Статья

Эффективность работы  любого образовательного учреждения напрямую зависит от готовности каждого педагога к инновационной деятельности.  А реализация в профессиональном обучении и воспитании студентов  компетентностного подхода, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения,  является инновационным. Поскольку на сегодняшний день нет  «готовых рецептов»  развития общих компетенций через организацию воспитательного процесса предлагаю рассмотреть вопрос на тему:  «Воспитательный аспект урока, направленный на развитие общих компетенций»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Воспитательный аспект урока,

направленный на развитие

общих компетенций






Автор работы: Яковлева Марина Петровна

Занимаемая должность:

преподаватель русского языка и литературы

Место выполнения работы:

ОГАОУ НПО ПУ №50 п. Залари





















2014


Эффективность работы любого образовательного учреждения напрямую зависит от готовности каждого педагога к инновационной деятельности. А реализация в профессиональном обучении и воспитании студентов компетентностного подхода, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, является инновационным.

Поскольку на сегодняшний день нет «готовых рецептов» развития общих компетенций через организацию воспитательного процесса предлагаю рассмотреть вопрос на тему:

«Воспитательный аспект урока, направленный на развитие общих компетенций»

В современных условиях существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности, его воспитание?

О роли и значении воспитания в общеобразовательном процессе в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики, психологии. Это декларируется в основных документах, касающихся образования.

Так, ст. 2 закона «Об образовании в РФ» гласит:

образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование. Это ожидаемые результаты образования, так называемые базовые компетенции обучающихся - какой вырастет человек, с чем будет шагать по жизни.

Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения:

«Non scholae, sed vitae discimus» - «мы учимся не для школы, а для жизни».

Общими (ключевыми) компетенциями должен обладать каждый человек, уже сам термин указывает на то, что они являются "ключом", основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности, они используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки.

Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития кадровых потребностей регионов: формирование заказа на качество профессионального образования не только и не столько в формате "знаний" выпускников, сколько в овладении такими способностями как "командная" работа, сотрудничество, налаживание социальных связей, непрерывное самообразование, умение разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией и т.д.

Возникает вопрос, что каждый из нас, как преподаватель общеобразовательных дисциплин, должен сделать, где и когда, чтобы решить поставленные задачи.

Наивно рассуждать, что воспитательная работа - это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, зам. директора по воспитательной работе, но не преподавателя, ведущего урок.

Другим ошибочным тезисом является утверждение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб (хотя бы в том смысле, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке). По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% объема общей воспитательной работы. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся.

Для этого выделяют три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:

  1. Отбор содержания материала;

  2. Совершенствования структуры урока;

  3. Организация общения.

Данные направления зависят от выбора формы проведения занятий. В центр внимания нужно ставить такие формы урока, которые требуют самостоятельности и активности обучающихся, будят их творческую мысль, вызывают желание высказать своё суждение, то есть делают ребят активными соучастниками процесса обучения:

  • Деловые, ролевые игры;

  • Исследование;

  • Семинар;

  • Диспут; дискуссия;

  • Заочная экскурсия;

  • Проблемная лекция;

  • Проекты (групповые, индивидуальные).

Более подробно опишу урок-семинар, и какие общие компетенции формирует данная форма занятий.

В старших классах потребность в формировании собственного взгляда на вещи, желание высказаться, найти неординарное решение проблемы находит воплощение в уроке-семинаре. Это одна из новых форм дифференцированного обучения, при которой сохраняются все особенности традиционного урока и создаются дополнительные условия для индивидуализации и повышения роли творческой работы обучающихся.

При проведении семинара по теме «Творческие индивидуальности «серебряного века» формировались:

ОК.2 (организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем) - ребята самостоятельно обобщили материал о поэзии «серебряного века», проследили, как развиваются традиции поэтов в современной поэзии, выразили своё отношение к поэтам «серебряного века» и их творчеству.

ОК.3 (анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы) - самостоятельность контроля и оценки выполненных работ.

ОК.4 (осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач) - подготовка сообщения о жизни и творчестве одного из поэтов «серебряного века», использование различных способов поиска информации (интернет-ресурсы, справочная литература, учебная литература и др.)

ОК. 5 (использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности) - создание презентации о жизни и творчестве одного из поэтов «серебряного века»,

ОК.6 (работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами) - ребята объединились в группы, каждая из которых работала над определённым литературным направлением.

Формирование общих компетенций полностью совпадает с поставленными воспитательными целями урока:

  • Вызвать заинтересованность в …,

  • Пробудить любознательность…,

  • Возбудить готовность решать задачи самостоятельно…,

  • Побудить обучающихся к активности…,

  • Закрепить уверенность в … и т.п.

При совершенствовании структуры урока необходимо наиболее эффективно использовать начало урока - очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к именно на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу. У каждого учителя имеется в арсенале немало различных способов и приемов: это может быть и «раскручивание формулировки темы», и создание проблемной ситуации, и практическая работа исследовательского характера (это пробуждает и любознательность, и вызывает заинтересованность, и побуждает обучающихся к активности, воспитывается критическое мышление, создает мотивы к изучению темы.

Этап актуализации тоже можно организовать разными способами. На уроке русского языка сложнее определить воспитательный аспект. Но мне помогает разбор текстов, например, «В чем заключается красота человека», лексическая работа с пословицами.

Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок с воспитательной точки зрения. Делаются акценты на нравственных критериях, затрагиваются различные аспекты воспитания.

Обучающийся не просто осознаёт сделанное, он ещё осознаёт то, как это было сделано.

Способ действий, понятый студентом, позволяет по-новому в будущем строить свою деятельность

Рефлексия - источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент общения

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока» Е.Н. Ильин.

Нельзя забывать о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Когда же учитель говорит одно, а реально поступает наоборот - это тоже пример негативного, неосознанного воспитания.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:

- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности студента и группы в целом;

- продумывать виды деятельности обучающихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;

-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;

-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;

- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, в случае неудач;

-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Анализ работы над данной проблемой показывает, что если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у студента формируется активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. Так у ребят формируется ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование, на приобретение навыков планирования собственной жизни.

Список литературы:

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 2011. - 28 с.

  2. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория/Л.И.Новикова//Педагогика.-2000.-№6.-С.28-34.-Теория и методика воспитания.

  3. Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин/И.Ярмакеев//Высшее образование в России.-2004.-№9.-С.64-70.

  4. prepodi.ru/praktika-pedagoga/problem-obytenie/1170-metodu?showall=1

5


© 2010-2022