Факультатив для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Статус документа.

Элективный курс по русскому языку «обучение сочинению-рассуждению» для учащихся 10 класса составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторской программы элективного курса Н.И. Гендиной «нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (Текст). Москва, «Просвещение», 2013 год.

Общая характеристика элективного курса .

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Элективный курс «Обучение сочинению-рассуждению» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Курс «Обучение сочинению-рассуждению» рассчитан на учащихся 10-ого класса общеобразовательного уровня.

Так как в старших классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.





Место курса «Обучение сочинению-рассуждению»

Курс рассчитан на один учебный год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем - 35 часов

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

  1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

  2. Помочь учащимся преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

  3. Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.

  4. Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.

  5. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

  6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

  7. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

  8. Углубленное изучение отдельных тем курса.

  1. Цели и задачи программы.

  • Теоретические: освоить знания о языке и речи(литературные нормы, виды речевой деятельности, стили русской литературной речи и т.д.)

  • Развивающие: развивать познавательные интересы, творческие способности, желание изучать русский язык

  • Практические: совершенствовать коммуникативные навыки, навыки работы с текстом (стилистический и лингвистический анализ), определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать доказательства, четко и последовательно излагать свои мысли, составлять связное высказывание по данной проблеме

  • Воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку, стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и навыков, необходимых для итоговой аттестации.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

  • Типы и стили речи;

  • Нормы русского литературного языка;

  • Виды речевой деятельности;

  • Строение текста

В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

  • Писать сочинение-рассуждение

  • определять функциональные стили текста

  • Работать со смысловыми типами речи

  • Анализировать тексты различных стилей

  • Рецензировать и редактировать тексты

Основной формой организации обучения в рамках данного элективного курса являются практические занятия, в ходе которых учащиеся используют тексты различных стилей, вследствие чего знакомятся с авторами, не изучаемыми по программе, совершенствуют навыки исследовательской и проектной деятельности.

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Учащиеся оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать сочинение-рассуждение.

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения - рассуждения . ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).

Содержание элективного курса.

Текст как результат речевой деятельности человека.

Основные признаки текста:

  1. Выраженность.

  2. Отграниченность.

  3. Связность

  4. Цельность

  5. Соотношение темы и содержания

  6. Упорядоченность

  7. Членимость

Читая текст,

  1. Обращать внимание на все непонятные слова и выражения.

  2. Вести диалог с автором текста. По ходу чтения ставить вопросы к тексту и выдвигать предположения о дальнейшем его содержании.

  3. Спорить с автором текста. Выдвигать свои контрдоводы.

  4. Выделять в тексте главное, найти нужную информацию, делать выписки основных идей, положений.

  5. Обращать внимание на слова, употребленные в переносном значении.

Стили речи:

Научный стиль- это стиль научных сообщений. Его жанры- научная статья, учебная литература.

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. В рамках этого стиля оформляются различные документы.

Публицистический стиль- это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений по радио, телевидению и т.д.

Художественная речь- речь художественной литературы ( прозы и поэзии).

Типы речи:

Повествование-это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Описание- это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.

Рассуждение- это словесное доказательство, объяснение.

Композиция сочинения-рассуждения:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.

  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного теста.

  3. Отражение позиции автора исходного текста.

  4. Аргументация собственного мнения по проблеме.

  5. Заключение.

Речевое оформление сочинения:

  1. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

  2. Точность и выразительность речи


  1. Перечень рекомендуемой литературы для учителя:

Основная:

  1. Гендина Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (Текст). Москва, «Провещение», 2013 г.

  2. Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы (Текст).- М.: Русское слово, 2013г.

  3. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М.: АСТ: Астрель, 2010 г.

  4. Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2012 г.

  5. Н.И. Гендина. «Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (Текст). Москва, «Просвещение», 2013 год.

Дополнительная:

Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации

Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 10 классе

Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.

Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста

Перечень рекомендуемой литературы для учащихся:

Основная:

  1. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М.: АСТ: Астрель, 2010 г.

  2. Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2013 г.

Дополнительная:

Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации

Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.

Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста











Учебно-тематический план.

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Освоение фундаментального ядра

Дата по плану

Дата по факту

1.

Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блок С).

1

Знать: какие существуют бланки ЕГЭ.

Уметь: заполнять бланки.

02.09


2.

Что такое текст. Связь предложений в тексте.

1

Знать: что представляет собой текст.

Уметь: распознавать связь предложений в тексте.

09.09


3.

Составление теста. Задания из части А. (Блок 1)

1

Знать: как правильно составлять текст.

Уметь: работать с текстом.

16.09


4.

Стили текста: публицистический стиль.

1

Знать: что такое публицистический стиль и где он применяется.

Уметь: отличать публицистический стиль от других стилей речи.


23.09


5.

Стили текста: художественный стиль.

1

Знать: что такое художественный стиль и где он применяется.

Уметь: отличать художественный стиль от других стилей речи.

30.09


6.

Типы текста.

1

Знать: какие типы текста бывают.

Уметь: различать между собой каждый тип текста.

07.10


7.

Зачетная работа №1

1

Уметь: выполнять задания, предложенные учителем.

21.10


8.

Тема и основная мысль текста.

1

Знать: что такое тема.

Уметь: отличать тему от мысли текста.

28.10


9.

Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы).

1

Знать: что такое микротемы.

Уметь: делить текст на микротемы, выражать главную мысль.

11.11


10-11.

Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст.

2

Знать: что такое тема и микротема.

Уметь: правильно понимать суть и основную мысль исходного текста.

18.11

25.11


12.

«Расшифровка» информации текста.

1

Знать: что такое «расшифровка» текста.

Уметь: правильно выполнять «расшифровку» текста.

02.12


13-14

Роль вступления в сочинении-рассуждении.

2

Знать: для чего необходимо вступление в сочинении-рассуждении.

Уметь: правильно оформлять и писать вступление в сочинении-рассуждении.

09.12

16.12


15-16.

Роль заключения в сочинении-рассуждении.

2

Знать: для чего необходимо заключение в сочинении-рассуждении.

Уметь: правильно оформлять и писать заключение в сочинении-рассуждении.

23.12

30.12


17-18.

Формулировка основной проблемы исходного теста.

2

Знать: для чего нужна проблема исходного текста.

Уметь: выделять основную проблему исходного текста от многих незначительных проблем.

12.01

20.01


19-21.

Комментируем основную проблему текста.

3

Знать: для чего нужна проблема в исходном тексте.

Уметь: находить основную проблему и комментировать ее.

27.01

03.02

10.02


22-23.

Позиция автора и способы ее выражения.

2

Знать: что такое позиция автора и для чего она нужна.

Уметь: выражать позицию автора.

17.02

02.03


24.

Общие средства выразительности.

1

Знать: что такое средства выразительности.

Уметь: использовать средства выразительности в своей речи.

09.03


25.

Зачетная работа №2

1

Уметь: выполнять задания и применять на практике пройденный материал.

16.03


26.

Специальные средства выразительности.

1

Знать: какие специальные средства выразительности существуют в русском языке.

Уметь: использовать специальные средства выразительности в речи.

23.03


27-28

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

2

Знать: что такое языковой анализ текста.

Уметь: определять авторскую позицию в тексте.

30.03

06.04


29.

Композиция сочинения-рассуждения. ( Логические приемы мышления).

1

Знать: что такое композиция сочинения-рассуждения.

Уметь: находить композицию сочинения-рассуждения.

14.04


30-31

Типы аргументации в изложении собственной композиции.

2

Знать: аргументы собственного изложения композиции.

Уметь: аргументировать свою точку зрения и мышления.

21.04

28.04


32

Экспертная оценка сочинения.

1

Знать: как правильно давать оценку сочинению-рассуждению.

Уметь: оценивать чужие сочинения-рассуждения.

05.05


33-34.

Написание сочинения-рассуждения.

2

Знать: как правильно писать сочинение-рассуждение.

Уметь: писать сочинение-рассуждение.

12.05

19.05


35.

Итоговая зачетная работа.



26.05



© 2010-2022