- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по литературе Дороги Пушкина
Разработка урока по литературе Дороги Пушкина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Закревская А.П. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цели урока:
Оборудование.
ТЕМА "ДОРОГИ ПУШКИНА".
1. Углубить представление о Пушкине как
о великом русском национальном поэте.
-
Познакомить учащихся с пушкинской те
мой в музыке и живописи. -
Раскрыть жизнь опального поэта.
Портрет А.С.Пушкина, репродукция картины И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене"; выставка книг, рисунков учащихся по произведениям А.С.Пушкина; карта путешествий поэта; грамзапись
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
1799 год. В Москве 26 мая (6 июня по новому стилю) родился АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Отец его, Сергей Львович, интересовался литературой. У него была прекрасная библиотека. Умный и наблюдательный мальчик с детства тянулся к книге, рано заинтересовался литературой. Отец Пушкина говорил про сына: " В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям". Он жадно читал произведения и, обладая замечательной памятью, многое усваивал наизусть.
Чтение: художественной литературы рано пробудило творческий дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни, стихотворения, поэмы, комедии. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению, не сохранились. Однако последующие произведения до сих пор живут в наших сердцах. Нам сейчас трудно представить, что было такое время, когда на земле не было "Сказки о золотом петушке" и "Царя Салтана", "Руслана и Людмилы" и "Сказки о мёртвой царевне", "Зимнего вечера" и "Зимней дороги".
-
Прослушивание записи романса Шебалина
"Зимняя дорога". -
Деятельность учеников.
Ученик.
Дороги. Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние - большие похожие на реки.
Дороги Пушкина. Дороги вечного путника. Дороги изгнанника. Дороги в заточение. Гонимый судьбой, гонимый самодержавием. Ведомый путеводной звездой.
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом, , То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отеческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть Господь сулил.
("Дорожные жалобы")
Учитель.
Вглядитесь в карту путешествий Пушкина, в эти дороги. На них осталась колея от кибитки. Эта колея пролегла по дорогам Руси... На скольких дорогах остался след, как оставил след Пушкин в сердце каждого. Сейчас мы вместе с Вами отправимся в путешествие вслед за Пушкиным.
Ученик.
Дороги Пушкина. Мимо холодных нечистых станций с забитыми, вечно виноватыми смотрителями, мимо бессчетных верстовых полосатых столбов, мимо нищих деревенек пролегла дорога
Пушкина.
Эта дорога вела его от заточения к заточению, от уединения к уединению. Дорога вечного невольника стала великой стезёй. Заточение влекло за собой уединение, где впервые встречался Пушкин с героями своих будущих произведений, где зрела в тишине мысль, где самые обычные простые слова сплетались в удивительные стихи.
Дороги Пушкина. Дороги пушкинской жизни.
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка.
Ямщик лихой, седое время,
Везёт , не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и, негу,
Кричим: пошёл!
("Телега жизни".)
Ученик.
Начало пути... Царскосельский Лицей. В 1816 году Пушкин писал Вяземскому:"...целый год ещё плюсов, минусов, прав, налогов, высокого, прекрасного! Целый год ещё дремать перед кафедрой... Это ужасно!" Он согласился бы на всё, лишь бы граф Разумовский сократил время его заточения в Лицее.
О, с какой любовью вспоминал Пушкин это первое в жизни заточение! Каждый год, где б ни был поэт, с лицейскими друзьями или чаще оторванный от них, он празднует лицейскую годовщину. Так было и 19 октября 1825 года.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
( "19 октября".)
Учитель.
Первое заточение, ставшее первым уединением, подарило поэту первые поэтические восторги. Пушкин вспоминал впоследствии: "Это было в 1815 году на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Державин был очень стар. Экзамен наш его очень утомил: "Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он. оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои "Воспоминания о Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина... Не помню, как я окончил своё чтение, не помню, как убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли."
Просмотр картины Н.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене".
Ученик.
Первое уединение подарило Пушкину и первую любовь: "Первую платоническую любовь, истинно поэтическую, возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей, фрейлина Катерина Павловна Бакунина... Пушкин с пламенным чувством описал её прелести в своём стихотворении "К живописцу".
Прощаясь с Лицеем, поэт вглядывается в открывшуюся перед его друзьями, перед ним дорогу. И, может быть, вглядываясь в открывшуюся перед ним дорогу, юный! поэт с неюношеской тревогой смотрел в будущее: "Вся жизнь моя - печальный мрак ненастья".
Тяжёлые предчувствия не обманули Пушкина. Три года, проведённые в Петербурге, лишь оказались легкими и беззаботными. Он пишет здесь вольнолюбивые стихи, насыщенные декабристскими идеями: "Вольность" (1817), "К Чаадаеву" (1818), "Сказки" (1818), "Деревня" (1819) и эпиграммы на Александра I, Аракчеева, министра Галицына и др.
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель.
А Царю он - друг и брат.
Полон злобы, полон, мести,
Без ума, без чувств, без чести.
Кто же он? Преданный без лести,
... грошевой солдат. ("На Аракчеева")
Учитель.
Над Пушкиным надвигалась гроза, Его вольнолюбивые стихи попали в руки правительства, дошли и до царя. Александр I при встрече с директором лицея сказал: "Пушкин "наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодёжь читает их наизусть... Пушкина надобно сослать в Сибирь".
Узнав об этом, друзья Пушкина - Карамзин, Жуковский, Чаадаев - стали ходатайствовать за поэта. В начале мая 1820 года поэт был отправлен в г., Екатеринослав.
Пушкина можно было сослать, но нельзя было сослать его поэзию. Молодые вольнодумцы повторяли в Петербурге пушкинские строки. Как жестоко просчитались гонители Пушкина! Они хотели заставить поэта замолчать, но он был прежним. Нет, не прежним, он стал глубже, серьёзней.
В Каменке Пушкин встречался с будущими декабристами: Давыдовым, Охотниковым, Якушкиным. Тиран Воронцов хлопочет об изгнании Пушкина с юга.
Снова дорога. Снова за окном кибитки мелькают полосатые версты. Новое изгнание, теперь в родовое имение, в Михайловское, может быть, навсегда. Но Пушкин увозит: с собой не только память об обидах и тяжких испытаниях, но память о любимой и навсегда потерянной Воронцовой.
Звучит романс Кюи "Сожжённое письмо'.'
Ученик.
Михайловское... Отрезать Пушкина от мира и людей - таков был замысел самодержавия.
Неусыпная тайная слежка:
Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь.
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни.
("К Языкову")
"Закованные дни"поэта,.. О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Михайловского и Тригорского. Здесь, в этих рощах, встретил Пушкин Анну Керн. И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы...
Исполняется романс Глинки "Я помню чудное мгновенье".
Ученик.
"Закованные дни" поэта... Здесь, в Михайловском, Пушкин впервые задумывается о судьбах народов и царей. Он уходит к вольным временам Стеньки Разина, к смутным временам Бориса Годунова.
Смутные времена Бориса... Смутные времена
Николая I . После того как было подавлено восстание декабристов, новый Царь прощает Пушкина. Вот уж, действительно, не угадаешь, "куда подует самовластье".
Учитель.
И вот дорога в последнее названное заточение - в Петербург. Тюремщиком Пушкина становится император Николай I. Он был хитрее своих предшественников - он понимал, что оковы не сломили Пушкина. Он решает заковать пушкинскую мысль, он становится единственным цензором поэта. Но и здесь, в этом "душном, холодном"городе мысль поэта осталась неподвластной. Он не щадил ни "царей земных", ни "царей небесных". И вот новая дорога открывается перед ним. Пушкин едет в степи Оренбуржья. Из душного Петербурга туда, где бушевало пламя крестьянской войны Пугачёва.
И вот последняя дорога. Это дорога Пушкина на дуэль с Дантесом. Это начало новой дороги, народной тропы к Пушкину.
Под звуки записи симфонии Бетховена "Героическая" ученица выразительно читает "Памятник" А.С.Пушкина.
-
Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
5. Задание на дом. Написать сочинение "Мой Пушкин".