Конспект урока ««Мягкий знак после шипящих на конце наречий». 7 кл

Данная разработка урока предназначена для 7 класса по теме «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Учащиеся знакомятся с понятием «наречие», его происхождением, на уроке работают с текстом, выясняют роль этой части речи в тексте. Акцент делается на наречия с «ь» на конце, рассматриваем, как они пишутся, и приходим к выводу, к правилу. В ходе урока повторяются и другие правила, касающиеся написания мягкого знака после шипящих. Учащиеся знакомятся с происхождение слов-наречий «наотмашь» и «н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Цели: 1) познакомить уч-ся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий и учиться применять его на практике;

2) закрепить навык правописания мягкого знака после шипящих в других частях речи;

3) создать условия для обогащения словарного запаса речи;

4) формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать;

5) воспитывать бережное и внимательное отношение к слову;

6) формирование любви к своему языку, к природе.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 7 класса под редакцией М.Т.Баранова, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, словарь В.И.Даля, карточки с текстами, картинки (пазлы).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада с вами познакомиться, меня зовут Надежда Николаевна! Мило друг другу улыбнулись и сели.

  1. Мобилизующий этап.

-Сегодня мы продолжим работать над частью речью, которую уже начали изучать. Как она называется? (НАРЕЧИЕ.)

-А знаете ли вы, как называют её учёные по-другому?

-Известно ли вам, как произошёл термин «наречие»? СЛАЙД №1.

3. Повторение о наречии.

- Что же такое наречие? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте поработаем с текстом. Я прочту его, а вы внимательно послушайте.

(Тихо звучит музыка, я читаю текст.) Слайд №2.

-Какие чувства вызвал у вас этот текст? (Чувство прекрасного, одухотворённости, красоты вокруг нас.)

-О чём же говорится в тексте? (О музыке природы; как музыка природы появляется в жизни человека.)

-А теперь определите основную мысль. (Автор создал этот текст для того, чтобы показать, как человек, слыша и чувствуя природу, старается это донести до других людей.)

-Есть ли в этом тексте наречия?

- В тетрадях запишите дату, оставьте строчку для темы урока и выпишите из данного текста наречия. (РАВНОМЕРНО, ИЗДАВНА, ПОСТЕПЕННО, НЕЖНО, ПЕВУЧЕ, ПРОЗРАЧНО, ТРЕПЕТНО, МУЖЕСТВЕННО, ПРИЗЫВНО, ЯРОСТНО, ГОРЯЧО, ПО-НОВОМУ, БОЛЕЕ ОДУХОТВОРЁННО, СВЕТЛО, ТАК ЖЕ, ПРОЧЬ, НАСТЕЖЬ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ).

-Так что же такое наречие? (ПРАВИЛО).

-А какую роль играют наречия в тексте? (НАРЕЧИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЯ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, ПРИДАЮТ ИМ ТОЧНОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, «ЖИВОПИСУЕТ» ГЛАГОЛ.)

4. Новая тема.

-А какие наречия вызвали затруднение при написании? (ПРОЧЬ, НАСТЕЖЬ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ). Вот о правописании таких наречий мы и будем говорить сегодня на уроке.

-Запишем тему урока в тетрадях.

-Мы с вами должны познакомиться с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий и учиться применять его на практике.

-По ходу урока мы будем собирать картинку из пазлов, после каждого выполненного задания нужно открыть одну часть.

Мы с вами выполнили одно задание, давайте откроем один пазл.

-Как бы вы написали наречия ПРОЧЬ, НАСТЕЖЬ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ?

-А теперь ваши предположения сравним с правилом. СЛАЙД № 3.

(ПОВТОРЯЮТ ПРАВИЛО 2-3 ЧЕЛОВЕКА)

-Молодцы! Справились ещё с одним заданием. Откроем ещё пазл.

5. Закрепительные упражнения.

1. Распределительный диктант.

-Мы с вами знаем, что другие части речи тоже могут писаться с мягким знаком после шипящих или без него на конце слова. (2 человека у доски, остальные в тетради)

-Записываем слова в две колонки. В 1-ой-слова с «ь», а во 2-ой- без «ь».

ГРАЧ, ДРОЖЬ, БЕЖИШЬ, ТИШЬ, ПРЯЧЬСЯ, ОКОЛО РОЩ, ПОЛНОЧЬ, УДИВЛЯЕШЬСЯ, НАМАЖЬТЕ, ХОРОШ, ПЛАЩ, УЧИЛИЩ, ВСКАЧЬ, НАОТМАШЬ, ЗАМУЖ.

-Когда в разных частях речи пишется «ь», а когда нет?

-Какое правило применили при написании 3-ёх последних слов? Подобное задание выполните вы дома по учебнику на стр. 120 № 265.

-Мы справились с третьим заданием, откроем ещё одну часть картины.

-А теперь мы чуть-чуть отдохнём. ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД №4,5.

2.-Возвращаемся к наречиям. №263 по учебнику.

-Справились с заданием, откроем пазл.

3.Лексическая работа.

-А вы знаете, что обозначают наречия НАОТМАШЬ, НАВЗНИЧЬ?

- А вот правильный и точный ответ на вопрос, т.к. его даёт авторитетный человек-знаток русского языка В.И.Даль. СЛАЙД № 6, 7.

-Составим с этими словами-наречиями словосочетания и запишем в тетради.

Молодцы! Ещё одно задание позади. Откроем пазл.

4. Работа со стихотворением. СЛАЙД №8.

-Прочитайте и восстановите текст, пользуясь вопросами-подсказками.

-Какие части речи пропущены?

-Как напишем наречие «УЖ »?

-О чём говорится в стихотворении?

-Как мы должны относиться к природе?

-Справились с последним заданием. У всех ли получилась целостная картина? МОЛОДЦЫ!

6. Рефлексия.

-Чему научились мы с вами на сегодняшнем уроке?

-Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. Удачи!

© 2010-2022