Урок по литературе на тему Прости нас, Юшка! (По рассказу А. Платонова Юшка)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская средняя общеобразовательная школа

МКОУ НОВОТРЁМИНСКАЯ СОШ



СОРОКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Учитель русского языка и литературы

П. Новотрёмино

Тайшетский район, Иркутская область



Урок литературы в 7 классе


«Прости нас, Юшка!» (По рассказу А. Платонова «Юшка»).


Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера; на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

(звучит тихая музыка, стихотворение С.А. Есенина)

Шёл Господь пытать людей в любови.

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, -

Знать от холода качается, болезный».

Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй… маленько крепче будешь».

Вопросы:


  • Какое качество хотел увидеть Господь в людях?

  • Обладал ли старый дед из стихотворения С.А.Есенина этим качеством?

  • Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед?

  • В чём сходство между этими героями?

  • Обратите внимание на тему урока и скажите, что сегодня станет предметом исследования и что в этом поможет?

III. Объявление темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека - о любви. О любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям. Исследуем, к кому и к чему проявлял это чувство главный герой повести А.Платонова и почему обязательно нужно верить в великую силу любви.

- Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком? (Нравственный человек - это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других. Юшка - нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.)

- Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. «Побеждай зло добром»,- сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он и нравственный человек.

В прошлом веке жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда её муж умер, Ксения продала всё его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыни у тех, кто больше неё нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.

Нравственный человек должен почитать отца и мать. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым.

IV. Анализ произведения.


  • Как зовут главного героя произведения?

  • Найдите описание Юшки. На что обращает внимание автор? Почему «в руках у него мало силы»?

  • Почему автор особо выделяет глаза?

(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза - зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душою мы любим, страдаем; разумом - мыслим.)

  • Где живёт любовь? (В сердце Юшки. (Появляется центральная часть опорной схемы)

Урок по литературе на тему Прости нас, Юшка! (По рассказу А. Платонова Юшка)



  • Как проявляется герой через речь?

(Часто повторяет слова «любовь» и «любить»)

  • Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты?

(Когда он был на природе. Герой любил родину, родную природу, всё живое)

Урок по литературе на тему Прости нас, Юшка! (По рассказу А. Платонова Юшка) Урок по литературе на тему Прости нас, Юшка! (По рассказу А. Платонова Юшка) Урок по литературе на тему Прости нас, Юшка! (По рассказу А. Платонова Юшка) Урок по литературе на тему Прости нас, Юшка! (По рассказу А. Платонова Юшка)


  • Какие взаимоотношения были с односельчанами?

  • Каково отношение детей к Юшке?

  • Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение? (Нет, потому что А. Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по-язычески верит в свою Богородицу».)

  • В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относится к Юшке?

  • Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?

  • Обратимся к эпизоду, когда Юшка «осерчал». Почему осерчал, а не разгневался?

Словарная работа.

Осерчать - то же, что сердиться.

Разгневаться - прийти в состояние сильного гнева.

(Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь)


  • Когда узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?

(Появляется человек, который любил и ценил Юшку (приёмная дочь), который с любовью относится и продолжает его дело - делает добро.)

  • Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?

(Хотели искупить свою вину. Люди, наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: «Прощай, Юшка, и нас всех прости».)

  • Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»? (Да, мы не только можем, но обязательно должны сказать эти слова Юшке. Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и любому человеку, кому мы делаем зло.)

  • Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?

V. Вывод.

Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея рассказа в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки: нужно жить, храня в сердце любовь.

Урок по литературе на тему Прости нас, Юшка! (По рассказу А. Платонова Юшка)




VI. Физминутка.


  • Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.

  • Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему.

  • Радостно: «Приятная встреча!».

  • Утешительно: «Всё будет хорошо!».

  • Счастливо: «Какой успех!».

VII. Творческая работа.


  • Подумайте и скажите, как будет выглядеть сердце Юшки, если его изобразить. Подберите ассоциации. (Учащиеся подбирают ассоциации, у кого-то сердце в виде цветка, у кого-то в виде звёздочки и т.д.)

  • В литературе образ странного человека, незащищённого, безотказного называется образ «маленького человека».

  • Можем ли мы Юшку назвать странным человеком? В чём проявляется эта странность? (Его странность - в его доброте.)

  • Выполнение творческой работы на тему: «Какого человека я считаю красивым?»

  • Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком?

VIII. Защита творческих работ.

IX. Итог урока.

  • Вывод по уроку.

  • Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: А в вашем сердце живёт любовь к чему? (ответить на вопрос)

4


© 2010-2022