ВЫСТУПЛЕНИЕ Становление нравственности на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Становление нравственности

на уроках литературы

(Слайд 1)

Мне кажется, что проблема «Становление нравственности на уроках литературы» является одной из самых актуальных.

Само прикосновение к русской классике, основанной на идеалах добра, правды, духовной красоты, даёт больше в воспитании школьников, чем бесконечные беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо.

(Слайд 2)

Не секрет, что читают сегодняшние ученики мало. Телевизор и компьютер потеснили писателей и поэтов, но совершенно не решили проблем, стоящих перед подростком. Он так же одинок, беззащитен перед жизнью, лишён понимания и семейного тепла. Вот тут-то и должна прийти на помощь ребёнку книга, помочь, как говорил В. П. Астафьев, умело, ненавязчиво, сердечно.

Поэтому литературу я рассматриваю, прежде всего, как искусство слова, способное задеть живые струны сердца подростка, защитить юную душу от жестокости и равнодушия сегодняшнего общества.

Слайд 3.

Как же сделать изучение литературы в школе интересным для детей? Как пробудить на уроке «чувства добрые»? Дети живут в обществе с размытыми границами между добром и злом, порядочностью и бесчестием, дозволенным и недопустимым. Массовая культура навязывает потребительские установки, стремление к комфорту и удобству, девальвируя такие ценности, как порядочность, трудолюбие, любовь, семья. Читая на уроке стихотворения А. С. Пушкина, я должна объяснить ученикам, что такое «праздность», «целомудрие», «смирение». Смысл этих слов неясен детям, ведь эти понятия ушли из речи современников.

Слайд 4.

Таким образом, одно из следствий духовных недугов общества - несформированность духовно-нравственного стержня личности ребёнка, В образовании должна быть нравственная составляющая, о чём ещё Кант сказал: «Человек… должен воспитываться для добра».

В такой ситуации роль учителя литературы становится исключительной, важной, особенной - ведь он преследует цель сохранения духовной культуры нации.

Формировать у ребят литературный вкус, давать верную оценку героям, их поступкам, а самое главное - учить внимательно и вдумчиво читать и анализировать прочитанное произведение - именно такие задачи призван решить личностно - ориентированный урок литературы.

(Слайд 5)

Литература - это особый предмет, познать который невозможно, не увидев, не почувствовав, не услышав.

На уроках литературы я стараюсь не просто говорить о нравственности, а через переживание ситуации помочь детям усвоить принципы добра, справедливости, душевной чистоты. В этом помогают следующие виды заданий: рассказ о себе от лица литературных героев (В. Дубровского, Тараса Бульбы), написание дневника Е. Базарова, П. Гринёва и др. При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» предлагаю учащимся написать от имени пленника письмо домой.

Работа над произведениями проводится в виде обсуждения, размышления над прочитанным, и акцент делается на нравственные проблемы. Например, при изучении баллады "Кубок" В. А. Жуковского говорим о благородстве и жестокости героев произведения; изучая сказку "Чёрная курица" А. Погорельского, останавливаемся на проблеме нравственного выбора Алёши; анализируя рассказ "Муму" И.С Тургенева, приходим к разговору о протесте Герасима против самодурства и рабства.

Многие считают, что современным детям сейчас так не хватает доброты и милосердия, но я с этим не совсем согласна. Слёзы на глазах учеников, искренние переживания вызвала сцена смерти Маруси из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», гибель собачки Муму из одноимённого произведения И. С. Тургенева.

Уметь сопереживать и радоваться успехам своих товарищей, достойно переносить неудачи, - вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться.

Слайд 6

Особое значение в привитии духовно-нравственных ценностей на уроках литературы имеют литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где надо уметь быстро отличить истинное от ложного, дают возможность аргументировать своё мнение, показывают, что большинство проблем имеют многозначное решение, позволяют в непринуждённой обстановке рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Особенно запомнились ребятам диспуты по рассказам о любви А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина, дискуссия на тему «В какой семье -Ростовых или Болконских - вы хотели бы родиться»?

(Слайд 7)

В 6-8 классах обращаемся к духовной литературе, совместно с учащимися приходим к выводу, что главным достоинством произведений древнерусской литературы является сильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература ценна и актуальна и в наши дни.

Таким образом, в программных произведениях: «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Александра Невского», «Поучение Владимира Мономаха», учащиеся видят не столько интересную историю, где сказка переплетается с былью, сколько глубокую нравственную основу.

(Слайд 8)

Программные произведения помогают глубже понять историческое прошлое, познакомиться с историческими личностями.

И здесь неоценимую помощь оказывают метапредметные уроки, помогающие увидеть взаимосвязь литературы и истории. С этой целью в сотрудничестве с учителем истории Червяковой Л. В. мы провели открытый интегрированный урок-путешествие в 5 классе «…И клятву верности сдержали…» по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Ребятам было интересно совершить виртуальное путешествие на Бородинское поле 1812 года. Живой отклик в сердцах детей вызвали картины знаменитого сражения, школьников поразили стойкость и мужество русских солдат, готовых умереть за Родину.

(Слайд 9)

Одна из важнейших сторон нравственного воспитания - формирование любви к родной природе посредством работы с художественным словом. Стихи С. Есенина, И. Бунина, А. Блока, К. Бальмонта и других поэтов обращены к нашему сердцу. Поэты обращаются к читателю: «Остановись, вглядись, ты - человек, частица природы, тебе необходимо видеть огненные закаты и рассветы, а лунная дорожка на реке и звёздная дымка в небе не только скрасят твой мир, но и дадут силы для преодоления трудностей».

(Слайд 10)

Личность писателя тесно связана с его творчеством. Знание биографии писателя помогает глубже понять нравственную основу его произведения. Здесь немаловажную роль играет посещение музеев.

Подробный рассказ о жизни писателя или поэта, знакомство с музейными экспонатами, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.

С учениками 8 класса мы побывали в государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. С. Пушкина в с. Болдино, в государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы».

Эти поездки оставили неизгладимое впечатление.

Слайд 11

Также при знакомстве с жизнью писателя часто провожу уроки-путешествия, виртуальные экскурсии, такие как «Ясная Поляна в жизни Л. Н. Толстого», «Страницы биографии Н. В. Гоголя».

Продумывая план таких уроков, обращаю внимание на следующие воспитательные моменты: так как сеть Интернет наводнена негативными сведениями о личной жизни писателей, отбираю положительную, проверенную информацию, благоприятно воздействующую на восприятие школьниками личности того или иного автора.

По изучаемым произведениям стараюсь организовать просмотр кинофильмов, среди них «Тарас Бульба», «Алые паруса», «Война и мир», «Ревизор». Но хочу подчеркнуть, что это не замена чтению, а лишь дополнение к полученным знаниям, впечатлениям от прочитанного. Ученикам интересно сравнивать содержание книги с увиденным на экране, и они бурно обсуждают, что удалось режиссеру при постановке фильма, а над чем следует ещё поработать.

(Слайд 12)

Литература, как никакой другой предмет, требует наиболее полного использования всех выразительных средств, вплоть до слияния литературы и театра непосредственно на уроке. Одним из эффективных путей осуществления такого сочетания является театрализованная игра, которая повышает эмоциональную и интеллектуальную активность учащихся, наиболее полно позволяет выявить творческие способности, помогает глубже прочувствовать увиденный эпизод. Здесь не так важны костюмы, декорации, различные театральные атрибуты, главное - заинтересованность детей, эмоциональный настрой.

На уроке-игре «Прогулка по «Крыловскому зоосаду» ученики 5класса с удовольствием инсценировали басни И. А. Крылова. Шестиклассники на уроке-литературной игре по произведению А. С. Пушкина «Дубровский» вдохновенно предстали в образах Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. В 7 классе при изучении поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…» ребятам удалось войти в роли купца Калашникова и его жены Алёны Дмитриевны.

(Слайд 13)

Литературное творчество учащихся - это попытка выразить себя в слове, образе. «От маленького писателя к большому читателю - в этом цель детского литературного творчества», - утверждает М.А. Рыбникова.

С целью развития творческих способностей учащихся я провожу уроки под названием «Поэтическая мастерская», где ребята с удовольствием составляют буриме, синквейны, пробуют писать стихи, придумывают сказки по заданному началу или дают своё завершение произведения, размышляя над дальнейшей судьбой героя, например Валека из повести «В дурном обществе», В. Дубровского из романа «Дубровский».

(Слайд 14)

Воспитать у детей художественную наблюдательность, внимательное чтение помогают детские иллюстрации к прочитанным произведениям. Данный методический приём я использую в 5-6, иногда в 7 классе, ведь ученику на первых ступенях литературного образования легче выразить переживание не в слове, а в рисунке.

Ощущение радости, маленького праздника дарят интеллектуальные игры, кроссворды, викторины по литературным произведениям.

Работа над художественным словом продолжается и после урока.

Слайд 15

С интересом дети участвуют в конкурсе на лучшее чтение стихов и прозы.

Слайд 16

Учащиеся ведут читательские дневники, вкладывая частичку своей души; ведь такая работа требует искренности, умения анализировать поступки героев, разбираться в своих чувствах.

Слайд 17

Ученица 8 класса Четайкина Наталья пробует себя в прозе. Удивляет серьёзность тем, которые волнуют её. С болью в душе она пишет о жестокости, несправедливости современного мира и ищет пути разрешения этих проблем.

(Слайд 18)

Значительное место в моей работе занимают внеклассные мероприятия. Я стремлюсь к тому, чтобы ни одно из них не прошло для ребёнка бесследно, каждое затронуло его сердце, дало возможность прикоснуться к миру прекрасного.

Ярким событием в жизни школьников стала литературная игра по полюбившемуся произведению А. С. Пушкина «Дубровский», литературный праздник «В мире поэзии М. Ю. Лермонтова»

(Слайд 19)

Воспитание патриотизма, любви к Родине занимает в системе нравственного и духовного воспитания одно из главных мест. Пример тому - литературно-музыкальная композиция «Детство, опалённое войной».

С болью в сердце школьники слушали стихи о детях, умирающих с голоду в блокадном Ленинграде, в лагерях Освенцима и Бухенвальда, плачущих над погибшими родителями.

Картины мужества, стойкости и героизма мальчишек и девчонок, вставших на защиту страны, гордость за подвиги маленьких защитников Отечества не могли оставить равнодушными ни одного человека в зале.

С особым вниманием дети слушали воспоминания ветеранов о своём военном детстве, а также рассказывали о своих родственниках - участниках войны.

(Слайд 20)

Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира.

(Слайд 21)

И здесь нельзя переоценить роль книги.

Перед современным учителем-словесником особенно остро стоит вопрос: как привить любовь к чтению, как сделать книгу верным спутником жизни, как воспитать умного, проницательного читателя?

В 5-7 классах я предложила школьникам работу над проектом «Посоветуй другу книгу». Дети, рассказывая о своих любимых произведениях, с живым интересом слушали друг друга. Собственными силами организовали выставку книг. Сколько добрых, тёплых, искренних слов было высказано в адрес книги! Думаю что цель данной проектной работы - повысить читательский интерес - была достигнута.

(Слайд 22)

Литература напрямую, конечно же, не решает никаких жизненных проблем, но она как искусство слова влияет на человека. И если после встречи с умной книгой, после хорошего урока ученик стал чуточку лучше, значит, и мир вокруг него стал немного добрее.

И современный учитель должен «напоить» душу ребёнка целительным бальзамом красоты, добра, открыть глаза на чарующий, гармоничный мир прекрасного.


© 2010-2022