- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Факультатив для 10 класса
Факультатив для 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Головская В.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Статус документа.
Элективный курс по русскому языку «обучение сочинению-рассуждению» для учащихся 10 класса составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторской программы элективного курса Н.И. Гендиной «нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (Текст). Москва, «Просвещение», 2013 год.
Общая характеристика элективного курса .
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Элективный курс «Обучение сочинению-рассуждению» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Курс «Обучение сочинению-рассуждению» рассчитан на учащихся 10-ого класса общеобразовательного уровня.
Так как в старших классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Место курса «Обучение сочинению-рассуждению»
Курс рассчитан на один учебный год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем - 35 часов
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
-
Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
-
Помочь учащимся преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
-
Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
-
Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
-
Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
-
Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
-
Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
-
Углубленное изучение отдельных тем курса.
-
Цели и задачи программы.
-
Теоретические: освоить знания о языке и речи(литературные нормы, виды речевой деятельности, стили русской литературной речи и т.д.)
-
Развивающие: развивать познавательные интересы, творческие способности, желание изучать русский язык
-
Практические: совершенствовать коммуникативные навыки, навыки работы с текстом (стилистический и лингвистический анализ), определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать доказательства, четко и последовательно излагать свои мысли, составлять связное высказывание по данной проблеме
-
Воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку, стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и навыков, необходимых для итоговой аттестации.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
-
Типы и стили речи;
-
Нормы русского литературного языка;
-
Виды речевой деятельности;
-
Строение текста
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
-
Писать сочинение-рассуждение
-
определять функциональные стили текста
-
Работать со смысловыми типами речи
-
Анализировать тексты различных стилей
-
Рецензировать и редактировать тексты
Основной формой организации обучения в рамках данного элективного курса являются практические занятия, в ходе которых учащиеся используют тексты различных стилей, вследствие чего знакомятся с авторами, не изучаемыми по программе, совершенствуют навыки исследовательской и проектной деятельности.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Учащиеся оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать сочинение-рассуждение.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения - рассуждения . ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).
Содержание элективного курса.
Текст как результат речевой деятельности человека.
Основные признаки текста:
-
Выраженность.
-
Отграниченность.
-
Связность
-
Цельность
-
Соотношение темы и содержания
-
Упорядоченность
-
Членимость
Читая текст,
-
Обращать внимание на все непонятные слова и выражения.
-
Вести диалог с автором текста. По ходу чтения ставить вопросы к тексту и выдвигать предположения о дальнейшем его содержании.
-
Спорить с автором текста. Выдвигать свои контрдоводы.
-
Выделять в тексте главное, найти нужную информацию, делать выписки основных идей, положений.
-
Обращать внимание на слова, употребленные в переносном значении.
Стили речи:
Научный стиль- это стиль научных сообщений. Его жанры- научная статья, учебная литература.
Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке. В рамках этого стиля оформляются различные документы.
Публицистический стиль- это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений по радио, телевидению и т.д.
Художественная речь- речь художественной литературы ( прозы и поэзии).
Типы речи:
Повествование-это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Описание- это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.
Рассуждение- это словесное доказательство, объяснение.
Композиция сочинения-рассуждения:
-
Формулировка проблемы исходного текста.
-
Комментарий к сформулированной проблеме исходного теста.
-
Отражение позиции автора исходного текста.
-
Аргументация собственного мнения по проблеме.
-
Заключение.
Речевое оформление сочинения:
-
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
-
Точность и выразительность речи
-
Перечень рекомендуемой литературы для учителя:
Основная:
-
Гендина Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (Текст). Москва, «Провещение», 2013 г.
-
Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы (Текст).- М.: Русское слово, 2013г.
-
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М.: АСТ: Астрель, 2010 г.
-
Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2012 г.
-
Н.И. Гендина. «Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (Текст). Москва, «Просвещение», 2013 год.
Дополнительная:
Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации
Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 10 классе
Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.
Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста
Перечень рекомендуемой литературы для учащихся:
Основная:
-
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М.: АСТ: Астрель, 2010 г.
-
Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2013 г.
Дополнительная:
Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации
Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.
Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста
Учебно-тематический план.
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Освоение фундаментального ядра
Дата по плану
Дата по факту
1.
Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блок С).
1
Знать: какие существуют бланки ЕГЭ.
Уметь: заполнять бланки.
02.09
2.
Что такое текст. Связь предложений в тексте.
1
Знать: что представляет собой текст.
Уметь: распознавать связь предложений в тексте.
09.09
3.
Составление теста. Задания из части А. (Блок 1)
1
Знать: как правильно составлять текст.
Уметь: работать с текстом.
16.09
4.
Стили текста: публицистический стиль.
1
Знать: что такое публицистический стиль и где он применяется.
Уметь: отличать публицистический стиль от других стилей речи.
23.09
5.
Стили текста: художественный стиль.
1
Знать: что такое художественный стиль и где он применяется.
Уметь: отличать художественный стиль от других стилей речи.
30.09
6.
Типы текста.
1
Знать: какие типы текста бывают.
Уметь: различать между собой каждый тип текста.
07.10
7.
Зачетная работа №1
1
Уметь: выполнять задания, предложенные учителем.
21.10
8.
Тема и основная мысль текста.
1
Знать: что такое тема.
Уметь: отличать тему от мысли текста.
28.10
9.
Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы).
1
Знать: что такое микротемы.
Уметь: делить текст на микротемы, выражать главную мысль.
11.11
10-11.
Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст.
2
Знать: что такое тема и микротема.
Уметь: правильно понимать суть и основную мысль исходного текста.
18.11
25.11
12.
«Расшифровка» информации текста.
1
Знать: что такое «расшифровка» текста.
Уметь: правильно выполнять «расшифровку» текста.
02.12
13-14
Роль вступления в сочинении-рассуждении.
2
Знать: для чего необходимо вступление в сочинении-рассуждении.
Уметь: правильно оформлять и писать вступление в сочинении-рассуждении.
09.12
16.12
15-16.
Роль заключения в сочинении-рассуждении.
2
Знать: для чего необходимо заключение в сочинении-рассуждении.
Уметь: правильно оформлять и писать заключение в сочинении-рассуждении.
23.12
30.12
17-18.
Формулировка основной проблемы исходного теста.
2
Знать: для чего нужна проблема исходного текста.
Уметь: выделять основную проблему исходного текста от многих незначительных проблем.
12.01
20.01
19-21.
Комментируем основную проблему текста.
3
Знать: для чего нужна проблема в исходном тексте.
Уметь: находить основную проблему и комментировать ее.
27.01
03.02
10.02
22-23.
Позиция автора и способы ее выражения.
2
Знать: что такое позиция автора и для чего она нужна.
Уметь: выражать позицию автора.
17.02
02.03
24.
Общие средства выразительности.
1
Знать: что такое средства выразительности.
Уметь: использовать средства выразительности в своей речи.
09.03
25.
Зачетная работа №2
1
Уметь: выполнять задания и применять на практике пройденный материал.
16.03
26.
Специальные средства выразительности.
1
Знать: какие специальные средства выразительности существуют в русском языке.
Уметь: использовать специальные средства выразительности в речи.
23.03
27-28
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.
2
Знать: что такое языковой анализ текста.
Уметь: определять авторскую позицию в тексте.
30.03
06.04
29.
Композиция сочинения-рассуждения. ( Логические приемы мышления).
1
Знать: что такое композиция сочинения-рассуждения.
Уметь: находить композицию сочинения-рассуждения.
14.04
30-31
Типы аргументации в изложении собственной композиции.
2
Знать: аргументы собственного изложения композиции.
Уметь: аргументировать свою точку зрения и мышления.
21.04
28.04
32
Экспертная оценка сочинения.
1
Знать: как правильно давать оценку сочинению-рассуждению.
Уметь: оценивать чужие сочинения-рассуждения.
05.05
33-34.
Написание сочинения-рассуждения.
2
Знать: как правильно писать сочинение-рассуждение.
Уметь: писать сочинение-рассуждение.
12.05
19.05
35.
Итоговая зачетная работа.
26.05