Конкурс журналистских материалов Ни дня без строчки (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской конкурс юношеских журналистских материалов
«Ни дня без строчки»







Рецензия на произведение А. Жигулина «Черные камни»

Номинация
«Большая книга»

Участник:
Лерке Диана Дмитриевна, 17 лет


Общеобразовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18»
Класс участника: 11
Руководитель:
Колган Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 18















Новосибирск

2015





Рецензия на произведение А. Жигулина «Чёрные камни»


Немало значительных открытий сделало человечество на своём нелёгком пути к сегодняшнему дню. Но самым бесценным, мой взгляд является книга. Без многого можно в жизни обойтись, на что-то просто не обратить внимание, а вот без литературы -я не мыслю себя. Произведения таких писателей, как: А. Толстой, М Булгаков, Б. Пастернак, А. Соложеницын, О. Волков, К, Воробьёв, А. Приставкин, А. Лиханов, помогают осознать место в таком непростом, современном мире.
Восьмидесятые-девяностые годы интересны тем, что стали годами открытий множества «белых пятен» на литературной карте нашей страны. Одно из них - А. Жигулин.
Я остановила свой выбор на этом писателе и его документальной повести «Чёрные камни» не случайно. Читая о судьбе А. Жигулина, знакомясь с его произведением, снова оказалась в уже знакомых мне по книгам других писателей странном мире сталинских лагерей. Эта тема с недавних пор волнует меня всё больше и больше, наверное, потому, что часто стали раздаваться призывы новых Сталинов. И хочется крикнуть; «А вы спросите это у А. Соложеницина, В. Шаламова, А. Жигулина!»
Они расскажут о том, что в сталинских лагерях находились в большинстве своём невинные люди. Оплакать их, заклеймить позором палачей, разбудить души людей, чтобы такие преступления никогда не повторялись,- такую благородную задачу взяли на себя наши писатели. Повесть А. Жигулина «Чёрные камни» - потрясающий душу документ истории, она даёт нам, читателям, пищу для размышления, выдвигая на первый план важнейшие вопросы современности. Какими быть? Что такое человеческое достоинство?
Возможно ли сохранить его при жизненных обстоятельствах? Насколько сознание, совесть человека зависит от эпохи, в которой он живёт, и можно ли противостоять времени?
Эта книга о драматической судьбе ребят, входивших во взрослую жизнь сразу после войны, о том, с каким трудом происходило прозрение нашего общества.
История создания в Воронеже нелегальной молодёжной организации с антисталинской направленностью открыла для нас, читателей, совершенно новую грань в облике послевоенного молодого поколения. Меня больше всего поразил трезвый и мужественный взгляд на жизнь вчерашних мальчишек. Они многое смогли понять и увидеть «Да, - пишет Жигулин, - мы читали стихи и пели песни о «великом друге и вожде». Но мы слышали от взрослых о раскулачивание, о массовых репрессиях тысяча девятьсот тридцать седьмого и других годов. Нам было известно «Письмо Ленина к съезду».
Это были дети тех, кто в тяжкие военные времена забыл о страхе перед репрессиями, обрёл высокое звание победителя, в жесточайшей схватке с врагом. Обострённое чувство справедливости в сочетании с юношеским максимализмом, толкнули ребят на опасный путь борьбы со сталинским режимом, целью которой являлось «изучение и распространение в массах подлинного марксистско-ленинского учения».
Воистину нужно быть самым «одержимым и бессребреником», чтобы решиться на смертельный поединок с карающей силой государственной машины, быть готовым к неизбежному тяжкому страданию во имя Идеи.
Сколько угодно можно спорить о праве на существование Павки Корчагина, но я увидела в героях А. Жигулина искры той корчагинской неземной романтики, безудержной отваги- тех качеств, по которым я испытываю гордость.
Я размышляю вместе с автором: откуда в семнадцати-восемнадцатилетних мальчишках взялось мужество непросто усомниться в авторитете Сталина, но и попытаться противостоять его культу. Когда горстка ребят узнала о ленинском письме съезду, в их душах возник протест. Ребятам захотелось «чтобы все были сыты, одеты, чтобы не было лжи.»
Коммунистическая партия молодёжи, нелегальная организация, существовала в послевоенном Воронеже, гуру новодвижений которой был сам Жигулин.
Повесть раскрывает о том, что довелось перенести автору и его друзьям, на следствиях, в тюрьмах, и лагерях Сибири и Колымы. Это, на мой взгляд самые трагические страницы, из всего произведения. В книги мы находим описания подробных моментов следствия, автор рассказывает о нравах и быте заключённых, устроенных таким образом, чтобы превратить человека ими в сильного жестокого зверя или в робкую забитую скотину.
И вот в этих условиях герои книги не просто выжили, а остались ещё и достойными людьми. Я думаю, им помогало, то, что у них была вера, за которую стоило страдать.
Они ощущали себя врагами существующей деспотии. Они знали, на что шли- они думали о судьбе Родины и своего народа. Вот в чём была по мнению писателя, их «вина» перед властью. А. Жигулин так говорит об этом периоде своей жизни «То время, стало для меня большой жизненной школой. Научило мужеству. Без Колымы понятие родины для меня неполное».
Повесть построена так, что автор постепенно сравнивает Бориса Батуева, Юру Киселёва, Володю Радкевича, с такими, как Леонид Лсышков, Аркадий Чижов.
Образы отдельных героев даны крупным планом. Нельзя не обратить внимание на его образованность, ум, дальновидность, гуманизм, великодушие.
Как счастливы, я думаю были люди, имея таких рядом собой, как Борис!
Анализируя повесть, я обратила внимание на ещё одну особенность: глубоко проникновенные, полные духа и непокорности- стихи А. Жигулина органично втесняются в повесть и становятся единым целым с обличающими повествованиями документального произведения.
Итак, необычная композиция, стиль, система образов, и своеобразный язык - подчинено решению главного вопроса о том, что в жизни человека определяется временем и что им самим. Вместе с автором я пришла к выводу о том, что эпоха создаёт обстоятельства, но, как поступить в них, определяет сам человек.





© 2010-2022