- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе на тему Прости нас, Юшка! (По рассказу А. Платонова Юшка)
Урок по литературе на тему Прости нас, Юшка! (По рассказу А. Платонова Юшка)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина Н.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская средняя общеобразовательная школа
МКОУ НОВОТРЁМИНСКАЯ СОШ
СОРОКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Учитель русского языка и литературы
П. Новотрёмино
Тайшетский район, Иркутская область
Урок литературы в 7 классе
«Прости нас, Юшка!» (По рассказу А. Платонова «Юшка»).
Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера; на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
(звучит тихая музыка, стихотворение С.А. Есенина)
Шёл Господь пытать людей в любови.
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, -
Знать от холода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
Вопросы:
-
Какое качество хотел увидеть Господь в людях?
-
Обладал ли старый дед из стихотворения С.А.Есенина этим качеством?
-
Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед?
-
В чём сходство между этими героями?
-
Обратите внимание на тему урока и скажите, что сегодня станет предметом исследования и что в этом поможет?
III. Объявление темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека - о любви. О любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям. Исследуем, к кому и к чему проявлял это чувство главный герой повести А.Платонова и почему обязательно нужно верить в великую силу любви.
- Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком? (Нравственный человек - это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других. Юшка - нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.)
- Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. «Побеждай зло добром»,- сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он и нравственный человек.
В прошлом веке жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда её муж умер, Ксения продала всё его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыни у тех, кто больше неё нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.
Нравственный человек должен почитать отца и мать. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым.
IV. Анализ произведения.
-
Как зовут главного героя произведения?
-
Найдите описание Юшки. На что обращает внимание автор? Почему «в руках у него мало силы»?
-
Почему автор особо выделяет глаза?
(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза - зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душою мы любим, страдаем; разумом - мыслим.)
-
Где живёт любовь? (В сердце Юшки. (Появляется центральная часть опорной схемы)
-
Как проявляется герой через речь?
(Часто повторяет слова «любовь» и «любить»)
-
Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты?
(Когда он был на природе. Герой любил родину, родную природу, всё живое)
-
Какие взаимоотношения были с односельчанами?
-
Каково отношение детей к Юшке?
-
Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение? (Нет, потому что А. Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по-язычески верит в свою Богородицу».)
-
В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Можете ли вы доказать, что это суждение полностью относится к Юшке?
-
Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?
-
Обратимся к эпизоду, когда Юшка «осерчал». Почему осерчал, а не разгневался?
Словарная работа.
Осерчать - то же, что сердиться.
Разгневаться - прийти в состояние сильного гнева.
(Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь)
-
Когда узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?
(Появляется человек, который любил и ценил Юшку (приёмная дочь), который с любовью относится и продолжает его дело - делает добро.)
-
Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?
(Хотели искупить свою вину. Люди, наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: «Прощай, Юшка, и нас всех прости».)
-
Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»? (Да, мы не только можем, но обязательно должны сказать эти слова Юшке. Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и любому человеку, кому мы делаем зло.)
-
Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?
V. Вывод.
Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея рассказа в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки: нужно жить, храня в сердце любовь.
VI. Физминутка.
-
Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.
-
Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему.
-
Радостно: «Приятная встреча!».
-
Утешительно: «Всё будет хорошо!».
-
Счастливо: «Какой успех!».
VII. Творческая работа.
-
Подумайте и скажите, как будет выглядеть сердце Юшки, если его изобразить. Подберите ассоциации. (Учащиеся подбирают ассоциации, у кого-то сердце в виде цветка, у кого-то в виде звёздочки и т.д.)
-
В литературе образ странного человека, незащищённого, безотказного называется образ «маленького человека».
-
Можем ли мы Юшку назвать странным человеком? В чём проявляется эта странность? (Его странность - в его доброте.)
-
Выполнение творческой работы на тему: «Какого человека я считаю красивым?»
-
Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком?
VIII. Защита творческих работ.
IX. Итог урока.
-
Вывод по уроку.
-
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: А в вашем сердце живёт любовь к чему? (ответить на вопрос)
4