Региональный компонент в преподавании русского языка и литературы

Региональный компонент в преподавании русского языка и литературы (из опыта работы по использованию краеведческих материалов) Программа «Истоки» способствует развитию процесса гуманизации образования, вызывает интерес к "малой Родине. Приобщение к лучшим страницам литературы Сибири не только расширит кругозор, но и поможет, всмотревшись в прошлое, понять настоящее, а может быть и прогнозировать будущее.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.Н. Шипицина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №19», г. Нижневартовск

Региональный компонент

в преподавании

русского языка и литературы

(из опыта работы по использованию краеведческих материалов)

Шипицина Вероника Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 19»,г. Нижневартовска

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев

Программное обеспечение реализации регионального компонента


  1. Примерная программа курса литературного краеведения «ИСТОКИ» для учащихся 5-8 классов.


  1. Программа кружка литературного краеведения «Югорка»

для учащихся 5-6 классов.

  1. Примерная программа литературно-краеведческого клуба «ЮГРА»


  1. Программа элективного курса по русскому языку с использованием регионального компонента «Письменные работы разных жанров на филологические темы» для учащихся 10-11 классов.


Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

Д.С. Лихачев

Программа курса литературного краеведения

«ИСТОКИ»

для учащихся 5-8 классов

Пояснительная записка

Незыблемой основой воспитания учащихся является формирование бережного отношения к культуре, литературе, традициям, любви к родному краю. В осуществлении этих задач важную роль играет такой предмет, как краеведение. Его преподавание способствует обогащению личного опыта учащихся, накоплению необходимых знаний о родном крае, воспитание патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитию их интеллектуального и творческого потенциала.

В наше время "образованный человек - это не столько "человек знающий", сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире". Для того, чтобы подготовить такого человека, современная школа вводит новые, интеграционные предметы, среди которых ученые называют краеведение, больше внимания уделяя гуманитарным дисциплинам, особенно литературе.

Русская литература, как и многие другие национальные литературы, имеет уже многовековую историю. Она неразрывно связана с фактором времени, писатели-классики и писатели-современники живут в контексте вечности и конкретного времени. Не секрет, что преподавание школьных предметов чаще всего изолировано от литературы и культуры родного края, а учебники не учитывают местный (региональный) материал. Необходимо максимально приблизить изучение гуманитарных наук к личному опыту учащихся, не просто расширить представление детей о литературе благодаря новым именам, но и дать возможность почувствовать себя звеном в цепи литературных, исторических событий.

Для этого нужно системное, последовательное изучение литературы родного края в контексте литературы классической. В связи с этим сформировались основные направления работы: создание рекомендаций для уроков внеклассного чтения по литературе родного края, разработка программ факультативов, спецкурсов, работа по методическому обеспечению этих программ и в целом регионального компонента базисного плана.

Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Изучение литературы родного края - это одно из новых направлений преподавания литературы в школе, цель которого изучить и возродить традиции литературного краеведения в Сибири, вызвать у учащихся интерес к своей "малой" Родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре Сибири и родного края, развить творческие способности учащихся.

«Малая Родина» - это и природа, которая его окружает, и семья, дом, школа, это и памятные места города, округа, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия региона, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:


  • Законе Российской Федерации «Об образовании» (один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций);

  • в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Программа литературного краеведения «Истоки» разработана в соответствии с документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»,

  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Программа «Истоки» призвана обогатить школьников знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать на примерах мужества, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, а также способствует развитию процесса гуманизации образования, решению важнейших учебно-воспитательных задач; оказывает воздействие на систему ценностей, вызывает интерес к "малой" Родине, пробуждает чувство любви к родному городу, краю, формирует в ходе краеведческих уроков исследовательский интерес к предметному миру, учит ребенка понимать, что на каждом предмете лежит отпечаток эпохи. В художественных произведениях заложены огромные возможности в плане идейно-нравственного, патриотического и эмоционального воспитания, литературного развития учащихся, профессиональной ориентации будущих специалистов гуманитарного профиля.

Приобщение к лучшим страницам литературы Сибири не только расширит кругозор, но и поможет, всмотревшись в прошлое, понять настоящее, а может быть и прогнозировать будущее, а изучать ее следует в контексте общерусской литературы.

Цель программы:

  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тюменского края;

  • приобщение учащихся к литературному, историческому, культурному и природному наследию края;

  • воспитание любви к родному краю, уважение к традициям коренных народов Севера;

  • воспитание любви к природе родного края;

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

  • стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Задачи программы:

  1. изучить литературу, историю, культуру, обычаи, верования народов Севера;

  2. расширить общий кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края (краеведение дает возможность учащимся познакомиться с лабораторией писателя, при этом основной и региональный компонент переплетаются, дополняя друг друга);

  3. развить творчество, поисковые навыки, умения систематизировать и правильно оформлять материалы; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей;

  4. создать творческое содружество семьи и школы;

  5. формировать активные жизненные позиции.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

  • принцип гуманизации;

  • личностно-ориентированный подход;

  • научность;

  • доступность;

  • дифференцированность;

  • практическая направленность;

  • креативность.

Таким образом, в основе программы - реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (краеведческие музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города).

Образовательным результатом программы будет:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;

  • знания по литературе, истории и культуре родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.


Направления деятельности и предполагаемые формы работы

В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала - изучение Тюменского края:

  • литературы,

  • культуры, обычаев, верований народов Севера,

  • истории,

  • этнографии,

  • природы.

Организация проведения занятий


Данная программа организует индивидуальную и коллективно-творческую деятельность учащихся по приобретению новых знаний о литературе, истории и культуре родного края из разных источников информации; творческую переработку информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Наиболее эффективными формами являются как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции), так и нестандартные (музейные уроки, уроки в выставочном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества, уроки с использованием игровых познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.)

Формы работы:

  • уроки литературы и русского языка, литературного чтения;

  • система внеклассной работы:

  • классные часы;

  • тематические праздники, коллективно-творческие дела;

  • художественное творчество учащихся;

  • очные и заочные экскурсии и походы по родному краю;

  • устные журналы, беседы;

  • встречи с писателями и поэтами, творческими коллективами родного города;

  • читательские конференции;

  • сбор и оформление материалов для школьного музея литературного краеведения;

  • выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,

  • проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Мониторинг уровня овладения программой:

  • участие в краеведческих чтениях, конкурсах, играх и мероприятиях школы, города;

  • презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

  • анкетирование родителей и учащихся.

Программа содержит методическое обоснование, дидактические материалы, разработки учебных и внеклассных мероприятий, образцы творческих работ учащихся. Программа может быть рекомендована к использованию учителям русского языка и литературы, педагогам дополнительного образования.

Программа была апробирована на базе школы, имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения программой.

РРегиональный компонент в преподавании русского языка и литературыеализация регионального компонента по литературе

в 5 классе

Литература и фольклор

Название раздела

п /п

Тема урока

Содержание РК

Литература

Вводное занятие

1

О книге и чтении

Д.Лихачев. Память культуры. Из писем о добром и прекрасном

Литература Тюменского края. (Хрестоматия 5 -7 классы, составители

Г. Данилина, Н. Рогачева), стр.3-5

Устное народное творчество

2

Литература и фольклор

Юрий Афанасьев

« Сказки дедушки Ай-по» (по мотивам хантыйского фольклора)

Закрепление представлений уч-ся о сказках как сокровищнице народной мудрости. Поучительность как жанровый признак сказки.

Стр.6-12

Литературная сказка

3

Юрий Ананьев

«Сказка о добром сердце»

Знакомство с жанровыми признаками комикса, создание комикса по сказке. Закрепление представления о композиции сказки.

Стр.12-15

4

Иван Ермаков

«О чем шептал олененок»

Олицетворение. Способы выражения авторского отношения. Символика в литературной сказке.

Стр.15-20

5-6

Красота истинная и мнимая.

Маргарита Анисимкова

«Еганское огнище»

Приём контраста. Представление о сценарии диафильма как тексте. Составление диафильма по сказке.

Стр.31-46

7

Сказочные традиции в литературе Сибири.

Анна Конькова «Сказки бабушки Аннэ»

Анализ авторской сказки.

Рассказ о животных

8

Геннадий Колотовкин «Медвежатники».

Формирование умения сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.

Стр. 35-40

Лирические

жанры

Стихотворения в прозе

9

Валерий Мартынов

«Лягушки»,

Петр Суханов «Шмели»,

Юрий Вэлла «Перед закатом солнца»

Представление о творческой лаборатории писателя.

Стр. 74-80

Лирические

жанры

10-11

Конкурс выразительного чтения «Мои любимые стихи сибирских поэтов»

Роман Ругин «Живун», «Мольба природы»

Андрей Тарханов «Медвежатник» и др.

Выразительное чтение наизусть.

Хрестоматия

12

Итоговое занятие

«Вокруг нас - Мир…»

(речевая игра)

Представление о сборнике произведений как тексте. Литературное произведение как источник раздумий о нравственных проблемах.


Список произведений для внеклассного чтения, 5 класс

Михаил Лесной «Яшка». Рассказ

Михаил Лесной «Хищный цветок». Рассказ

Михаил Лесной «Памятная осень». Рассказ

Анатолий Пашук «На острове среди болот». Очерк

Евгений Ананьев «Олени в неводе». Глава из очерка «Хозяева тундры»

Константин Лагунов « Тайна Черного озера». Маленькая повесть

Станислав Мальцев «Мы с Митяем». Главы из повести

Федор Селиванов «Буквалист». Сказка

Реализация регионального компонента по литературе

в 6 классе

Региональный компонент в преподавании русского языка и литературы

Миф - фольклор - литература

Название раздела

п /п

Тема урока

Содержание РК

Литература

Эпос

1-2


Сильный характер в литературе.

Г. Сазонов, А. Конькова

«Как поссорился человек с медведем» (отрывок из романа-сказания)

Леонид Лапцуй

«Дедовский мотив», «Перед порогом»

Сильный характер в произведениях сибирских писателей

Литература Тюменского края. (Хрестоматия 5 -7 классы, составители

Г. Данилина,

Н. Рогачева)

Стр.85-90

Стр.115-117

3-4

Мир человека и природы

Юван Шесталов «Когда качало меня солнце» (главы из повести),

«Тайна Сорни-най» (отрывок из повести),

Еремей Айпин «Старик месяц» (отрывок из повести «Я слушаю землю»),

Нина Ядне «Легенда о фамилиях»

Мир человека и мир природы

Стр. 95-126

Лирика

5-6


Пейзаж

Маргарита Анисимкова «Оленья шкура» (мансийский сказ),

Юван Шесталов «Песня, упавшая с неба» (отрывок из «Языческой поэмы »)

Пейзаж в лирике поэтов Западной Сибири.

Стр.118-125

Человек и природа в лирике сибирских поэтов

Стр.95-99

Лироэпические жанры

7

Андрей Тарханов «Сын грома» (по мотивам мансийских героических поэм)

Тема патриотизма в лирике сибирских поэтов

Стр.117-118

8

В.Крапивин «Реквием» (отрывок из «Летящей сказки»)

Монолог как способ изображения героя

Стр.131-142

Список произведений для внеклассного чтения, 6 класс

Тит Мартышкин «Маршрутами памяти». Очерк

Тит Мартышкин «Кто лебедя убьет…» Очерк

Раиса Лыкосова «Просека». Рассказ

Юрий Вэлла «Сегодня утром дождь»

Евгений Ананьев « Ради таких минут…» Очерк

Евгений Ананьев «Дом буровика». Очерк

Юрий Басков «Холодны и звездны небеса»

Константин Михайлов «Фонарщик»

РРегиональный компонент в преподавании русского языка и литературыеализация регионального компонента по литературе

в 7 классе

Герой - характер - образ

Название раздела

п /п

Тема урока

Содержание РК

Литература

Введение. Пространство и время в литературе

1

Образ малой родины

Анатолий Кукарский

«Сибирь моя!»,

Матра Вахрушева «На берегах Малой Юконды» (отрывок из повести)

Образ малой родины в произведениях сибирских поэтов и писателей

Литература Тюменского края. (Хрестоматия 5 -7 классы, составители

Г. Данилина,

Н. Рогачева)

Стр. 176-181

«Художник - голос своей эпохи»

2

Динамика характера героя

Еремей Айпин «Седой», «Две судьбы» (отрывок из романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари»);

Иван Ермаков «Богиня в шинели» (сказ)

Роль внутреннего диалога для понимания характера героя.

Стр. 182-201

3

Жанровые признаки

документальной прозы

Юрий Колягин «Береза»;

Валерий Мартынов «Мимозы»;

Николай Коняев «Письмо без привета от Кирилла».

Роль художественной детали в создании характера героя.

Анализ эпизода

повести

Стр.230-238, 285-289

4

Фабула и сюжет произведения

Юрий Вэлла «Шай-ики»

Роль внутреннего

монолога героя

Система персонажей.

Стр.246-256

Странички поэзии. Запечатленные мгновения

5

Лирическое «я» автора поэтического текста

Альфред Гольд «Лесные уроки»,

Александр Гришин «Река без излучин»,

Петр Суханов «Рейс»,

Юрий Вэлла «Облака»



Особенности

композиции

произведения

Функциональная роль метафор.

Стр.278-284

«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком»





6



Роль художественной детали в создании характера героя

Анатолий Омельчук «Трагедия во льдах», «На полярных ветрах»;

Анатолий Кукарский «Дважды Иван» (памяти И. Ермакова)

Нравственный выбор

героя в экстремальной

ситуации.

Исторический фон

произведения.

Текстовая характеристика

литературного героя


Стр. 226-230,

257-266



Реализация регионального компонента по литературе

вРегиональный компонент в преподавании русского языка и литературы 8 классе

Литература и традиция

Название раздела




п /п

Тема урока

Содержание РК

Литература

Введение.

Искусство слова

1

Литература и традиция

Д. Лихачев. Память культуры. Из писем о добром и прекрасном

Ю. Шесталов « Сибирь - земля моя», «Идол» (стихотворение в прозе из «Языческой поэмы»)

Образ человека и его малой родины в произведениях сибирских писателей

Литература Тюменского края. (Хрестоматия 8 -9 классы, составители

Г. Данилина,

Н. Рогачева) стр.3-16

Русская старина

2-3

Смысл жизни и назначение человека

Г. Махмут «Притча о родной и неродной крови» (отрывок из легенды)

Ю. Афанасьев «Две ели» (рассказ-быль)

Ф. Селиванов «Хы!, или Чурка с глазами» (сказка-притча)

Исторический фон

произведения

Стр.21-23,

92-110

Литература XX века

4-5

Реалистические традиции в литературе

А. Неркаги «Белый ягель» (отрывок из повести)

К. Тихомиров «Улицы детства» (очерк)

В. Крапивин «Далеко-далеко от моря» (отрывок из рассказа)

Г. Сазонов «Вечный бой»

Нравственный выбор

героя.

Текстовая характеристика

литературного героя

Стр.16-20,

46-49,

54-62,

76-92

Страницы поэзии

6

Лирическое «я» автора поэтического текста

Александр Гришин «Мы - послевоенная поросль…»

Александр Рахвалов «Журавли»



Особенности

композиции

произведения

Стр.92-93,

110









































Региональный компонент в преподавании русского языка и литературыРегиональный компонент в преподавании русского языка и литературыРегиональный компонент в преподавании русского языка и литературыРегиональный компонент в преподавании русского языка и литературы

© 2010-2022