- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Правописание -ться, -тся
Правописание -ться, -тся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева А.В. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: -Ться и -тся в глаголах.
Цель : повторить пройденный материал в начальной школе, познакомить с правилом -ться, -тся в глаголах.
Задачи:
1)отработать способ действия при выборе написания -ться, -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
2)развивать умение высказывать на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.
4) применять здоровьясберегающие технология на уроках русского языка.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник.
Этапы
Ход урока
I.Организационный
момент
II. Проверка домашней работы.
III. Повторение
Изученного материала.
IV.Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.
V. Открытие нового знания.
VI. Физкультминутка.
VII. Отработка умений и навыков.
VIII.Закрепление материала.
IX. Подведение итогов урока.
X. Домашнее задание.
-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте , уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас.
Громко прозвенел звонок
Он позвал нас на урок
Парта у меня в порядке
И учебник, и тетрадки
Я настроился готов
Слушать следующий урок.
-Садитесь.
- Ребята, посмотрите на экран. У нас в гостях Солнышко.
-А какое настроение у нашего гостя?
(веселое, радостное)
-Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, присутсвующим у нас гостям.
- Итак, ребята, настроились на работу.
- Кто будет активно работать, будет получать солнышко, которые помогут вам оценить свою работу.
-Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно.
-Дома вы должны были выполнить упр 76. Записать глаголы во 2-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа.
Беречь- бережешь -берегут
Стеречь -стережешь -стерегут
Нести- несешь -несут
Везти - везешь -везут
Вести -ведешь - ведут
Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на экран.
Глагол-это……
Глагол- это часть речи обозначает действие( бежать, стучать)
Глаголы изменяются ………
Глаголы изменяются по временам: в настоящем времени -читаю, в прошедшем времени - читал, прочитал, в будущем времени - буду читать, прочитаю.
Инфитив-…….
Инфинитив - неопределенная форма глагола.
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
Возвратные глаголы
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Возвратные глаголы - глаголы, содержащие постфикс - ся (ср. лечиться, улыбаться, вернуться).
Индивидуальная работа (карточки) 2 ученика.
-карточка №1
-карточка №2
- Молодцы!
(слайд 3)
-Дети, посмотрите на экран.
-Внимательно посмотрите и прочитайте предложения записанные на экране.
Ученик учится в школе.
Мальчик хорошо учиться.
-Что интересно заметили?
-Какие вопросы у вас возникли?
(ответ детей).
-В этом мы с вами должны разобраться в течение урока.
-Ребята, открыли тетради написали число и тему сегодняшнего урока.
-Правописание -ться, -тся в глаголах.
Цель нашего урока:
-
Знать условия выбора правописаний -ться и -тся.
-
Находить слова, к которым относятся глагол, ставить от него вопрос.
-
Правильно произносить и писать глаголы на - ться,-тся.
- Посмотрите на экран. Запишите эти предложения в тетради, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.
Учиться- называет предмет.
Учится- наст,в, ед.ч, в 3.е ,л.
-Правильно, дети. В первом предложении глагол стоит в неопределенной форме- это глагол инфинитив.
Он не указывает ни на предмет, ни на время ни на число, ни на лицо, он только называет действие.
- Ребята, как определить -ться или -тся следует писать в конце глаголов?
(ответ детей).
-Правильно выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.
-Помните, дети. Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы сможете правильно написать глагол.
(слайд )
- Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать
Если мягкий знак в вопросе
То в глагол его вноси.
-Правильно, дети. Если в вопросе есть в знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будете и в глаголе.
(слайд)
Перед вами алгоритм правописания -ться, -тся в глаголах. Поэтому алгоритму вы легко справитесь с задачей.
Алгоритм правописания -ться, - тся
Неопределенная форма
(что делать?)
учиться
трудиться
купаться
Форма 3-го лица единственного числа
(что делает?)
учится
трудится
купаться
-Итак, дети , сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой нет?
-Правильно, дети.( Учащиеся формулируют правило).
Теоретический материал на стр 34.
-Устали, дети? Давайте отдохнем.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
-Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжаем дальше.
- А теперь закрепили наши полученные знания упражнениями.
Открыли учебники на стр 34.
Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений А. Барто.
-Кто такая Агния Барто?
(русская советская детская поэтесса, писательница)
- Благодаря какой особенности произношения глаголов на - ться и тся рифмуются 2 и 4-я, 1 и 3-я строчки.
(ответ детей).
-Запомните: в конце глаголов никогда не пишется -ца. Также конечные буквы возможно лишь в написании только имен существительных.
Н.р. курица, синица, птица, красавица.
(слайд)
Определяется выбор - ться,-тся в глаголах вопросом( что делать?- учиться, что делает ?- учителя.
Упражнение 78. (при выполнения формулируется умение определить способ действия при выборе написания -ться, - тся). Чтобы правильно написать глагол на -ться, или - тся, нужно:
-
Установить, от какого слова зависит глагол.
-
Поставить к глаголу вопрос.
-
Не надо (что делать?) хвалиться, коли не знаешь , как хлеб (что делает?) родится.
-
Нечего (что делать?) торопиться -не каша (что делает?) варится.
-
Нужно (что сделать?) наклониться, чтоб из ручья воды (что сделать?) напиться.
-
Ходит журавль по болоту, (что делает?) нанимается на работу.
-
Тот труда (что делает?) не боится, кто умеет (что делать?) трудиться.
-
Грамота (что делать?) учиться - вперед (что сделает?) пригодится.
-
За все (что делает?) берется, да не все (что делается).
- Молодцы, ребята.
-Перед вами аукцион пословиц.
-Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
Друзья познают(?) ся в беде.
Трус своей тени боит(?)ся.
Всякий человек в деле познает(?)ся.
- А сейчас проверим ваши знания. Посмотрите на экран. Вам нужно исправить ошибки в тексте.
(слайд)
Текст. В зоопарке праживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львенок пытаеться укусить свою маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно улыбаеться. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.
В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке. Львенок пытается укусить свою маму. Обезьяна держится за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно улыбается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.
- Самопроверка.
-Что нового узнали на уроке?
-Какое знание окрыли?
-Чему научились?
(как правильно писать на конце глагов -ться, -тся).
(слайд)
- Вопрос -твой помощник.
- Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы в дальнейшем не забудете правописание - ться, - тся. Вы сегодня активно поработали. Посчитайте свои жетончики.
Оценивание.
-Запишите 10 глаголов на -ться,- тся.
-Пользуюсь алгоритмом, выучите правило.
- Спасибо за внимание.