Урок по русскому языку для 3 класса «Тексты разные нужны»

Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем.Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.Чаще всего мы пишем письма близким, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами,переживаниями.Но всегда ли мы знаем, как правильно писать?Данный материал может быть использован учителями начальных классов в рамках школьной программы на уроках развития речи по русскому языку в 3 классе.Писание писем- самый, самый, так сказать, неизбежный вид деятельности всяк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бахмутова Фирдауса Кабировна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 26»

Урок русского языка

Класс 3

Тема. Эпистолярный жанр: тексты разные нужны.

Цели:

Образовательная:

Ознакомление обучающихся со структурой письма и его этикетными особенностями, с текстом фронтовых писем, их содержанием;

Развивающая:

Обогащение словарного запаса, активизация речи детей; развитие навыков исследовательской работы;

Воспитательная:

Формирование нравственных основ человеческой личности, воспитание уважения к ветеранам войны, к профессии почтальона.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, подборка книг о Великой Отечественной войне, фронтовые письма из школьного музея.

1.Вступление.

«Война - жесточе нету слова,

Война- печальней нету слова…»

-Да, война- это великое испытание человека, всех его душевных качеств, физической силы, стойкости характера. И, несмотря на суровую фронтовую жизнь, каждодневную опасность быть убитым или искалеченным, люди оставались самими собой- они мечтали, любили , строили планы на будущее. Об этом красноречиво говорят фронтовые письма. Они, как и судьбы авторов, не похожи друг на друга. Но в каждом письме звучит голос воина- защитника родной земли, патриота, гражданина своей страны.

-Дорогие гости, ребята! Сегодня мы начнём необычное путешествие по страницам устного журнала «Время доброты и милосердия». На этом занятии вы узнаете, что такое письмо и какое значение оно имеет в жизни человека, познакомитесь с фронтовыми письмами, изучите подробно письма солдат времён Отечественной войны, узнаете о нелёгкой профессии почтальона.

Пусть эпиграфом к нашему журналу будут такие строки:

«Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим…»

2.Беседа о письмах.

-Отгадайте загадку, ребята.

«Прямоугольник из бумаги

Чудесный текст найду в нём я.

Его прислали мне не маги,

А лучшие мои друзья.

В бумажный домик текст тот вложен,

Отправлен мне осенним днём.

Был путь конверта долог, сложен,

Но вот он в ящике моём!»

-Что это за прямоугольник из бумаги, который находится в « бумажном домике»?

-Что такое письмо? (Письмо- это вид деловой бумаги.)

-В словаре Ожегова: «Письмо- написанный текст для сообщения чего- нибудь.

-Для чего нужны письма? (Для общения на расстоянии.)

-Различают личные и деловые письма. Составлять письма делового содержания вы, ребята, будете в 8-9 классах. А сегодня мы будем говорить о письмах личного характера.

3.Актуализация темы.

-Обратите внимание на части, из которых состоит любой вид письма:

1.Приветствие.

2.Основная часть (пожелание, поздравление).

3.Заключение (благодарность).

4.Подпись и дата.

-Прочитайте письмо, найдите начало, основную часть и концовку. Знаете ли вы, что написать хорошее письмо не так уж и просто, и что оно составляется по определённым правилам. Мои помощники озвучат правила написания письма:

1ученик: Для письма используют чистый лист бумаги.

2 ученик: Писать письма нужно разборчиво, аккуратно и грамотно.

3 ученик: Обращение в письме пишется в самом начале, а дату, подпись и место отправки пишут внизу слева.

4 ученик: На конверте нужно указать точный адрес и индекс.

5 ученик: Отвечать на письмо следует как можно быстрее.

4.Письма с фронта.

-В письме можно передать всё, что человек хочет выразить. Письма можно хранить годами, веками. Пример того- письма с фронта, которые хранятся вот уже 70 лет. Не должны быть захоронены письма солдат Великой Отечественной войны. Письма - это летописи героического прошлого.

-В преддверии празднования Победы, я попросила вас , ребята, узнать у своих родственников, родителей, есть ли в вашей семье солдатские письма- треугольники, которые стали семейной реликвией. Я очень рада, что вы ответственно и серьёзно выполнили это задание. Вы написали и оформили замечательные сочинения. Наша ученица Дугина Александра прочитает отрывок из своей творческой работы и покажет подлинное письмо- треугольник, которое, к сожалению, оказалось последним.

6 ученик: (читает стихотворение И.Уткина «Ты пишешь письмо мне»)

Теплее на фронте от ласковых писем,

Читая за каждой строкой.

Любимую видишь и Родину слышишь

Как голос за тонкой стеной:

«Мы скоро вернёмся: Я знаю. Я верю.

И время такое придёт.

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдёт.

И как -нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтём».

-Давайте обратимся к архивным материалам и прочтём выдержки из писем участника Великой Отечественной войны, солдата Виктора Парфёнова из села Житное Астраханской области.( Дети читают письмо участника войны).

-В марте 1944 года село Житное провожало на фронт 18-летних призывников. Среди них - Виктор Парфёнов. Ему ещё не было 18.

В письмах после боя он неоднократно напоминает:

«26 июня 1944 года мне день рождения, отметьте за меня мой

праздник повеселей».

-Он мечтал с победой вернуться в село, встретиться с

товарищами, наиграться вдоволь в любимую игру- футбол, петь

песни под баян, танцевать польку, краковяк, яблочко. Он тосковал

по младшему брату Олежке, о маме, об отце. Он думал о встрече с любимой, с замечательной девушкой Соней, которая ждала его и писала

ему душевные письма.

Да, память о Викторе Парфёнове живёт. Это был самый молодой солдат из весеннего набора Икрянинского РВК города Астрахани в 1944

году. Виктор Парфёнов погиб, когда до победы оставалось всего

лишь три месяца.

-Какие чувства у вас вызвало это письмо?

-Читая письма, мы как бы общаемся с автором послания, слышим голоса родных и друзей, которые делятся с нами полезной информацией, открывают дорогие и сокровенные тайны души.

5. О работе почтальонов.

-В годы Великой Отечественной войны почта была единственной нитью, которая связывала фронтовиков с родными и близкими. В каждом доме, в каждой семье изо дня в день ждали дорогой сердцу солдатский треугольник. Фронтовики бережно хранили весточки из дома. Порой именно эти письма помогали отважно сражаться и жить. Письма с фронта не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником вот так… (показ письма детям) .

7 ученик: «Письменосец, ей в окошко постучи.

Письмецо моё заветное вручи.

Принимайте весточку, с дальней стороны,

С поля жаркого, с мировой войны!»

-Есть такая благородная профессия- почтальон. Работа у него важная, трудная и ответственная. Почтальон, как солдат на своём посту. Во время войны работать почтальоном было вовсе непросто. Как вы думаете почему?

-А сейчас посмотрите сценку, которую подготовили наши ребята.

Сценка:

Дуняша: Здравствуй, Татьяна Михайловна!

Татьяна Михайловна: Добрый день, Дуняша!

Дуняша: Я вот только, что получила весточку от мужа, спешу к тебе с радостью: жив, здоров! Что с тобой, голубушка? Неужели не получила письма?

Татьяна Михайловна: Уж как второй месяц ни слова от Ванюши.

Дуняша: Чует моё сердце, что скоро ты получишь от мужа весточку. Мало ли что, может, времени нет.

Татьяна Михайловна: Вот видишь, Марья Архиповна прошла! Почему же она не заходит, стало быть, нет от него вестей!

Дуняша: Подожди ещё, наверно, на обратном пути зайдёт.

Татьяна Михайловна: Неладно что-то! Знала бы ты, как мучается моё сердце! Опять она идёт! Неужели не зайдёт? Нет…

Дуняша: Да, странно что-то.

Татьяна Михайловна: Что? Что случилось? Ах! Только не это
!

-Разрывалось сердце почтальона, когда он видел измученных от горя и слёз людей, потерявших своих родных на фронтах. Также радовался почтальон с людьми вместе, если весточка была радостной. И в наши дни в зной, и в мороз, и в метель идёт почтальон по родной улице и доставляет вовремя почту адресатам.

-9 МАЯ- великий день памяти о тех, кто более полувека назад принёс человечеству незабываемый праздник- победу над фашизмом. Мы продолжим нашу исследовательскую работу: будем собирать материал о героях- астраханцах, участниках Великой Отечественной войны, писать сочинения, письма ветеранам, разучивать песни и стихи на военную тематику. Ветеранам-победителям, люди отдают дань благодарности за их героизм. В их честь устраивают парад на Красной площади, показывают концерты, пускают салют. Мы подарим дорогим ветеранам цветы, открытки. От них мы получили бесценный подарок- жизнь. Забыть об этом мы не имеем права. Перед ними мы навсегда в долгу.

6.Поздравительное письмо ветерану. Практикум.

-Я предлагаю составить текст поздравительного письма ветерану Великой Отечественной войны. Поздравительная открытка есть. Ваша задача- придумать текст поздравления.(Ребята предлагают разные варианта текстов).

Практическая работа над текстом :

а)написание чернового письма;

б)редактирование текста;

в)переписывание текста.

7.Подведение итогов.

-Ребята, познакомившись с устным журналом, вы убедились в силе письма, в значении письма для людей.

Давайте с сегодняшнего дня начнём писать больше писем. И не только сами. Будем другим людям, своим друзьям, близким рассказывать о том, о чём узнали в ходе путешествия благодаря устному журналу «Время доброты и милосердия».


© 2010-2022