Урок-игра по русскому языку на тему Кто во что горазд (обобщение по фразеологии, 6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Кто во что горазд

Класс: 6.
Тип урока:
урок-игра
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Фразеология».
Задачи: образовательные (закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах), развивающие (развивать творческое мышление, активность учащихся; формировать умение работать командой; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся),
воспитательные (способствовать воспитанию любви к родному языку, к устойчивым оборотам речи).
Оборудование: лист для жюри, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний: Как вы понимаете смысл темы урока? Что это за фраза? Что такое фразеологизм? Для чего фразеологизмы нужны в нашей речи? Почему это неделимые единицы языка? В каких стилях речи употребляются?

Сегодня мы будем играть командами, а победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов в течение всей игры и покажет лучшие знания по теме. Разделить класс на 3 равноценные команды.

3. Проведение игры

А) Придумайте название команде, употребив при этом фразеологизм, выберите капитана, объясните письменно в своих тетрадях название. (1 балл)

Б) Объясните устно название команды-соперницы (совещаются, и отвечает капитан) 1 балл.

В) Один от команды изображает на доске фразеологизм так, чтобы угадала своя команда. Если нет ответа команды, то право ответа получают другие команды, также получая при правильном ответе баллы. (2 балла)

1 - развесить уши, 2 - держать язык за зубами, 3 - завилять хвостом.

Г) Инсценируйте фразеологизм так, чтобы угадали другие команды (3 балла)

1 - пускать пыль в глаза, 2 - заблудиться в трех соснах, 3 - держать себя в руках.

Д) Вспомните и запишите фразеологизмы с одним общим словом - УХО (УШИ). Команды называют по очереди, за каждый ответ по 1 баллу.

Е) Подобрать антонимичный фразеологизм, а рядом составить словосочетание с прямым значением (например: открыть счет - закрыть счет - закрыть книгу) (по 1 баллу за фр-зм и прямое значение в каждом случае)

Приносить пользу - наносить вред - наносить макияж

Не давать покоя - оставить в покое - оставить у двери

Одержать победу - потерпеть поражение - потерпеть боль

Взяться за оружие - сложить оружие - сложить бумагу

Нарушить слово - сдержать слово - сдержать коня

Потерять сознание - прийти в чувство - прийти к дому

Ж) Объяснить рисунки-фразеологизмы (по 2 балла за угаданный и объясненный фразеологизм)

1 - на нем лица нет, заметать следы; 2 - съел пуд соли, обливаться горькими слезами; 3 - тяжелая рука, искать днем с огнем

З) Конкурс капитанов. По очереди называют любые фразеологизмы. Кто первый остановится - проиграл. Победившая команда получает 3 балла, другие - по убывающей 2 и 1.

И) Составить связный текст, употребив как можно больше фразеологизмов. ( За каждый употребленный уместно фразеологизм по 1 баллу)

К) За 2 минуты вспомнить фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного или птицы (за каждый по 1 баллу)

Л) Отгадайте фразеологические загадки (каждой команде по 2, за правильный ответ 1 балл)

1- его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его суют везде, вмешиваясь не в свое дело (НОС)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают любопытные (УШИ)

2 - он в голове у легкомысленного; его советуют искать в поле; на него бросают деньги (ВЕТЕР)

Ее заваривают, а потом расхлебывают; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь (КАША)

3 - ее толкут в ступе или носят в решете; ее набирают в рот молчуны; ею нельзя разлить друзей (ВОДА)

Его проглатывают, не желая говорить; он бывает хорошо подвешен; его держат за зубами (ЯЗЫК)

М) Отгадайте, у представителей каких профессий появились эти фразеологизмы и объясните их. (по 1 баллу)

Стричь под одну гребенку, сгущать краски, ход конем, открывать Америку, попасть в ловушку, через час по чайной ложке, играть первую скрипку, закидывать удочки, во всю прыть, брать на прицел, черепашьим шагом.

Н) Замените фразеологизмом (по 1 баллу):

Очень беречь - как зеницу ока, очень любить - души не чаять, очень ругать - на чем свет стоит, очень краснеть - залиться краской, очень бежать - во все лопатки, очень медленно - как муха сонная, очень много - как сельди в бочке, очень рано - ни свет ни заря.

4. Подведение итогов, награждение победителей дипломами 1, 2, 3 степени, выставление оценок.

5. Обобщение Фразеология - чрезвычайно важный раздел лингвистики, благодаря фразеологизмам, мы обогащаем нашу речь, делаем ее ярче, образнее. Умение уместно применить фразеологизм характеризует наши умения обращаться с языком и выявляет степень владения речью.

6. Итог урока и домашнее задание: творческое - нарисуйте на альбомном листе фразеологизм и на обороте листа дайте ему толкование.

© 2010-2022