Правописание -ться, -тся

Данный урок разработан с целью повторения учащимися 5 класса правописания глаголов на –тся и –ться. … Литература: 1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Учебник Русский язык 5 класс. М.: Просвещение, 2010.Методическая разработка может быть использована учителями русского языка при изучении раздела «Повторение изученного в начальной школе», темы «Орфография». Задания, используемые в ходе урока, позволят учащимся усвоить правило и выработать навык его использования на письме. Цель : повторить  пройденный материал в начальной школе, познакомить с правилом –ться, -тся в глаголах.   Задачи: 1)отработать способ действия при выборе написания –ться, -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы. 2)развивать умение высказывать на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость. 3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг  к другу через работу над пословицами. 4) применять здоровьясберегающие технология  на уроках русского языка.   Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: -Ться и -тся в глаголах.

Цель : повторить пройденный материал в начальной школе, познакомить с правилом -ться, -тся в глаголах.

Задачи:

1)отработать способ действия при выборе написания -ться, -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

2)развивать умение высказывать на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

4) применять здоровьясберегающие технология на уроках русского языка.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник.

Этапы

Ход урока

I.Организационный

момент




II. Проверка домашней работы.


III. Повторение

Изученного материала.





IV.Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.











V. Открытие нового знания.

VI. Физкультминутка.


VII. Отработка умений и навыков.



VIII.Закрепление материала.










IX. Подведение итогов урока.


X. Домашнее задание.

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте , уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас.

Громко прозвенел звонок

Он позвал нас на урок

Парта у меня в порядке

И учебник, и тетрадки

Я настроился готов

Слушать следующий урок.

-Садитесь.

- Ребята, посмотрите на экран. У нас в гостях Солнышко.

-А какое настроение у нашего гостя?

(веселое, радостное)

-Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, присутсвующим у нас гостям.

- Итак, ребята, настроились на работу.

- Кто будет активно работать, будет получать солнышко, которые помогут вам оценить свою работу.

-Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно.

-Дома вы должны были выполнить упр 76. Записать глаголы во 2-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа.

Беречь- бережешь -берегут

Стеречь -стережешь -стерегут

Нести- несешь -несут

Везти - везешь -везут

Вести -ведешь - ведут

Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на экран.

Глагол-это……

Глагол- это часть речи обозначает действие( бежать, стучать)

Глаголы изменяются ………

Глаголы изменяются по временам: в настоящем времени -читаю, в прошедшем времени - читал, прочитал, в будущем времени - буду читать, прочитаю.

Инфитив-…….

Инфинитив - неопределенная форма глагола.

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Возвратные глаголы

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Возвратные глаголы - глаголы, содержащие постфикс - ся (ср. лечиться, улыбаться, вернуться).

Индивидуальная работа (карточки) 2 ученика.

-карточка №1

-карточка №2

- Молодцы!

(слайд 3)

-Дети, посмотрите на экран.

-Внимательно посмотрите и прочитайте предложения записанные на экране.

Ученик учится в школе.

Мальчик хорошо учиться.

-Что интересно заметили?

-Какие вопросы у вас возникли?

(ответ детей).

-В этом мы с вами должны разобраться в течение урока.

-Ребята, открыли тетради написали число и тему сегодняшнего урока.

-Правописание -ться, -тся в глаголах.

Цель нашего урока:

  1. Знать условия выбора правописаний -ться и -тся.

  2. Находить слова, к которым относятся глагол, ставить от него вопрос.

  3. Правильно произносить и писать глаголы на - ться,-тся.

- Посмотрите на экран. Запишите эти предложения в тетради, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.

Учиться- называет предмет.

Учится- наст,в, ед.ч, в 3.е ,л.

-Правильно, дети. В первом предложении глагол стоит в неопределенной форме- это глагол инфинитив.

Он не указывает ни на предмет, ни на время ни на число, ни на лицо, он только называет действие.

- Ребята, как определить -ться или -тся следует писать в конце глаголов?

(ответ детей).

-Правильно выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

-Помните, дети. Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы сможете правильно написать глагол.

(слайд )
- Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать

Если мягкий знак в вопросе

То в глагол его вноси.

-Правильно, дети. Если в вопросе есть в знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будете и в глаголе.

(слайд)

Перед вами алгоритм правописания -ться, -тся в глаголах. Поэтому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания -ться, - тся

Неопределенная форма

(что делать?)

учиться

трудиться

купаться

Форма 3-го лица единственного числа

(что делает?)

учится

трудится

купаться

-Итак, дети , сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой нет?

-Правильно, дети.( Учащиеся формулируют правило).

Теоретический материал на стр 34.

-Устали, дети? Давайте отдохнем.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

-Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжаем дальше.

- А теперь закрепили наши полученные знания упражнениями.

Открыли учебники на стр 34.

Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений А. Барто.

-Кто такая Агния Барто?

(русская советская детская поэтесса, писательница)

- Благодаря какой особенности произношения глаголов на - ться и тся рифмуются 2 и 4-я, 1 и 3-я строчки.

(ответ детей).

-Запомните: в конце глаголов никогда не пишется -ца. Также конечные буквы возможно лишь в написании только имен существительных.

Н.р. курица, синица, птица, красавица.

(слайд)

Определяется выбор - ться,-тся в глаголах вопросом( что делать?- учиться, что делает ?- учителя.

Упражнение 78. (при выполнения формулируется умение определить способ действия при выборе написания -ться, - тся). Чтобы правильно написать глагол на -ться, или - тся, нужно:

  1. Установить, от какого слова зависит глагол.

  2. Поставить к глаголу вопрос.


  1. Не надо (что делать?) хвалиться, коли не знаешь , как хлеб (что делает?) родится.

  2. Нечего (что делать?) торопиться -не каша (что делает?) варится.

  3. Нужно (что сделать?) наклониться, чтоб из ручья воды (что сделать?) напиться.

  4. Ходит журавль по болоту, (что делает?) нанимается на работу.

  5. Тот труда (что делает?) не боится, кто умеет (что делать?) трудиться.

  6. Грамота (что делать?) учиться - вперед (что сделает?) пригодится.

  7. За все (что делает?) берется, да не все (что делается).

- Молодцы, ребята.

-Перед вами аукцион пословиц.

-Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья познают(?) ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

- А сейчас проверим ваши знания. Посмотрите на экран. Вам нужно исправить ошибки в тексте.

(слайд)

Текст. В зоопарке праживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львенок пытаеться укусить свою маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно улыбаеться. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке. Львенок пытается укусить свою маму. Обезьяна держится за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно улыбается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

- Самопроверка.

-Что нового узнали на уроке?

-Какое знание окрыли?

-Чему научились?

(как правильно писать на конце глагов -ться, -тся).

(слайд)

- Вопрос -твой помощник.

- Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы в дальнейшем не забудете правописание - ться, - тся. Вы сегодня активно поработали. Посчитайте свои жетончики.

Оценивание.

-Запишите 10 глаголов на -ться,- тся.

-Пользуюсь алгоритмом, выучите правило.

- Спасибо за внимание.


© 2010-2022