Разработка урока по литературе Дороги Пушкина

1799 год. В Москве 26 мая (6 июня по новому стилю) родился АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Отец его, Сергей Львович, интере­совался литературой. У него была прекрасная библиотека. Умный и наблюдательный мальчик с детства тянулся к книге, рано за­интересовался литературой. Отец Пушкина говорил про сына: " В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям". Он жадно читал произведения и, обладая замечательной памятью, многое усваивал наизусть.   Чтение: художественной литературы рано пробуд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока:

Оборудование.

ТЕМА "ДОРОГИ ПУШКИНА".

1. Углубить представление о Пушкине как
о великом русском национальном поэте.

  1. Познакомить учащихся с пушкинской те­
    мой в музыке и живописи.

  2. Раскрыть жизнь опального поэта.

Портрет А.С.Пушкина, репродукция кар­тины И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене"; выставка книг, рисунков учащихся по произведениям А.С.Пушкина; карта путешествий поэта; грамзапись

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

1799 год. В Москве 26 мая (6 июня по новому стилю) родился АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Отец его, Сергей Львович, интере­совался литературой. У него была прекрасная библиотека. Умный и наблюдательный мальчик с детства тянулся к книге, рано за­интересовался литературой. Отец Пушкина говорил про сына: " В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям". Он жадно читал произведения и, обладая замечательной памятью, многое усваивал наизусть.

Чтение: художественной литературы рано пробудило творческий дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни, стихотворения, поэмы, комедии. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению, не сохранились. Однако последующие про­изведения до сих пор живут в наших сердцах. Нам сейчас трудно представить, что было такое время, когда на земле не было "Сказки о золотом петушке" и "Царя Салтана", "Руслана и Людмилы" и "Сказки о мёртвой царевне", "Зимнего вечера" и "Зимней дороги".

  1. Прослушивание записи романса Шебалина
    "Зимняя дорога".

  2. Деятельность учеников.

Ученик.

Дороги. Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние - большие похожие на реки.

Дороги Пушкина. Дороги вечного путника. Дороги изгнанника. Дороги в заточение. Гонимый судьбой, гонимый самодержавием. Ведо­мый путеводной звездой.

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом, , То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отеческих могил,

На большой мне, знать, дороге

Умереть Господь сулил.

("Дорожные жалобы")

Учитель.

Вглядитесь в карту путешествий Пушкина, в эти дороги. На них осталась колея от кибитки. Эта колея пролегла по дорогам Руси... На скольких дорогах остался след, как оставил след Пушкин в сердце каждого. Сейчас мы вместе с Вами отправимся в путешествие вслед за Пушкиным.

Ученик.

Дороги Пушкина. Мимо холодных нечистых станций с забитыми, вечно виноватыми смотрителями, мимо бессчетных верстовых полоса­тых столбов, мимо нищих деревенек пролегла дорога

Пушкина.

Эта дорога вела его от заточения к заточению, от уединения к уединению. Дорога вечного невольника стала великой стезёй. Заточение влекло за собой уединение, где впервые встречался Пушкин с героями своих будущих произведений, где зрела в тишине мысль, где самые обычные простые слова сплетались в удивительные стихи.

Дороги Пушкина. Дороги пушкинской жизни.

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка.

Ямщик лихой, седое время,

Везёт , не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и, негу,

Кричим: пошёл!

("Телега жизни".)

Ученик.

Начало пути... Царскосельский Лицей. В 1816 году Пушкин писал Вяземскому:"...целый год ещё плюсов, минусов, прав, нало­гов, высокого, прекрасного! Целый год ещё дремать перед кафед­рой... Это ужасно!" Он согласился бы на всё, лишь бы граф Разумовский сократил время его заточения в Лицее.

О, с какой любовью вспоминал Пушкин это первое в жизни заточение! Каждый год, где б ни был поэт, с лицейскими друзьями или чаще оторванный от них, он празднует лицейскую годовщину. Так было и 19 октября 1825 года.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

( "19 октября".)

Учитель.

Первое заточение, ставшее первым уединением, подарило поэту первые поэтические восторги. Пушкин вспоминал впоследствии: "Это было в 1815 году на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Державин был очень стар. Экзамен наш его очень утомил: "Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он. оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои "Воспоминания о Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина... Не помню, как я окончил своё чтение, не помню, как убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли."

Просмотр картины Н.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене".

Ученик.

Первое уединение подарило Пушкину и первую любовь: "Первую платоническую любовь, истинно поэтическую, возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей, фрейлина Катерина Павловна Бакунина... Пушкин с пламенным чувством описал её прелести в своём стихотворении "К живописцу".

Прощаясь с Лицеем, поэт вглядывается в открывшуюся перед его друзьями, перед ним дорогу. И, может быть, вглядываясь в открывшуюся перед ним дорогу, юный! поэт с неюношеской тревогой смотрел в будущее: "Вся жизнь моя - печальный мрак ненастья".

Тяжёлые предчувствия не обманули Пушкина. Три года, про­ведённые в Петербурге, лишь оказались легкими и беззаботными. Он пишет здесь вольнолюбивые стихи, насыщенные декабристскими идеями: "Вольность" (1817), "К Чаадаеву" (1818), "Сказки" (1818), "Деревня" (1819) и эпиграммы на Александра I, Аракчеева, министра Галицына и др.

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель.

А Царю он - друг и брат.

Полон злобы, полон, мести,

Без ума, без чувств, без чести.

Кто же он? Преданный без лести,

... грошевой солдат. ("На Аракчеева")

Учитель.

Над Пушкиным надвигалась гроза, Его вольнолюбивые стихи попали в руки правительства, дошли и до царя. Александр I при встрече с директором лицея сказал: "Пушкин "наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодёжь читает их наизусть... Пушкина надобно сослать в Сибирь".

Узнав об этом, друзья Пушкина - Карамзин, Жуковский, Чаадаев - стали ходатайствовать за поэта. В начале мая 1820 года поэт был отправлен в г., Екатеринослав.

Пушкина можно было сослать, но нельзя было сослать его поэзию. Молодые вольнодумцы повторяли в Петербурге пушкинские строки. Как жестоко просчитались гонители Пушкина! Они хоте­ли заставить поэта замолчать, но он был прежним. Нет, не преж­ним, он стал глубже, серьёзней.

В Каменке Пушкин встречался с будущими декабристами: Давы­довым, Охотниковым, Якушкиным. Тиран Воронцов хлопочет об изгнании Пушкина с юга.

Снова дорога. Снова за окном кибитки мелькают полосатые версты. Новое изгнание, теперь в родовое имение, в Михайловское, может быть, навсегда. Но Пушкин увозит: с собой не только память об обидах и тяжких испытаниях, но память о любимой и навсегда потерянной Воронцовой.

Звучит романс Кюи "Сожжённое письмо'.'

Ученик.

Михайловское... Отрезать Пушкина от мира и людей - таков был замысел самодержавия.

Неусыпная тайная слежка:

Но злобно мной играет счастье:

Давно без крова я ношусь,

Куда подует самовластье;

Уснув, не знаю, где проснусь.

Всегда гоним, теперь в изгнанье

Влачу закованные дни.

("К Языкову")

"Закованные дни"поэта,.. О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Михайловского и Тригорского. Здесь, в этих рощах, встретил Пушкин Анну Керн. И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы...

Исполняется романс Глинки "Я помню чудное мгновенье".

Ученик.

"Закованные дни" поэта... Здесь, в Михайловском, Пушкин впервые задумывается о судьбах народов и царей. Он уходит к вольным временам Стеньки Разина, к смутным временам Бориса Годунова.

Смутные времена Бориса... Смутные времена

Николая I . После того как было подавлено восстание декабристов, новый Царь прощает Пушкина. Вот уж, действительно, не угадаешь, "куда подует самовластье".

Учитель.

И вот дорога в последнее названное заточение - в Петербург. Тюремщиком Пушкина становится император Николай I. Он был хитрее своих предшественников - он понимал, что оковы не сломили Пушкина. Он решает заковать пушкинскую мысль, он становится единственным цензором поэта. Но и здесь, в этом "душном, холодном"городе мысль поэта осталась неподвластной. Он не щадил ни "царей земных", ни "царей небесных". И вот но­вая дорога открывается перед ним. Пушкин едет в степи Орен­буржья. Из душного Петербурга туда, где бушевало пламя крестьян­ской войны Пугачёва.

И вот последняя дорога. Это дорога Пушкина на дуэль с Дан­тесом. Это начало новой дороги, народной тропы к Пушкину.

Под звуки записи симфонии Бетховена "Героическая" ученица выразительно читает "Памятник" А.С.Пушкина.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

5. Задание на дом. Написать сочинение "Мой Пушкин".




Разработка урока по литературе Дороги Пушкина


© 2010-2022