Компьютерная презентация на уроках русского языка как способ обобщения знаний учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Миронова Светлана Борисовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ «Красносельской СОШ»

Арзамасского района

Компьютерная презентация на уроках русского языка

как способ

обобщения знаний учащихся

«Если умело и гибко соединять желание ребёнка узнавать с уверенностью, что он может постичь то, что интересно, появится и сохранится на многие годы непрерывное познавательное движение. Оно возможно, когда вместе с объёмом знаний школа смогла дать и действенный импульс к этому движению», - утверждал Евгений Николаевич Ильин, подчёркивая необходимость заинтересовать школьника процессом обучения.

Особенно низка познавательная мотивация учащихся на уроках систематизации и обобщения знаний. Связано это, прежде всего, с тем, что ребятам необходимо активизировать большой объём изученного материала, ликвидировать обнаруженные пробелы в осознании, осмыслении, применении на практике полученных знаний.

Цель же учителя - подготовить школьников к уроку контроля знаний. Поэтому, планируя материал, словесник выбирает формы работы, позволяющие повторить основные темы, акцентировать внимание ребят на трудных случаях, предупредить частотные ошибки. Но работа не должна представлять собой механическое повторение ранее изученного. Поэтому наряду с традиционными методами обучения целесообразно использовать на уроках обобщения проектную деятельность учащихся как способ повышения уровня обученности и одновременно развития творческих способностей ребят. В основе проектной деятельности лежит идея повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельной работы

над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление.

Научить искать нужную информацию, вычленять и усваивать необходимые знания из информационного поля, совершенствовать способность и готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации - основные задачи проектной деятельности.

Очень часто результатом проектной деятельности становится компьютерная презентация. Причём учащимся среднего звена особенно хорошо удаются тематические презентации. Так учащиеся 7 класса, обобщая знания по орфографии, составили презентацию на тему: «Правописание суффиксов». Ребята собрали из различных учебных, электронных пособий материал, изученный за 3 года (5, 6, 7 кл.), проиллюстрировали его примерами, классифицировали по частям речи. Получилось подробное наглядное пособие по орфографии.

Работая над этим проектом, ребята учились самостоятельно анализировать смешанные языковые явления, систематизировать их, переносить усвоенные ранее знания и умения в непривычную ситуацию, видеть новую функцию объекта, осознавать взаимосвязь единиц языка, его закономерности. Кроме того, школьники с раннего возраста учатся общаться с техникой, овладевают культурой отношений «человек-машина».

Старшеклассники, имеющие более богатый опыт работы с лингвистическими явлениями, составляют компьютерные презентации по итоговым темам. Работая над проектом «Именные части речи. Всё ли мы о них знаем?», одна из групп десятиклассников составила презентацию имени существительного. На слайдах ребята разместили материал, следуя принципу «от простого к более сложному». Теоретические сведения иллюстрировали примерами из письменных работ своих одноклассников. Обобщая знания о существительных, ребята показали образец морфологического разбора слов этой части речи, составили таблицу на тему «Образование имён существительных», а также тесты.

Чтобы подготовить эту презентацию, ребятам нужно было не только активизировать знания определенных теоретических сведений об именных частях речи, но и изучить дополнительные источники информации, позволяющие раскрыть тему глубоко и разносторонне, подготовить дидактический раздаточный материал (таблицы, тексты, карточки) для одноклассников, закрепляющий полученные знания. Перевод подготовленного материала на машинный язык развивает интегрированные навыки учащихся.

Подготовка компьютерной презентации может осуществляться как группой ребят, так и индивидуально, что позволяет реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

Использование на занятиях компьютерной презентации как способа обобщения знаний учащихся имеет ряд преимуществ перед традиционным уроком. Ребята имеют возможность проявить себя, свои способности, приложить свои знания, принести пользу, публично показав результат своей деятельности. Это возможность для учащихся сделать что-то интересное самостоятельно, без постоянного руководства учителя.

В процессе разработки презентации ребята не только прочно закрепляют знания по определённой теме или разделу, но и совершенствуют орфографические, пунктуационные, грамматические умения и навыки. Учащиеся детально продумывают и форму презентации, так как её наглядность, красочность повышает интерес ребят к изложенному материалу. Конечно, младшие школьники используют, в основном, текстовые формы презентации, добавляя только различные визуальные эффекты, заложенные в программу компьютера. Старшеклассники иллюстрируют тезисы рисунками, опорными схемами, диаграммами, проблемными вопросами и заданиями с последующими ответами, а также смешными смайликами, забавными картинками.

Выбранный способ презентации опирается на уже сформированные речевые и учебные умения или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. Как бы разнообразен не был конечный результат работы, общим является то, что нужно одномоментно представить своё видение темы, проблемы проекта во всём многообразии смысловых связей, то есть сжать огромный объём знаний до обобщающей таблицы, схемы и т.д.

Презентуя результаты своей деятельности, учащиеся не только составляют разные виды текста, но и демонстрируют умение вести диалог, дискуссию: анализировать и оценивать чужую речь, задавать вопросы разных типов, группировать выводы и суждения, соблюдать этические нормы и правила.

В процессе презентации реализуется основной принцип коммуникативной компетентности - все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо) взаимосвязаны, подкрепляя друг друга.

Работа над компьютерной презентацией заставляет ребят быть более ответственными, активными, способствует формированию умения не получать, а приобретать, добывать знания, что повышает учебную мотивацию школьников.

Неподдельный интерес ребят к предмету изменяет и позицию учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников, а урок русского языка - в неформальное, живое дело.

Отмечая несомненные преимущества использования компьютерных технологий, следует заметить, что в преподавании русскому языку они всё же остаются не главным средством обучения, так как сужают область коммуникации. Компьютер лишь дополняет привычные дидактические средства в процессе традиционно проводимого урока.







Список литературы.

  1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Москва, 2003г

  2. Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения. «Русский язык в школе» № 1,2002

  3. Куцман Н.Н.. Умеете ли вы общаться? Волгоград, 2006 г.

  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении Москва, 2006

  5. Полат Е.Е Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2002 г.

  6. Райский СИ. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. Москва, 2006 г.

  7. Резанкина Г.В. Комплектование профильных классов. «Школьный психолог». №2. 2007.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.

  9. Стативка В.И Обучение диалогической речи на уроках русского
    языка. «Русский язык в школе». №4, 2003

10 Яковлева. М.В. Стилистика и культура речи на современном этапе развития общества. «Русский язык в школе». № 10, 2006





























© 2010-2022