Литературно-музыкальная композиция по теме «Мама-святое слово»

"Описание материала: "Литературно-музыкальная композиция по теме «Мама-святое слово» направлено на воспитание любви к матери и уважению к людям старшего поколения. "В ходе мероприятия анализируются лирические и прозаические произведения о матери (Есенин «Письмо матери», Алексевич «Цинковые мальчики», Паустовский «Телеграмма», С.Островой «Есть в природе знак святой и гордый», Д. Кедрин «Сердце матери», М.Джалиль «Праздник матерей») , демострируются видеоклипы «Зажгите свечи» о матерях, потерявших...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 5-11 классов

«Мама - святое слово».

Цель: доказать, что самый главный человек на земле - это МАМА.

Оборудование : интерактивная доска, гитара.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы на нашем мероприятии затронем одну из очень важных духовно-нравственных тем - тему , которая волнует любого человека, и маленького , и взрослого, и даже старого - МАМА. Именно учащихся все возрастов собрали мы сегодня, чтобы в очередной раз доказать, что Мама - это самый родной человек на Земле. Это человек, который подарил нам жизнь, научил первым словам, пустил в большую и весьма сложную жизнь. Как все начиналось….

  2. Притча о маме (видеоролик).

  3. Первый ученик.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках:

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая возвышенная мать.

Свет любви ее издревле завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

2 ведущий. Все на свете мерится следами,

Сколько бы ни вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина - судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках! (С.Островой)



  1. Слово учителя. Милые матери. Вы солнце, которое своим теплом согревает детей, вы свет, который освещает детям путь, вы радость , которой переполнены души детей. Но, к великому сожалению, не всегда дети любят матерей, заботятся о них, понимают их.

  2. Второй ученик. Д. Кедрин "Сердце Матери".

Дивчину пытает казак у плетня:

-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!-

Дивчина в ответ, заплетая косу:

-Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт,

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!-

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце её на цветном рушнике

Кохане приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: "Не ушибся, сынок?"



  1. Слово учителя. Хочется заметить, что есть женщины, имеющие детей, но, которые одиноки. Они ждут весточки от своей кровинушки, ждут с ними встречи, но ….

  2. Третий ученик.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

"Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз

Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать - старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари.

А теперь разъехались, уплыли.

Вот поди же, всех собери".

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

"Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!"

Из Одессы, Таллинна, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады

Тягостны бессонницы ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм! (А.Дементьев)


  1. Рассказ Паустовского «Телеграмма».


  1. Слово учителя. Мать и война…Что может быть противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую. Война 1941-1945 унесла жизни миллионов солдат, но сколько матерей потеряли своих дочерей и сыновей.

Инсценировка стихотворения М. Джалиля "Праздник Матери":

- Как вольных птиц над степью на рассвете,

Трех сыновей пустила я в полет.

Как матери, как близкой, мне ответьте,

Как женщине, что слезы льет:

Где сыновья мои? В душе тревога,

Мать хочет знать, на то она и мать:

Какая детям суждена дорога?

Победы или смерти ждать?

Летит под облаками голубь с юга,

Он к матери садится на порог.

- Ты видел их? Прошу тебя, как друга,

Подай мне весть, мой голубок!

Где старший мой? Где сердца утешенье;

Он жив ли? Помощь надобна ль ему?

-О мать, крепись: твой старший пал в сраженье,

Твой старший сын погиб в Крыму.

Застыла мать, какая боль во взоре!

Как ей излить в слезах печаль свою!

И голову посеребрило горе

По сыну, павшему в бою.

- Как вольных птиц над степью на рассвете,

Отправила в полет я трех детей.

Как матери, как близкой, мне ответьте, -

Измучавшись, я жду вестей.

Мой старший не пришел, он гибель встретил,

Он пал в бою, очей родимых свет,

Быть может, средний жив? Быть может, ветер

Принес мне от него привет?

Шумит, играет ветер на пороге,

О чем он шепчет матери седой?

- Скажи мне, ветер, на твоей дороге

Мой средний встретился с тобой?

- О мать, крепись, в сраженье пал твой средний,

Для матери не смог себя сберечь.

Пока не смолк в груди удар последний,

Держал в руке алмазный меч.

В беспамятстве упала мать седая,

Не выдержало сердце, а слеза

Катилась за слезой, не высыхая,

Ослепли старые глаза.

- Как вольных птиц над степью на рассвете,

Трех сыновей пустила я летать.

Как женщине, как близкой, мне ответьте,

Не то сгорит от горя мать.


  1. Слово учителя. Странно, что молодые парни умирают и в мирное время. Явное этому доказательство - афганская война. Нет ничего страшнее, как увидеть сына в цинковом гробу. Разве для этого матери рожали своих детей, лелеяли их , растили, берегли, чтобы потом бандитская пуля унесла жизни их кровиночки. (Стихотворение «Я сына родила не для войны»).

  2. Ходит девушка в черном одеянии и читает монолог Алексиевич С.А. «Цинковые мальчики».


  1. Клип «Зажгите свечи».


  1. Слово учителя. Но вернемся в мирное время, и подумаем о тех, кто жив, кто любит своих мам и детей, кто вместе очень счастлив.



  1. Ученики читают стихотворение.

Первый ученик.

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Второй ученик.


Кто лелеял моих кукол,
Шил веселые одежки,
Помогал мне их баюкать,
И играл со мной в игрушки?
- Мамочка моя!

Кто советом помогал мне,
Когда падаешь и больно,
И слезинки утирал мне,
Говорил: "Не плачь, довольно..."?
- Мамочка моя!

Кто читал мне на ночь сказки,
Чуть склоняясь надо мною,
(И я закрывала глазки,
И мне было так спокойно)?
- Мамочка моя!

Кто нес меня в кроватку,
Желал спокойной ночи,
Шептал мне нежно, сладко:
"Спи скорее, дочка!"?
- Мамочка моя!

Кто на свете самый чуткий,
Не сыскать ей лучшей славы,
Самый добрый, самый мудрый?
- Ну, конечно, моя мама!

14.Песня о маме.



© 2010-2022