- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока ««Мягкий знак после шипящих на конце наречий». 7 кл
Конспект урока ««Мягкий знак после шипящих на конце наречий». 7 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рассадникова Н.Н. |
Дата | 15.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Цели: 1) познакомить уч-ся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий и учиться применять его на практике;
2) закрепить навык правописания мягкого знака после шипящих в других частях речи;
3) создать условия для обогащения словарного запаса речи;
4) формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать;
5) воспитывать бережное и внимательное отношение к слову;
6) формирование любви к своему языку, к природе.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 7 класса под редакцией М.Т.Баранова, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, словарь В.И.Даля, карточки с текстами, картинки (пазлы).
Ход урока.
-
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада с вами познакомиться, меня зовут Надежда Николаевна! Мило друг другу улыбнулись и сели.
-
Мобилизующий этап.
-Сегодня мы продолжим работать над частью речью, которую уже начали изучать. Как она называется? (НАРЕЧИЕ.)
-А знаете ли вы, как называют её учёные по-другому?
-Известно ли вам, как произошёл термин «наречие»? СЛАЙД №1.
3. Повторение о наречии.
- Что же такое наречие? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте поработаем с текстом. Я прочту его, а вы внимательно послушайте.
(Тихо звучит музыка, я читаю текст.) Слайд №2.
-Какие чувства вызвал у вас этот текст? (Чувство прекрасного, одухотворённости, красоты вокруг нас.)
-О чём же говорится в тексте? (О музыке природы; как музыка природы появляется в жизни человека.)
-А теперь определите основную мысль. (Автор создал этот текст для того, чтобы показать, как человек, слыша и чувствуя природу, старается это донести до других людей.)
-Есть ли в этом тексте наречия?
- В тетрадях запишите дату, оставьте строчку для темы урока и выпишите из данного текста наречия. (РАВНОМЕРНО, ИЗДАВНА, ПОСТЕПЕННО, НЕЖНО, ПЕВУЧЕ, ПРОЗРАЧНО, ТРЕПЕТНО, МУЖЕСТВЕННО, ПРИЗЫВНО, ЯРОСТНО, ГОРЯЧО, ПО-НОВОМУ, БОЛЕЕ ОДУХОТВОРЁННО, СВЕТЛО, ТАК ЖЕ, ПРОЧЬ, НАСТЕЖЬ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ).
-Так что же такое наречие? (ПРАВИЛО).
-А какую роль играют наречия в тексте? (НАРЕЧИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЯ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, ПРИДАЮТ ИМ ТОЧНОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, «ЖИВОПИСУЕТ» ГЛАГОЛ.)
4. Новая тема.
-А какие наречия вызвали затруднение при написании? (ПРОЧЬ, НАСТЕЖЬ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ). Вот о правописании таких наречий мы и будем говорить сегодня на уроке.
-Запишем тему урока в тетрадях.
-Мы с вами должны познакомиться с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий и учиться применять его на практике.
-По ходу урока мы будем собирать картинку из пазлов, после каждого выполненного задания нужно открыть одну часть.
Мы с вами выполнили одно задание, давайте откроем один пазл.
-Как бы вы написали наречия ПРОЧЬ, НАСТЕЖЬ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ?
-А теперь ваши предположения сравним с правилом. СЛАЙД № 3.
(ПОВТОРЯЮТ ПРАВИЛО 2-3 ЧЕЛОВЕКА)
-Молодцы! Справились ещё с одним заданием. Откроем ещё пазл.
5. Закрепительные упражнения.
1. Распределительный диктант.
-Мы с вами знаем, что другие части речи тоже могут писаться с мягким знаком после шипящих или без него на конце слова. (2 человека у доски, остальные в тетради)
-Записываем слова в две колонки. В 1-ой-слова с «ь», а во 2-ой- без «ь».
ГРАЧ, ДРОЖЬ, БЕЖИШЬ, ТИШЬ, ПРЯЧЬСЯ, ОКОЛО РОЩ, ПОЛНОЧЬ, УДИВЛЯЕШЬСЯ, НАМАЖЬТЕ, ХОРОШ, ПЛАЩ, УЧИЛИЩ, ВСКАЧЬ, НАОТМАШЬ, ЗАМУЖ.
-Когда в разных частях речи пишется «ь», а когда нет?
-Какое правило применили при написании 3-ёх последних слов? Подобное задание выполните вы дома по учебнику на стр. 120 № 265.
-Мы справились с третьим заданием, откроем ещё одну часть картины.
-А теперь мы чуть-чуть отдохнём. ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД №4,5.
2.-Возвращаемся к наречиям. №263 по учебнику.
-Справились с заданием, откроем пазл.
3.Лексическая работа.
-А вы знаете, что обозначают наречия НАОТМАШЬ, НАВЗНИЧЬ?
- А вот правильный и точный ответ на вопрос, т.к. его даёт авторитетный человек-знаток русского языка В.И.Даль. СЛАЙД № 6, 7.
-Составим с этими словами-наречиями словосочетания и запишем в тетради.
Молодцы! Ещё одно задание позади. Откроем пазл.
4. Работа со стихотворением. СЛАЙД №8.
-Прочитайте и восстановите текст, пользуясь вопросами-подсказками.
-Какие части речи пропущены?
-Как напишем наречие «УЖ »?
-О чём говорится в стихотворении?
-Как мы должны относиться к природе?
-Справились с последним заданием. У всех ли получилась целостная картина? МОЛОДЦЫ!
6. Рефлексия.
-Чему научились мы с вами на сегодняшнем уроке?
-Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. Удачи!