Рабочая программа по литературе, 7 класс ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе программ по учебным предметам, литература, 5-9 классы, «Просвещение», 2010 г., рабочей программы по литературе, 5-9 классы, составитель Е. И. Харитонова, УМК под редакцией Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И..,Просвещение 2014г.,опирается на Стандарт основного общего образования по литературе, Федеральную программу по литературе и ООП школы. В программе отражена специфика преподавания предмета в условиях введения нового государственного стандарта. Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (2 учебных часа в неделю).

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

Обучение ведётся по учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И.. Литература

7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2014.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.Курс литературы в 9 классе предполагает изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10-11 классах (литература второй половины XIX в. - литература XX в. - современная литература).

В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

В разделах 1-10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Формы организации учебной деятельности: практикумы, беседы, дискуссии, презентации.

Формы контроля: проверочные работы, словарные работы, контрольные работы, сочинение, изложение, тестирование.

Основными формами организации учебных занятий являются комбинированные уроки, уроки предъявления новых знаний и применения практических умений.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Курс «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета. В 7 классе в учебном плане на его изучение отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Учебно-методическое обеспечение

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература, 5-9 классы. М: «Просвещение», 2010

2. Рабочие программы. Литература, 5-9 классы. Сост. Е. И. Харитонова.- М.: Дрофа,2012

3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия:

в 2-х частях. М. Просвещение 2014.









Содержание тем учебного курса

Введение(1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно - нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Устное народное творчество (6 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2 ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности

«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века ( 2 ч)

М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.

Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Из русской литературы XIX века (28 ч)

А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра

Теория литературы. Стихотворения в прозе

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.

М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальное представление).

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа..

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)

Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)

Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Из русской литературы ХХ века (22 ч)

М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка - незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др

Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно - экологические проблемы рассказа

Теория литературы. Литературные традиции

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).

М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века

Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века

Из литературы народов России (1 ч)

Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

Из зарубежной литературы ( 6 ч)

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Литература»

Выпускник научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

Выпускник получит возможность научится:

• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Промежуточная аттестация проводится в виде тестирования.


Тематическое планирование по литературе, 7 класс, 68 часов (2 часа в неделю)

п/п

Название темы

Кол-во

дата

Планируемые предметные результаты обучения

Планируемые метапредметные результаты обучения

Планируемые личностные результаты обучения

Характеристика деятельности обучающихся

Виды

контроля

Введение ( 1 ч)

1

Введение.

Книга в жизни человека

Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Работать с разными источниками информации

проявлять любознательность и интерес к изучению литер. произв-ий.

Готовить устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять.

Фронтальный опрос

Устное народное творчество ( 6 ч)

2

Предания

Владеть знаниями о жанре, его отличительных особенностях

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

Развивать этические чувства, доброжелательность и отзывчивость

Выявлять характерные для УНТ художественные приёмы.

Устный опрос

3

Пословицы и поговорки

Владеть знаниями о данном жанре УНТ

структурировать материал

Развивать навыки сотрудничества

Использовать загадки, послов. и поговорки в устн.и письм.высказыв.

Устный опрос

4

Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Владеть знаниями о жанровых особенностях былины; охарактеризовывать героев былин

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Выявлять характерные для былин художественные приемы

Фронтальный опрос

5

Былина «Садко».

Пересказывать узловые сцены и эпизоды

Выд-ть причинно-следств. связи в уст. и письм.высказ-ях

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Выявлять худож. приемы

Устный опрос

6

«Калевала» - карело-финский мифологичес-кий эпос.

Пересказывать узловые сцены и эпизоды

Анализировать и использовать информацию в самост.деятельности

Использовать различные источники информации

Пересказывать , отвечать на вопросы.

Устный опрос

6

Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса.

Владеть знаниями о жанровых особенностях поэмы

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Выразительно читать фрагменты , давать устные ответы на вопросы.

Письменный опрос

Из древнерусской литературы (2 ч)

8

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха.

Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу

Сопоставлять произведения древнерусской литературы с фольклором

Воспитывать чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам др.народов

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников

Фронтальный опрос

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Из русской литературы XVIII века (2 ч)

10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу

Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности

Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностного смысла учения

Читать, отвечать на вопросы по прочитанному.

Устный опрос

Проверка д/з

11

Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку»

Владеть знаниями с о русской поэзии 19 века

Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности

Принимать и осваивать социальную роли обучающегося

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников

Устный опрос

Из русской литературы XIX века (28 ч)

12

А.С. Пушкин. «Полтава».

Владеть знаниями о специфике жанра поэмы.

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать навыки сотрудничества

Готовить развёрнутый письменный ответ,

Фронтальный опрос

13

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

Владеть знаниями о специфике жанра баллады

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать

Использовать различные источники информации

Выразительно читать фрагменты произведений.

Устный опрос

14

А.С. Пушкин «Борис Годунов». Образ летописца Пимена.

Владеть знаниями о художественных особенностях трагедии

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Устный опрос

15

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека»

Владеть знаниями об различении образов рассказчика и автора-повествователя

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

Воспитывать уважительное отношение к русской литературе

Определять родовую принадлежность литературного произведения

Проверка д/з

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

Владеть знаниями о приемах анализа литературного произведения

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Характеризовать героя русской литературы.

Устный опрос

17

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про купца Калашникова».

Владеть знаниями об особенности жанра.

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Читать осознанно художественное произведение, выражать личное читательское отношение к прочитанному.

Фронтальный опрос

18

Нравственный поединок Ка­лашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм

Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Определять к какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни

Фронтальный опрос

19

М. Ю. Лермонтов. «Когда вол­нуется желтеющая нива...»,

«Молитва», «Ангел».

Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Проверка д/з

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Анализировать содержание

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговори

Тестирование

21

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историче­ская основа по­вести.

Знать особенности сюжета

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать этические чувства, понимание и сопереживание чувствам др.людей

Выявлять темы,образы и приёмы изобр-ия человека.

Проверка д/з

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

формулировать выводы

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Выразительно читать наизусть произведения

Проверка д/з Устный опрос

23

Подготовка к сочинению по по­вести Н. В. Гоголя «Тарас Буль­ба»

Анализировать содержание

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику

Фронтальный опрос

24

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» «Бирюк».

Владеть понятием о жанре рассказа , развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Принимать и осваивать социальной роли обучающегося

Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения

Фронтальный опрос

25

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Владеть понятием о жанре стихотворения в прозе, ритмико-метрическом строе

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Исп-ть для решения познав. и коммуник.задач различ. источ-ов инф.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Устный опрос

26

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»

Владеть определениями и уметь композицию произведения, давать характеристику его героев

Работать с разными источниками информации,

Соверш-ть духовно-нравственные качеств личности

обобщать доп.материал о А,С.Пушкина.

Проверка д/з

27

Урок вн\ч.

А. Некрасов. «Размышл. у парад.подъезда».

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Воспитывать уважительное отношение к русской литературе

Знать поэтические средства художественной выразительности,

Письменный опрос

28

А. К. Толстой. Исторические баллады

формулировать выводы

Развивать мотивы учебной деятельности

составлять план ответа.

Проверка д/з

29

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Владеть особенностими сюжета, охарактеризовать повествовательную манеру писателя

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения

Устный опрос

Письменный опрос

30

Урок вн\ч.М. Е. Салтыков-Щедрин. «Ди­кий помещик».

Охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

Развивать доброжелательность и отзывчивость, понимание

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа

Подготовка к домашнему сочинению

31

Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Анализировать содержание

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных и народных произведений.

Фронтальный опрос

32

Л. Н.Толстой. «Детство» (главы).

Узнавать содержание рассказа Толстого, определять тему произведения

Работать с разными источниками информации,

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Проверка д/з

Устный опрос

33

Главный герой повести

Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Принимать и осваивать социальной роли обучающегося

характеризовать образ персонажа

Фронтальный опрос

34,35

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.

Средства создания комического

Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

формулировать выводы

Использовать различные источники информации

Находить отличительные особенности произведения

36

Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник».

Анализировать содержание

Анализировать и использовать информацию в самост.деятельности

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности

Выявлять черты фольклорной традиции в литер.произв-ии.

Контрольная работа

37

Урок вн\ч.А.П. Чехов «Тоска», «Размазня»

Анализировать содержание

Понимать проблему, выдвигать гипотезу

Уважительно относиться к русской литературе

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Фронтальный опрос

38

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения

Фронтальный опрос

39

Контр. работа «Литература 19в.»

Работать с разными источниками информации,

Выявлять изобраз-выраз.средства языка

Письменный опрос

Из русской литературы XX века (22 ч)

40

И. А. Бунин «Цифры».

Составлять рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Развивать чувство понимания и сопереживания

Воспринимать текст литературного произведения.

Проверка д/з Устный опрос

41

Развитие речи. И. А. Бунин. «Лапти».

Анализировать содержание

формулировать выводы

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Подбирать цитаты из текста литерат.произв-ия по заданной теме.

Фронтальный опрос

42

М. Горький. «Детство».

Владеть навыками анализа произведения

43

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство».

Владеть навыками анализа эпизода

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

Использовать различные источники информации

Подбирать цитаты из текста по заданной теме.

Сочинение

44

Урок вн\ч.

«Легенда о Данко» .

Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам.

Работать с разными источниками информации

Совершенствовать духовно-нравств. качеств личности

Характеризовать отдельный персонаж

Проверка д/з

45

Урок вн\ч.

М. Горький. Рассказ «Челкаш»

Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам.

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Воспитывать уважительное отношение к русской литературе

Соотносить содержание произв-ий рус.лит-ры 2 пол. 19 века

Фронтальный опрос

46

В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приклю­чение..»

Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка

Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Проверка д/з

47

«Хорошее отношение к лошадям».

48

Л.Н. Андреев.

«Кусака».

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности

Подбирать цитаты из текста по заданной теме.

Проверка д/з

49

А. П. Платонов. «Юшка».

Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам.

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Воспитывать уважительное отн-ие к рус.лит-ре

Фронтальный опрос

50

Контрольная работа по творчеству писателей 20 в.

Анализировать содержание

формулировать выводы

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Подбирать цитаты из текста литер.произв-ия по заданной теме.

Тест

51

Лирика Пастернака.

Узнавать особенности построения поэтического произведения

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения

Фронтальный опрос

52

Стихотворения о войне

53

Урок вн\ч. Интервью как жанр публицистики.

Владеть умениями определять композицию

Работать с разными источниками информации

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Подбирать и обобщать дополнительный материал.

Проверка д/з

54

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади».

Понимать, на чем основан рассказ

Самост-но организовывать собств.деятельность

Развивать мотивы учебной деятельности

Определять тему и идею произведения

Фронтальный опрос

55

Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя».

Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам.

Работать с разными источниками информации,

Совершенствовать духовно-нравств. качеств личности

Харак-ть отдельн. персонаж и средства создания его образа.

Проверка д/з

56

Ю. П. Казаков. «Тихое утро».

57

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе

Узнавать особенности построения поэтического произведения

Самостоятельно организовывать собственную деятельность,

Развивать мотивы учеб. деятельности и формир-ие личн. смысла учения

Определять тему и идею произв-ия, пересказывать сюжет

Фронтальный опрос

58

Философские проблемы в лирике Твардовского.


59

Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы)

Владеть содержанием произведений

Понимать проблему, выдвигать гипотезу

Принимать и осваивать социальной роли обучающегося

Ориентироваться в информ.образов.

пространстве

Устный опрос

60

М. М. Зощенко. «Беда».

уметь составлять словесный портрет героев

формулировать выводы

Развивать этические чувства, доброжелательность и отзывчивость

Характеризовать отдельный персонаж

Устный опрос

61

Песни на слова русских поэтов XX века.

уметь выделять средства передачи настроения.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность,

Определять тему и идею произведения,

Фронтальный опрос

Из литературы народов России (1 ч)

62

Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…»

Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

Фронтальный опрос

Из зарубежной литературы (6 ч)

63

Урок вн\ч.

Р.Бернс. «Честная бедность».

Выразительно читать стихотворения

формулировать выводы

Использовать различные источники информации

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Поверка д/з

64

Дж.Г. Байрон. Слово о поэте «Душа моя мрачна..»

Узнавать особенности построения поэтического произведения

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет,

Фронтальный опрос

65

Японские хокку.

Выразительно читать стихотворения,

формулировать выводы

Исп-ть различ. источники информации

Характеризовать отдельный персонаж

Тест

66

О. Генри. Рассказ «Дары волхвов».

Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам.

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Воспитывать уважит.отношение к рус.лит-ре

Устный опрос

67

Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери «Каникулы».

Знать биографию Р. Брэдбери,, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

Развивать этические чувства, доброжелательность и отзывчивость

пересказывать содержание произведения.

Проверка д/з

68

Летнее чтение.

Заключительный урок

Понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе

Работать с разными источниками информации

Развивать мотивы уч. деятельности и формир-ие личностного смысла учения

Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение











© 2010-2022