Формы художественного мышления в русской литературе XX века»

11 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по литературе «Формы художественного мышления в русской литературе XX века» составлена на основе одноименной программы А.Г. Нелькина, Л.Д. Фураевой и учебного пособия этих же авторов «Формы художественного мышления в русской литературе XX века» (Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2010), а также комплекта из 8 рабочих тетрадей «Сны искусства и катастрофы века». Программа рассчитана на 35 часов в год и предназначена для учащихся 11 класса в рамках негуманитарного профиля обучения ради общего эстетического развития.

Структура документа

Рабочая программа элективного курса по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Курс используется также в качестве дополнения к базовому курсу истории литературы для:

  1. развития свободной и образной письменной и устной речи,

  2. формирования навыка чтения сложных с точки зрения художественной формы произведений и обогащения на этой основе собственного языкового опыта учащихся и приемов речи.

Основополагающие принципы курса:

- свобода отношений с искусством при осознании его законов (большинство заданий допускают различные, даже взаимоисключающие точки зрения на художественные произведения и не имеют однозначных решений);

- знания не даются школьникам в готовом виде, а приобретаются сознательным интеллектуальным трудом старшеклассников;

- сотрудничество и сотворчество учителя и ученика при выполнении заданий.

Занятия строятся как творческие мастерские (опыт Нелькина А.Г., Фураевой Л.Д., Мухиной И.А., Ереминой Т.Я. и др.).

Цели курса:

-овладение учащимися приемами анализа конкретных художественных произведений, принадлежащих разным видам и жанрам литературы;

-формирование умения в свободной и образной письменной речи обобщать и синтезировать результаты анализа.

Курс построен в соответствии со следующими методическими принципами:

  • процесс познания начинается с эмоционального впечатления и образа, возникшего на основе ассоциаций, проходит стадию накопления информации и завершается созданием гипотезы и ее реализацией в творческом тексте;

  • задания выстраиваются в такой системе и последовательности, чтобы подготовить необходимые условия для самостоятельной индивидуальной и коллективной работы учащихся, реализуют различные пути анализа художественного текста: задания, связанные с рисунками и иллюстрациями, с поиском ассоциаций и погружением в собственный опыт, с чтением вслух, маленькие тексты на свободную и на литературную тему;

  • необходимым элементом работы является «социализация»: совместное обсуждение учащимися (в парах или в группах) тех или иных вопросов и заданий, чтение вслух промежуточных или итоговых текстов по теме, чтобы учащиеся могли сравнивать свои размышления и оценки, расширять свои тексты, используя интересные мысли, выразительные обороты своих товарищей;

  • принцип сопоставления материала (жанровый, тематический, сюжетный) как основа для самостоятельного мышления и самостоятельных выводов учащихся;

  • принцип противоречия: при изучении некоторых тем учащиеся будут сопоставлять противоположные точки зрения критиков на художественное произведение или противоположные по своему характеру художественные системы;

  • дискуссионность предлагаемых материалов, многовариантность в интерпретации художественных произведений, свобода рассуждений и многообразие точек зрения на предмет создают необходимые условия для развития навыков коллективной деятельности, коммуникативных умений и взаимодействия в коллективе во имя решения учебных и познавательных задач;

  • систематическая лексическая работа: выписывание ключевых слов, метафор, обязательное использование этих слов в своих текстах;

  • изучение каждой темы заканчивается созданием письменного высказывания, в котором учащиеся обобщают весь наработанный материал и включают выделенные на этапе анализа текстов слова, словосочетания, промежуточные миниатюры.

Таким образом, в мастерской осуществляется принцип деятельностного характера обучения.

Критерии оценивания

«Внутри» каждой темы, когда учащиеся размышляют, строят гипотезы, определяют личностную позицию, фантазируют на заданную тему, выставляются только поощрительные (хорошие) оценки. За речевые ошибки в этих небольших текстах оценки не снижаются (поскольку такие тексты представляют собой рабочие материалы), но указывается на них обязательно. Если «промежуточный» текст с лексической точки зрения недостаточно выразителен или мысль его недоформулирована, недодумана до конца - ставится четверка. Если задания выполнены, но результат не заслуживает хорошей оценки (учащемуся не удалось сформулировать мысль, или текст не соответствует заданию, или объем письменного высказывания значительно меньше предложенного) - работа засчитывается (зачет), но не оценивается. Если работа не выполнена, то ставится неудовлетворительная оценка за каждый ненаписанный текст.

В завершении каждой темы при наличии всех текстов, которые создаются учащимися, ставится «зачет».














Учебно-тематическое планирование элективного курса

Класс -11 «А»

Учитель - Ухабина М. Г.

Количество часов

Всего - 35, в неделю - 1 час

Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса А.Г. Нелькина, Л.Д. Фураевой «Формы художественного мышления в русской литературе XX века» (Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2010)


Учебно-тематическое планирование (базовый уровень)

п/п

Кол-во уроков

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

1

3

«Утопия и антиутопия»

Образ идеального человеческого общества в исторической перспективе: «Государство» Платона, «Утопия» Томаса Мора

Образ идеального человеческого общества в исторической перспективе: «Легенда о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

Образ идеального человеческого общества в исторической перспективе: роман «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла.

Идеальное общество, личность, социум, гармония, дилемма

Идеальное государство, философская мысль

Антиутопия, мораль, тоталитарная власть

Создание миниатюры.

Чтение отрывков.

Сопоставительный анализ

2

5

«В прекрасном и яростном мире»

Идейные конфликты в литературе и документы 30-х годов, искусство социалистического реализма.

Образ эпохи в художественной литературе. Роман Д. Мережковского «Антихрист».

Образ эпохи в художественной литературе. Роман А.Н. Толстого «Петр I».

Взгляд на судьбу человека в творчестве И. Бунина. Роман «Жизнь Арсеньева».

Взгляд на судьбу человека в творчестве Н. Островского. Роман «Как закалялась сталь»

Социалистический реализм, писатели-реалисты, писатели-модернисты

Апокалиптичность, символистское искусство

Исторический роман

Детали быта, поток воспоминаний, ритм прозы

Стиль повествования, ритм повествования

Чтение, анализ текстов, создание эссе

3

4

«Вещество существования»

Творчество А. Платонова. Повесть «Котлован». Особенности поэтики и мировоззрения. Тема и образы коллективизации в повести А. Платонова «Котлован» и в романе М.Шолохова «Поднятая целина».

Художественная система, грамматические особенности языка писателя и их смысловая роль, художественная условность

Комментированное чтение, создание учащимися текста по заданной канве, рисование карандашами, написание миниатюры

4

2

«По ту сторону речи»

А.С. Пушкин и А.А. Тарковский о поэтическом слове и о «назначении поэта и поэзии». Сопоставительный анализ стихотворений А. Пушкина «Пророк» и А.Тарковского «К стихам»

Поэтический дар, иносказание, эпиграф, ритм

Нахождение ключевых слов, работа с ассоциациями, создание эссе, сопоставительный анализ

5

4

«Эпилоги великих романов»

«Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого и «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Роль эпилога в произведении. Взгляд на судьбу и место человека в мире в середине XIX века и в середине XX века. Сравнение системы ценностей писателей разных эпох, их представлений о месте и судьбе человека в истории, о назначении человека на земле.

Эпилог, роман-эпопея, сюжетосложение, исторический роман, принцип симфонии

Нахождение ключевых слов, работа с ассоциациями, сопоставительный анализ

6

3

«Неслучайные совпадения»

Творчество Иосифа Бродского. Сравнительный анализ стихотворения И. Бродского и Е. Баратынского, И. Бродского и Б. Пастернака. А. Арьев и А. Солженицын о поэзии И. Бродского. Концепция мира и человека в поэзии И. Бродского в сравнении с концепцией мира и человека в творчестве Е. Баратынского и Б. Пастернака.

Поэтический образ, символ, апофеоз, иллюзия, метафора

Нахождение ключевых слов, работа с ассоциациями, сопоставительный анализ

7

3

«На излете века». Поэзия конца 20 в.

Литературный соц-арт как способ опровержения культуры социалистического реализма. Метаморфозы поэтической формы. Творчество Г. Айги, В. Кривулина, Д. Пригова, Т. Кибирова, песенная поэзия русского рока: Б. Гребенщиков, В. Цой и др. Темы и идеи современной поэзии, причины трансформации традиционных поэтических форм, мировоззренческая основа поэзии.

Экспрессивность метафор, ритм речитатива, вариации на темы, ирония, профанация, парадоксы сознания

Чтение стихов

8

5

«Границы сознания»

Герои В. Набокова и В. Пелевина на фоне персонажей массовой литературы начала и конца 20 в., опыт жизни и опыт чувств. Тема времени и сознания в творчестве обоих писателей. Особенности художественного мышления одного и другого автора, их концепции мира и человека. Героиня романа П. Дашковой «Продажные твари» в сравнении с героем романа Пелевина

Детективный жанр, функция в сюжете, сюжетные коллизии, иррациональность связей

Анализ текстов, письменные высказывания

9

4

Женская проза в литературе конца 20-начала 21 в.в.

Проза Т. Толстой как яркое явление постмодернизма. Свобода фантазии, свобода мысли, раскрепощенность духа в рассказах Т. Толстой. «Болевые точки» современной жизни в прозе Л. Улицкой, В. Токаревой и др. Проза Анны Берсеневой как лучший образец изящной словесности

Постмодернизм, сказочность, праздничность метафор, реминисцентность, интертекстуальность.

Чтение и анализ рассказов

10-11

2

Заключительное занятие

«20 век. Символ гибели и символ веры»

Устные высказывания, составление таблицы







Календарно-тематическое планирование элективного курса

п/п

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Домашнее задание

Самостоятельная работа (лабораторная, практическая и т.д.)

Примечания

1

3.09

Утопия и антиутопия «Государство» Платона, «Утопия» Томаса Мора

Образ идеального человеческого общества в исторической перспективе. Счастье и справедливость, по Платону.

Дописать миниатюру о справедливости у Платона.

Чтение текстов

2

10.09

«Легенда о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

Мораль и идеологическое обоснование тоталитарной власти у Достоевского

Анализ

Групповая работа с отрывками

3

17.09

Роман «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла.

Отношение главного героя к математически совершенному государству. Животное начало в человеческой природе против всеобщей унификации и рационализации

Сопоставительный анализ закончить

Работа с ключевыми словами

4

24.09

«В прекрасном и яростном мире».

Идейные конфликты в литературе и документы 30-х годов, искусство социалистического реализма.

Главенствующая роль коммунистической партии и государства в литературе. Создание единой организации Союза писателей. Деление литературы на официальную, советскую, и неофициальную. 1 Всесоюзный съезд писателей. Замена психологизма на открытую идеологию. Герой - защитник пролетариата либо враг пролетариата.

Нарисовать символ времени

Работа со словами-ассоциациями, с названиями статей, пересказ

5

1.10

Образ эпохи в художественной литературе. Роман Д. Мережковского «Антихрист».

Образ петровской России. Черты символистского искусства в романе. Апокалиптичное ощущение времени

Анализ отрывка

Ответы на вопросы, комментированное чтение

6

8.10

Образ эпохи в художественной литературе. Роман А.Н. Толстого «Петр I».

Образ петровской России. Жесткое, тяжелое, но созидательное ощущение времени.

Анализ отрывка

Ответы на вопросы, комментированное чтение

7

15.10

Взгляд на судьбу человека в творчестве И. Бунина. Роман «Жизнь Арсеньева».

Ощущение времени и человеческой судьбы на страницах романа И. Бунина.

Анализ отрывка

Ответы на вопросы, комментированное чтение

8

22.10

Взгляд на судьбу человека в творчестве Н. Островского. Роман «Как закалялась сталь»

Видение смысла человеческой жизни в романе Н. Островского.

Сравнить роман Бунина и роман Островского по прочитанным отрывкам.

Сочинение-миниатюра

9

29.10

«Вещество существования» Творчество А. Платонова. Повесть «Котлован».

Особенности поэтики и мировоззрения. Использование партийно-бюрократической лексики для создания художественного образа. Ассоциативная емкость и культурность платоновских образов и метафор.

Ответить на вопросы, нарисовать путь Вощева

Комментированное чтение с элементами фронтальной беседы

10

12.11

Тема и образы коллективизации в повести А. Платонова «Котлован»

Смысл названия повести. Строительство башни как символ осуществления социалистической утопии.

Прочитать отрывки из романа М. Шолохова «Поднятая целина»

Анализ отрывков из повести

11

19.11

Тема и образы коллективизации в романе М.Шолохова «Поднятая целина».

Трагизм и безысходность реальных исторических событий 30-х годов, отраженных в романе М. Шолохова.

Сравнить два отрывка: из повести А.Платонова и романа М. Шолохова

Составление лексических рядов на тему коллективизации

12

26.11

Тема и образы коллективизации в повести А. Платонова «Котлован» и в романе М.Шолохова «Поднятая целина».

Сравнение эпизодов «Поднятой целины» М. Шолохова, посвященных коллективизации и обобществлению скота, с соответствующими эпизодами из «Котлована». Мера обобщения реальных исторических фактов и мера художественной условности у Платонова и Шолохова.

Миниатюра о взглядах автора на своих героев и историческую эпоху.

Сравнительный анализ, связное высказывание

13

03.12

«По ту сторону речи». Стихотворения Арсения Тарковского.

Смысл поэтического творчества, по Тарковскому. Образ поэтического творчества и поэтического слова в стихах А. Тарковского.

Миниатюра «Мое восприятие поэзии А. Тарковского»

Составление ассоциативных рядов

14

10.12

«Поэт» А. Пушкина и «Поэт» А.Тарковского.

Поэт как невольник вдохновения, преображающийся в акте творчества. Тема судьбы и тема непроизвольности, предопределенности творческого дара у поэта, тема самозабвенного жертвенного служения

Ответить на вопросы

Сопоставительный анализ

15

17.12

«Эпилоги великих романов». Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир»

Приемы повествования и система сюжетосложения в первом романе-эпопее «Война и мир» Л. Толстого. Влияние романа на развитие жанра в целом. Философия истории у Толстого. Семья как основа человеческого бытия.

Прочитать эпилог романа М. Шолохова

Анализ эпизодов.

16

24.12

Роман М. Шолохова «Тихий Дон»

Система традиционных ценностей как выражение идеи связи поколений

Прочитать эпилог романа «Хождение по мукам» А.Н. Толстого

Работа с ключевыми словами

17

14.01

«Хождение по мукам» А.Н. Толстого.

Взгляд на судьбу и место человека в романе.

Прочитать эпилог романа Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Работа с ключевыми словами

18

21.01

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Тема сиротства в романе Б. Пастернака.

Написать миниатюру

Работа с ключевыми словами

19

28.01

«Неслучайные совпадения».

Стихотворения И. Бродского «Новый Жюль Верн» и Е. Баратынского «Пироскаф»

Сравнительный анализ стихотворения И. Бродского «Новый Жюль Верн» и Е. Баратынского «Пироскаф»

Оформить анализ письменно

Работа с ключевыми словами

20

4.02

Стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда» и И. Бродского «Рождество»

Сравнительный анализ стихотворения И. Бродского и Б. Пастернака.

Оформить анализ письменно

Работа с ключевыми словами

21

11.02

Творчество Иосифа Бродского. Концепция мира и человека

Творчество Иосифа Бродского. А. Арьев и А. Солженицын о поэзии И. Бродского. Концепция мира и человека в поэзии И. Бродского в сравнении с концепцией мира и человека в творчестве Е. Баратынского и Б. Пастернака.

Сочинение-миниатюра

Работа с отрывками из критических статей, сообщения учащихся

22

18.02

«На излете века». Разнообразие и диапазон поэтических форм. Творчество Д. Пригова

Поэзия Дмитрия Пригова. Профанация традиционных и вполне серьезных тем и образов из хрестоматийной поэзии.

Разбор стихотворения

Анализ текстов

23

25.02

Поэзия Тимура Кибирова

Литературный соц-арт как способ опровержения культуры социалистического реализма

Разбор стихотворения

Анализ текстов

24

4.03

Творчество Геннадия Айги.

Объемность, самость, параллельный мир ассоциаций, нанизывание слов в стихах Айги.

Разбор стихотворения

Анализ текстов

25

11.03

«Границы сознания». Эстетические закономерности литературы детективного жанра.

Знакомство с отрывками из произведений Конан Дойла, Агаты Кристи, Александры Марининой, Полины Дашковой.

Устное сочинение «Мой любимый детектив»

Ответы на вопросы

26

18.03

В. Набоков «Король, дама, валет». Мир и человек как неразгадываемая загадка

Детектив наоборот. Образы и темы, развивающиеся параллельно сюжету.

Закончить письменную работу

Сочинение детективного сюжета по заданной схеме.

27

1.04

Тайна набоковских текстов. Особенности стиля

Темы «ускользающей красоты» в романе

Эссе «Как Набоков представляет судьбу человека в мире

Письменное высказывание «Какая тема в романе развивается параллельно и поверх криминального сюжета?»

28

8.04

В. Пелевин «Generation P»

Виртуальная реальность героев Пелевина

Прочитать отрывки из романа Дашковой «Продажные твари»

Анализ текста, комментированное чтение

29

15.04

П. Дашкова «Продажные твари»

Путь Маши Кузьминой, главной героини романа П. Дашковой «Продажные твари»

Тезисы: «Как изменилась героиня Дашковой от начала к финалу романа

Составление тезисов о взгляде Пелевина и Дашковой на место и судьбу человека в современном мире

30

22.04

Рассказы Татьяны Толстой («Свидание с птицей», «Факир» и др.)

Проза Т. Толстой как яркое явление постмодернизма

Письменный анализ рассказа

Чтение и анализ текстов

31

29.04

«Болевые точки» современной жизни в прозе Л. Улицкой , В. Токаревой и др.

Л. Улицкая «Медея и ее дети»

Отв. на вопросы

Анализ отрывков

32-33

6.05, 13.05

Проза Анны Берсеневой как лучший образец изящной словесности

Анна Берсенева как автор психологических романов. Синтез сюжетной увлекательности и прекрасного стиля

Эссе «Мой любимый роман Берсеневой»

Чтение отрывков из романов

34-35

20.05

Заключительное занятие



Содержание элективного курса «Формы художественного мышления в русской литературе XX века»

«Утопия и антиутопия»

Образ идеального человеческого общества в исторической перспективе: «Государство» Платона, «Утопия» Томаса Мора

Образ идеального человеческого общества в исторической перспективе: «Легенда о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

Образ идеального человеческого общества в исторической перспективе: роман «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла.

«В прекрасном и яростном мире»

Идейные конфликты в литературе и документы 30-х годов, искусство социалистического реализма.

Образ эпохи в художественной литературе. Роман Д. Мережковского «Антихрист».

Образ эпохи в художественной литературе. Роман А.Н. Толстого «Петр I».

Взгляд на судьбу человека в творчестве И. Бунина. Роман «Жизнь Арсеньева».

Взгляд на судьбу человека в творчестве Н. Островского. Роман «Как закалялась сталь»

«Вещество существования»

Творчество А. Платонова. Повесть «Котлован». Особенности поэтики и мировоззрения. Тема и образы коллективизации в повести А. Платонова «Котлован» и в романе М.Шолохова «Поднятая целина».

«По ту сторону речи»

А.С. Пушкин и А.А. Тарковский о поэтическом слове и о «назначении поэта и поэзии». Сопоставительный анализ стихотворений А. Пушкина «Пророк» и А.Тарковского «К стихам»

«Эпилоги великих романов»

«Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого и «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Роль эпилога в произведении. Взгляд на судьбу и место человека в мире в середине XIX века и в середине XX века. Сравнение системы ценностей писателей разных эпох, их представлений о месте и судьбе человека в истории, о назначении человека на земле.

«Неслучайные совпадения»

Творчество Иосифа Бродского. Сравнительный анализ стихотворения И. Бродского и Е. Баратынского, И. Бродского и Б. Пастернака. А. Арьев и А. Солженицын о поэзии И. Бродского. Концепция мира и человека в поэзии И. Бродского в сравнении с концепцией мира и человека в творчестве Е. Баратынского и Б. Пастернака

«На излете века». Поэзия конца 20 в.

Метаморфозы поэтической формы. Творчество Г. Айги, В. Кривулина, Д. Пригова, песенная поэзия русского рока: Б. Гребенщиков, В. Цой и др. Темы и идеи современной поэзии, причины трансформации традиционных поэтических форм, мировоззренческая основа поэзии.

«Границы сознания»

Герои В. Набокова и В. Пелевина на фоне персонажей массовой литературы начала и конца 20 в., опыт жизни и опыт чувств. Тема времени и сознания в творчестве обоих писателей. Особенности художественного мышления одного и другого автора, их концепции мира и человека. Героиня романа П. Дашковой «Продажные твари» в сравнении с героем романа Пелевина.

Женская проза в литературе конца 20-начала 21 в.в.

Рассказы Татьяны Толстой («Свидание с птицей», «Факир» и др.)

«Болевые точки» современной жизни в прозе Л. Улицкой , В. Токаревой и др.

Проза Анны Берсеневой как лучший образец изящной словесности

Заключительное занятие

«20 век. Символ гибели и символ веры»


Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса

В результате изучения элективного курса по литературе на базовом уровне ученик должен:

  • расширить представление о литературе XX века количественно (новые имена, новые произведения) и качественно (новый уровень проблематики, новый уровень интеллектуальных задач);

  • проследить изменения в приемах повествования, характере метафор, ритмической организации произведений, которые происходили в литературе XX века, связь этих изменений с фундаментальными общественными вопросами эпохи и мировоззрением авторов;

  • развить воображение, творческие способности, образное, ассоциативное, аналитическое и диалектическое мышление;

  • сформировать функциональную грамотность в процессе разных видов письма и интеллектуальной деятельности (тезирования, конспектирования, развернутого высказывания по вопросу и создания сочинений разных жанров);

  • развить навыки отбора и анализа новой информации и построения на этой основе собственных гипотез;

  • самостоятельно находить подходы к чтению и приемы осмысления любого, формально самого сложного произведения литературы века вне зависимости от того, изучалось оно в школьной программе или нет.

Дополнительная литература:

Литература для учителя:


  1. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. СПб.: «Паритет», 2004.

  2. Нелькин А.Г., Фураева Л.Д.Рабочие тетради по литературе: Учебное пособие для учащихся 10-х и 11-х классов средних учебных заведений. - СПб.: СМИО Пресс, 2010.

  3. Нелькин А.Г., Фураева Л.Д. Формы художественного мышления в русской литературе XX века. Санкт-Петербург. СМИО Пресс, 2010.

  4. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А. Мухина.- СПб.: Издательство СПб ГУПМ, 1995.

  5. Педагогические мастерские: теория и практика /Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина.- СПб., 1998.

  6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  7. Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб. : Питер, 2002.

Литература для учащихся:

  1. Эткинд Е. Проза о стихах. - СПб.: Знание, 2001

  2. Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2 т. - М., 1980

  3. Анненский И.Е. Книги отражений. - М.: Наука, 1979.

  4. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М.: Советский писатель, 1990.

  5. Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский. - Л., 1988.

  6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985.

  7. Кушнер А. «Попробуйте меня от века оторвать». - В кн.: Кушнер А. Аполлон в снегу. - Л.: Советский писатель, 1991

  8. Пастернак Б. Письма. - В кН.: Пастернак Б. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Художественная литература, 1992. Т.5


© 2010-2022