Исследовательская деятельность по литературе

Исследовательская деятельность по литературе - процесс сложный, трудоемкий, требующий особого подхода к детям, особенно имеющим ограниченные возможности здоровья. Однако именно применение на уроках литературы поисково-исследовательских форм и приемов читательской деятельности увеличивает познавательный интерес школьников, помогает ребятам раскрыться, показать свои способности, учит работать с литературой, со словом, выступать на публике, защищать свою работу перед незнакомыми людьми. Работая над...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебное исследование по литературе - это познавательный и творческий процесс, направленный на совершенствование внутреннего мира школьника, на созидательное общение с художественным словом. Наиболее продуктивным возрастным этапом для осознанной и активной учебно-исследовательской деятельности школьников является период второй половины подросткового и старшего школьного возраста (13-18 лет, 8-11 классы).

Применение на уроках литературы поисково-исследовательских форм и приемов читательской деятельности увеличивает познавательный интерес школьников к гуманитарно-литературной сфере, способствует развитию познавательных способностей и творческих навыков учащихся, следовательно, стимулирует школьников к учебно-исследовательской деятельности по литературе и другим гуманитарным предметам. Участие в такой деятельности повышает уровень и качество обучения учащихся как в базовой, так и в профильной школе.

При работе над проектами достигаются следующие цели и задачи:

  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы, проектирование долгосрочных проектов, получение точных знаний;

  • повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения; осознания значимости коллективной работы для получения результата.

Работая над проектной деятельностью в школе надомного обучения, нельзя не учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся, характер их заболеваний. Поэтому требуются постоянные консультации с психологами, школьным врачом, родителями. На основе этих консультаций учитель выстраивает свою строго индивидуальную линию работы над учебно-исследовательским проектом с учащимся. Так, при подготовке проекта в 9-м классе на тему «Тема бунта в русской и зарубежной исторической прозе XIX века» с учеником школы работа строилась следующим образом: выявление диагноза, особенностей нервной системы, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы; обсуждение и формулировка темы с учетом интересов, склонностей и возможностей учащегося; составление плана работы; еженедельные консультации и анализ собранного материала.

После выяснения диагноза были проведены консультации со школьным психологом, врачом, родителями. Вследствие этого были получены следующие рекомендации:

  • систематический контроль за состоянием, поведением учащегося;

  • строго регламентированный режим работы педагога с ребенком, т.е. время еженедельных консультаций сводилось к 15-20 минутам;

  • создание доверительных отношений. Этому способствовали общение во внеурочное время, различные классные мероприятия;

  • снижение значимости тревожащей ситуации.

В день конкурса была проведена предзащита проекта. Учащийся почувствовал себя более уверенно. Это помогло ему справиться с волнением непосредственно во время защиты проекта.

Таким образом, организация проектной деятельности (по литературе) в школе надомного обучения сводится к следующему: непосредственная работа с учащимся ведется при участии психолога и врача; в сотрудничестве с классным руководителем и родителями учащегося, а сам учитель при работе с учеником учитывает особенности его заболевания.





© 2010-2022