«Интерактивные формы и методы обучения русскому языку и литературе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема проекта работы творческой группы: «Интерактивные формы и методы обучения русскому языку и литературе»

Введение

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности.

Актуальная значимость данной темы заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

Современные дети - иные по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

Резко возросла информированность обучающихся, уровень владения детей средствами мультимедиа зачастую в разы превышает умения педагога - отсюда отсутствие мотивации к учению, зачем слушать учителя, если он знает больше, а я умею больше. Школа же не может предложить полную информатизацию процесса обучения в силу объективных обстоятельств - недостаточно интерактивных средств, низкая скорость интернета, устаревшие компьютеры

Речи учителя противостоит яркий ряд видеообразов, предлагаемых СМИ, дети, с ранних лет привыкают к ТВ и ВЕБ-страницам - пресловутое клиповое мышление.

Мобильная связь делает общение мозаичным, коротким - результатом становится неумение воспринимать речевую сторону урока, учебная пассивность.

Современные дети мало читают, особенно классическую литературу - следствием становятся трудности обучения, связанные с невозможностью смыслового анализа текста , трудности развития логического мышления и воображения.

Большинство детей не участвуют в деятельности детских организаций - соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.

Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных», « часто болеющих», детей « с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей. Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.

Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем нередко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.

На основе этого возникает необходимость решения педагогической проблемы - какие средства активизации познавательной деятельности обучающихся можно эффективно применять в целях повышения эффективности обучения в условиях нашей школы

Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Гипотеза исследования - развитие познавательной деятельности обучающихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, если

- будут учитываться важные с точки зрения учения индивидуальные особенности обучающихся;

- будет реализовываться компетентностный подход при использовании интерактивных методов обучения.

Этапы проекта

- изучение теоретической основы

- практическое применение, разработка методической лаборатории

- обобщение и систематизация опыта работы, формирование методической лаборатории.

Этап изучения теоретической базы завершён, его итогом стала копилка интерактивынх методов.

Цель данного проекта заключается в использовании на уроках русского языка и литературы интерактивных методов обучения как средств эффективного развития орфографической зоркости и грамотного письма, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы; создание методической лаборатории, обеспечивающей внедрение интерактивных методов обучения

Задачи :

- использовать интерактивные методы обучения в теории и практике обучения русскому языку и литературе;

- повысить эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов;

- разработать условия организации технологии интерактивного обучения;

- апробировать технологию интерактивного обучения русскому языку и литературе посредством включения в целостный педагогический процесс.

- сформулировать основные понятия, необходимые для использования интерактивных методов обучения: «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения»;

- выделить основные виды форм и методов интерактивного обучения;

- продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании русского языка и литературы.

Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку и литературе..

Предметом исследования - процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.

Новизна темы заключается в практическом применении на уроках русского языка и литературы методов и приёмов интерактивного обучения.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания.

1.Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения русского языка и литературы

Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

- постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

- выбора различных способов деятельности для достижения результата;

- развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

- развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

- мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

- уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.

Ученики становятся с каждым годом более развитыми с точки зрения информационных технологий.

ХХI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.

Применение новых информационных технологий в традиционном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

2. Технология интерактивного обучения

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.

  1. Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных .

  2. Сообщение целей (целеполагание).

  3. Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма, мини-лекций и т.д.

  4. Интерактивные упражнения.

  5. Новый продукт- самостоятельные выводы.

  6. Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: - Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

  7. Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях.

  8. Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение - миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент. Такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.

Преимущества использования этой технологии.

В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

3. Формы и методы интерактивного обучения

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Технологии интерактивного обучения.

1. Работа в парах.

2. Ротационные (сменные) тройки.

3. Карусель.

4. Работа в малых группах.

5. Аквариум.

6. Незаконченное предложение.

7. Мозговой штурм.

8. Броуновское движение.

9. Дерево решений.

10. Суд от своего имени.

11. Гражданские слушания.

12. Ролевая (деловая) игра.

13. Метод пресс.

14. Займи позицию.

15. Дискуссия.

16. Дебаты

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Карусель - образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников

разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- как они общаются,

- как реагируют на чужую мысль,

- как улаживают назревающий конфликт,

- как аргументируют свою мысль и т. д.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Правила организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт.

Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры, порядок работы;

- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительных - обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:

- развитие личностной рефлексии;

- осознание включенности в общую работу;

- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

- развитие навыков общения;

- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

- повышение познавательной активности.

классу:

- формирование класса как групповой общности;

- повышение познавательного интереса;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий обучения

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе.

Применение интерактивных досок в обучении позволяет расширить форму деятельности учителя:

- презентации, демонстрация и моделирование.

4. Этапы активного урока при использовании современных методов преподавания:


1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения) - 5-10 мин.

2. Исследовательская работа (групповая работа) - 10-12 мин.

3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) - 7-8 мин.

4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) - 5 мин.

5. Обобщение и результат - 5 мин.

6. Оценка - 3 мин.

7. Творческое применение (задание домашней работы) - 2 мин.

Важность урока обусловлена не только его содержанием, но и формой тоже. Урок полезен еще и тем, что учить думать. Урок приносит пользу тогда, когда возбуждает живой интерес, радикальную реакцию у учеников. Еще заставляет их войти в дискуссию, вести себя согласно материалу. Такой урок не только станет живым и интересным, но и внедрит ученикам навыки мышления, которые останутся с ними на всю жизнь.

Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.

Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Наиболее эффективные педагогические условия подготовки и проведения нетрадиционных уроков для оптимизации процесса обучения русскому языку и литературе школе:

1. Использование игровых технологий.

2. Использование исследовательских технологий.

3. Решение нестандартных лингвистических задач.

4. Использование информационных технологий.

5. Метод проектов.

6. Межпредметная интеграция.

7. Использование блок-схем, схем-опор.

Сформированы методические папки по разделам:

Метод проектов на уроках русского языка и литературы.. - Шаучулене Е.М

Применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы - Попова В.М.

В нынешнем учебном году запланирована работа над темами:

Интеграция внеклассной и учебной работы на уроках - Попова В.М.

Применение ИКТ на различных этапах урока - Шаучулене Е.М.

Виды творческого взаимодействия:

- взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий

- овладение умениями анализа и самоанализа уроков

- проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий

- подведение итогов данного этапа работы, формирование методической лаборатории.

Срок реализации проекта - 4 года

Заключение


Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.

Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов -это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.

Список использованной литературы

1. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960г. 162с.

2 . Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2003г.

3. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр «Академия», 2004

6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.

7. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.

8. Горлова Л.А. Нетрадиционный урок - урок творчества: из опыта работы школы-гимназии № 12 г. Талдыкоргана. Предлагаются схемы, выводы по итогам / Л.А. Горлова // Открытая школа (РК).- 2005. - № 3. - С. 18-19.

Интернет-ресурсы


  1. revolution.allbest.ru/pedagogics/00009191_0.html

  2. moi-universitet.ru/.

  3. venture-biz.ru›tekhnologii-innovatsii/138.










Приложение

План работы творческой группы по четвертям на 2011-2012 год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1.

Обсуждение темы и плана

Самообразование

Самообразование

Самообразование

2.

Создание проекта

Посещение уроков

Посещение уроков

Обмен опытом. МО

3.

Посещение уроков

Открытые уроки

Открытые уроки

Мастер-классы

4.

Участие в Международной Ярмарке педагогических инноваций

Участие в декаде

Выпуск брошюры «Интерактивные уроки»

5.

Работа с сельской газетой «Онгудай»

Презентация проекта. Метод. совет

6.

Школьный этап олимпиады

Работа с сельской газетой «Онгудай»

Участие в конкурсах разного уровня

7.

Внедрение и использование материала на уроках

Участие в филологическом чемпионате

Участие в конкурсах разного уровня

Участие в школьном НОУ

8.

Внедрение и использование материала на уроках

Внедрение и использование материала на уроках

Внедрение и использование материала на уроках

9.

Перенимание опыта словесников через интернет

Перенимание опыта словесников через интернет

Перенимание опыта словесников через интернет

Перенимание опыта словесников через интернет

10.

Участие в конкурсах «Открытый урок» и «Портфолио» в 1 сентября. Подача заявки.

Районный этап олимпиады

Выступление на заседании кафедры


© 2010-2022