- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по предмету Русский язык и литература. Литература для профессий СПО
Программа по предмету Русский язык и литература. Литература для профессий СПО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Садовникова Ю.А. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
" Подольский промышленно-экономический техникум
имени А.В.Никулина"
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР Директор ГБПОУ МО "ППЭТ им. А.В.Никулина"
________Лебедь-Шарлевич М.Д. ________________ Ступин С.В.
"_____"_____________201__г. "_____"______________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.
ЛИТЕРАТУРА".
Профессии:
19.01.17 Повар, кондитер;
46.01.01 Секретарь;
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию (по отраслям) оборудования;
15.01.05 Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы);
23.01.04 Автомеханик.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:
19.01.17 Повар, кондитер;
46.01.01 Секретарь
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию (по отраслям) оборудования;
15.01.05 Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы);
23.01.04 Автомеханик.
Авторы:
Назарова Людмила Михайловна;
Садовникова Юлия Анатольевна.
Программа рассмотрена на заседании ЦМК
общеобразовательных дисциплин
Протокол № __ "____"_____________201__г.
Федеральный компонент реализован полностью.
Председатель ЦМК
__________________/Мардасова Н.А./
г. Подольск
201__г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА" для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО" в качестве программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.)
Научный руководитель:
Е.А.Рыкова,главный научный сотрудник
Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФв области образования.
Авторы:
Г.А.Обернихина, зав. кафедрой преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки, кандидат педагогических наук, профессор;
Т. В. Емельянова,доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент;
Е. В.Мацыяка, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, доцент;
К.В.Савченко, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент.
Рецензенты:
С. В. Боброва, директор Ресурсного центра русского языка Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук;
Н. В.Серова, преподаватель литературы ГАПОУ «Московский образовательный комплекс им. В. Талалихина» г. Москвы, отличник профессионально-технического образования РФ
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», и в соответствии с Рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик:
Государственное образовательное профессиональное учреждение Московской области "Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".
Разработчики:
Назарова Л.М.,преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина";
Садовникова Ю.А., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5-7
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8-23
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
23 -25
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РЕЗУЛьТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
26- 28
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения программы.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:
19.01.17 Повар, кондитер;
46.01.01 Секретарь;
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию (по отраслям) оборудования;
15.01.05 Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы);
23.01.04 Автомеханик.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
эстетическое отношение к миру;
-
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
-
метапредметных:
-
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
предметных:
-
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
-
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
-
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
-
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
-
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
-
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
-
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
-
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
-
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная нагрузка - 256 часов,
из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 171 час,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 85 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
256
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
171
в том числе:
практические занятия
74
контрольные работы
22
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
85
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины"Русский язык и литература. литература"
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические и самостоятельные работы обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
2
Тема 1.1
Урок 1. Особенности развития литературы первой половины 19 века.
1
1
Тема 1.2
Урок 2. Входной контроль.
1
1
Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры первой половины ХIХ в.
14
Тема 1.3.Лирика А.С. Пушкина
Содержание учебного материала
5
Урок 3. Творческий путь А.С.Пушкина.
1
1
Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина
1
2
Урок 5. Практическая работа.Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.
1
2
Урок 6. Практическая работа.Анализ стихотворений "Поэт и толпа", "К морю".
1
2
Урок 7. Практическая работа.Художественные особенности поэмы "Медный всадник" А.С.Пушкина.
1
1
Самостоятельная работа
-
Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.
-
Теория литературы: Элегия.
-
Судьба Н.Н.Гончаровой,
-
Царскосельский лицей и его воспитанники.
4
3
Тема 1.4. М.Ю.Лермонтов
Содержание учебного материала
4
Урок 8. Творческий путь М.Ю.Лермонтова
1
2
Урок 9. Практическая работа.Особенности лирики М.Ю.Лермонтова.
1
3
Урок 10. Практическая работа. Анализ стихотворений "Родина", "Дума"
1
3
Урок 11. Практическая работа. Художественные особенности поэмы "Демон" М.Ю.Лермонтова.
1
3
Самостоятельная работа
-
Теория литературы: развитие понятия о романтизме;
-
Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад»;
-
М.Ю.Лермонтов -художник;
-
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова:
-
Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова.
5
3
Тема 1.5.
Творчество Н. В. Гоголя.
Содержание учебного материала
5
Урок 12. Творческий путь Н.В.Гоголя.
1
2
Урок 13. Практическая работа.Особенности сатиры Н.В.Гоголя.
1
2
Урок 14. Практическая работа. Художественное своеобразие повести "Портрет" Н.В.Гоголя
1
2
Урок 15. Семинар " Маленький человек" в творчестве А.С.Пушкина и Н.В Гоголя.
1
2
Урок 16. Зачет по теме "Литература первой половины 19 века".
1
2
Самостоятельная работа
-
Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя;
-
Н.В.Гоголь и русский театр.
2
3
Раздел 2. Художественные открытия второй половины ХIХ в.
58
Тема 2.1.
Русская литература второй половины XIX века
Содержание учебного материала
1
Урок 17. Художественные открытия второй половины ХIХ века.
1
Тема 2.2.
А.Н. Островский
Содержание учебного материала
6
2
Урок 18.Практическая работа А.Н.Островский - «Колумб Замоскворечья».
1
2
Урок 19. Пьеса А.Н.Островского«Гроза». Трагическая острота конфликта.
1
1
Урок 20. Практическая работа Быт и нравы «тёмного царства».
1
2
Урок 21. Практическая работа.Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза"
1
2
Урок 22. Практическая работа.Проблематика драмы "Бесприданница" А.Н.Островского.
1
2
Уроки 23-24. Контрольная работа. Р/р Подготовка к сочинению по творчеству А.Н.Островского
1
3
Самостоятельная работа
-
«Бесприданница». Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти ;
-
Экранизация произведений Н.А.Островского.
2
3
Тема 2.3.
И.А. Гончаров.
Содержание учебного материала
6
Урок 25. Творческий путь И.А.Гончарова.
1
1
Урок 26. Художественные особенности романа "Обломов" И.А.Гончарова.
1
2
Урок 27.Практическая работа.Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.
1
2
Урок 28. Практическая работа.Проблемы любви в романе " Обломов" И.А.Гончарова.
1
2
Урок 29. Герои-антиподы в романе "Обломов"И.А.Гончарова.
1
Урок 30. Практическая работа."Лишний" ли человек Илья Ильич Обломов ?
1
2
Самостоятельная работа.
-
И.А.Гончаров в воспоминаниях современников;
-
Теория литературы: социально-психологический роман.
2
3
Тема 2.4.
И.С. Тургенев.
Содержание учебного материала
7
Урок 31.И. С. Тургенев. Сведения из биографии.
1
2
Урок 32. Практическая работа Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Эпоха, отраженная в романе.
1
2
Урок 33. Смысл заглавия романа «Отцы и дети». «Конфликт двух поколений»
1
1
Урок 34. Практическая работа Базаров - нигилист.
1
2
Урок 35. Испытание любовью. Трагическое одиночество Базарова.
1
1
Урок 36-37 . РР Контрольная работа. Сочинение по роману «Отцы и дети»
2
3
Самостоятельная работа
-
Полина Виардо в жизни И.С.Тургенева;
-
Музей - заповедник И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове;
-
Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева "Рудин"
3
3
Тема 2.5
Н.Г.Чернышевский.
Тема 2.6.
Н.С. Лесков.
Содержание учебного материала
2
Урок 38. Творческая судьба Н.Г.Чернышевского.
1
1
Урок 39. Практическая работа.Своеобразие романа "Что делать?" Н.Г.Чернышевского.
1
2
Самостоятельнаяработа
-
Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе Н.Г.Чернышевского "Что делать?";
-
Общество будущего в романе И.Г.Чернышевского "Что делать?".
2
3
Содержание учебного материала
3
Урок 40. Творческий путь Н.С.Лескова.
1
1
Урок 41. Особенности повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова.
1
1
Урок 42. Практическая работа.Образ Ивана Флягина в повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова.
1
2
Самостоятельная работа
-
Праведники в творчестве Н.С.Лескова.
-
Художественный мир П. С. Лескова.
2
3
Тема 2.7
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Содержание учебного материала
5
Урок 43. Сведения из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1
1
Урок 44. Практическая работа «Сказки для детей изрядного возраста» . Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.
1
2
Урок 45. Практическая работа.Символика сказок "Медведь на воеводстве", "Коняга" М.Е.Салтыкова-Щедрина.
1
2
Урок 46. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Объекты сатиры и сатирические приемы.
1
2
Урок 47. Зачет по темам "Творчество Н.С.Лескова" ,"Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина"
1
3
Самостоятельная работа.
-
М.Е.Салтыков-Щедрин в редакциях журналов "Современник" и "Отечественные записки";
-
Сказки и сказочная фантастика М.Е.Салтыкова-Щедрина.
2
3
Тема 2.8.
Ф.М. Достоевский.
Содержание учебного материала
8
Урок 48. Сведения из биографии. Ф. М. Достоевский как мыслитель и художник.
1
1
Урок 49. Петербургский роман. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.
1
2
Урок 50.. Практическая работа. Образ Раскольникова.
1
2
Урок 51.Практическая работа.Семья Мармеладова.
1
2
Урок 52. Практическая работа .Тема бунта и смирения в романе «Преступление и наказание»
1
2
Уроки 53. Практическая работа Суть теории Раскольникова.
1
3
Уроки54. Практическая работа.Крушение теории Раскольникова. Преступление и наказание Раскольникова.
1
3
Уроки 55. Контрольная работа по творчеству Ф.М. Достоевского
1
3
Самостоятельная работа.
-
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира;
-
Раскольников и его теория преступления;
-
Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
-
Роман«Униженные и оскорбленные».Жанровое своеобразие романа.
-
Роман «Идиот». Философская глубина, нравственная проблематика романа.
5
3
Тема 2.9.
Л.Н.Толстой.
Содержание учебного материала
11
Урок 56. Своеобразие художественного мира Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути.
1
1
Урок 57. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Жанровое своеобразие романа.
1
2
Урок 58. Практическая работа.Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.
1
3
Урок 59. Практическая работа.Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого
1
2
Урок 60. Практическая работа Сцена охоты в романе «Война и мир».
1
2
Урок 61. Отечественная война 1812 г. - художественное открытие Л. Толстого. «Гроза двенадцатого года». Бой на батарее Раевского.
1
1
Урок 62. Практическая работа.Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года. Тихон Щербатый.
1
3
Уроки 63 . Практическая работа.Жизненный путь Пьера Безухова.
1
3
Урок 64.Практическая работа.Значение образа Платона Каратаева. Гуманизм писателя.
1
2
Урок 65. Практическая работа Путь исканий князя Андрея Болконского. Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н.Толстого.
1
2
Урок 66. Контрольная работа. :Письменная работа по творчеству Л.Н.Толстого
3
Самостоятельная работа.
-
Изображение войны в «Севастопольских рассказах;
-
Наташа Ростова - любимая героиня Толстого,
-
Тема дома в романе "Война и мир ".
3
3
Тема 2.10.
А.П. Чехов.
Содержание учебного материала
6
Урок 67. А. П. Чехов. Жизнь. Творчество. Личность.
1
3
Урок 68. Особенности изображения "маленького человека" в рассказе "Человек в футляре"А.П.Чехова.
1
1
Урок 69. Практическая работа.Духовная деградация человека в рассказе "Ионыч" А.П.Чехова.
1
2
Урок 70. Практическая работа.Своеобразие конфликта и его решение в пьесе «Вишнёвый сад».
1
1
Урок 71. Практическая работа.Раневская и Гаев в пьесе "Вишневый сад" А.П.Чехова.
1
2
Урок 72. Символика пьесы"Вишневый сад"А.П.Чехова.
1
2
Урок 73-74. Контрольная работа по теме "Русская литература второй половины 19 века"
2
1
Самостоятельная работа.
-
Художественные особенности раннего творчества А. П.Чехова.
-
Тема интеллигентного человека в творчестве А. П.Чехова.
-
Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
3
3
Тема 2.11.
Зарубежная литература (обзор)
Содержание учебного материала
2
Уроки 75-76 . Особенности зарубежной литературы.
О. Бальзак «Евгения Гранде».
1
Уроки 77. Повторительно-обобщающий урок.
1
3
Урок 78. Итоговый урок.
1
3
Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века
12
Тема 3.1.
Ф.И. Тютчев.
Содержание учебного материала
2
Урок 79. Практическая работа. Творческая судьба Ф.И.Тютчева.
2
Урок 80. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева.
1
Тема 3.2.
А.А. Фет.
Содержание учебного материала
2
1
Урок 81. Практическая работа Творческая судьба А.А.Фета.
2
Урок 82. Основные мотивы лирики А.А.Фета.
2
Тема 3.3.
А.К. Толстой.
Содержание учебного материала
2
Урок 83. Творческая судьба А.К.Толстого.
1
Урок 84.Практическая работа.Стихотворения А.К.Толстого «Средь шумного бала»,«Колокольчики мои…».
1
Самостоятельная работа.
-
Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне.
-
А. А. Фет - переводчик,
-
Концепция "чистого искусства" в литературно-критических статьях А. А.Фета,
-
Жизнь стихотворений А. А.Фета в музыкальном искусстве;
-
А. К. Толстой - прозаик,
-
А. К. Толстой - драматург.
6
3
Тема 3.4.
Н.А. Некрасов.
Содержание учебного материала
6
Урок 85. Творческий путь Н.А.Некрасова.
1
3
Урок 86 . Практическая работа Гражданский пафос лирики. Народность лирики Н.А.Некрасова
1
2
Урок 87 Практическая работа.Художественные особенностипоэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Пролог»
1
2
Урок 88. Многообразие крестьянских типов в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
1
1
Урок 89. Практическая работа.Образ Гриши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
1
2
Урок 90. Контрольная работа. Письменная работа по творчеству Н.А.Некрасова.
3
Самостоятельная работа.
-
Некрасовский "Современник",
-
Новаторство Н. А.Некрасова в области поэтической формы ("Неправильная поэзия"),
-
Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А.Некрасова,
-
Поэмы Н. А.Некрасова.
4
3
Литература 20 века.
Раздел 4.
Русская литература на рубеже веков
12
Тема 4.1.
И.А. Бунин.
Содержание учебного материала
2
Урок 91. Практическая работа. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. Точность воспроизведения человека и природы.
1
3
Урок 92. Практическая работа.Рассказы И.Бунина. «Господин из Сан-Франциско» Осуждение бездуховности существования.
1
1
Самостоятельная работа
-
Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова иИ. А.Бунина.
1
3
Тема 4.2.
А.И. Куприн.
Содержание учебного материала
2
Уроки 93. А. И. Куприн. Трагическая история любви и ее авторская оценка в повести «Олеся».
1
1
Урок 94.Практическая работа.Система художественных образов повести «Гранатовый браслет».
1
1
Самостоятельная работа
-
Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь».
-
Обличительные мотивы в творчестве А. И. Куприна.Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»)
2
3
Тема 4.3.
А.М. Горький.
Содержание учебного материала
5
Урок 95. Практическая работа.А.М. Горький . Жизнь. Творчество.
1
3
Уроки 96 . Практическая работа. «Старуха Изергиль» М.Горького
1
2
Урок 97. Практическое занятие. Социально - философская драма «На дне». Гуманизм писателя.
1
2
Урок 98 . Практическая работа.Проблема гуманизма в пьесе «На дне». Сатин и Лука: кто прав в споре о правде?
1
2
Уроки 99. Контрольная работа. РР Письменная работа по творчеству А.М.Горького.
1
3
Самостоятельная работа
-
«Гордый человек» в произведениях Ф.М.Достоевского и М.Горького»
1
3
Тема 4.4.
А.А. Блок.
Содержание учебного материала
4
Урок 100 . Практическая работа. "Серебряный" век русской поэзии.
1
2
Урок 101. Творческий путьА.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме».
1
1
Урок 102 . Практическая работа.Лирика А. Блока. «Незнакомка».
1
2
Урок 103. Практическая работа.Символика поэмы"Двенадцать"А.А.Блока.
1
2
Самостоятельная работа
-
Основные темы и мотивы поэзии В. Брюсова.
-
Основные темы и мотивы поэзии К. Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов.
-
Интуитивное постижение действительности в лирике А.Белого. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.
-
Героизация действительности в поэзии Н.Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
-
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии И.Северянина, оригинальность его словотворчества.
-
Слово в художественном мире поэзии В.Хлебникова. Поэтические эксперименты.
6
3
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов.
10
Тема 5.1.
С.А. Есенин.
Содержание учебного материала
4
Урок104. Практическая работа.Новокрестьянский поэт С.А. Есенин. Деревенское детство поэта.
1
3
Урок 105. Практическое занятие.Образ России в поэзии С.Есенина.
1
2
Урок 106 . Практическая работа.Идейно- художественное своеобразие поэзии Есенина. Философская лирика .
1
2
Урок107 .Практическая работа. Художественные особенности поэмы"АннаСнегина" С.Есенина.
1
3
Самостоятельная работа
-
Тема любви в творчестве С.А.Есенина;
-
Тема Родины в творчестве С. А. Есенина и А. А. Блока.
2
3
Тема 5.2.
В.В.Маяковский.
Содержание учебного материала
3
Урок 108.Практическая работа.В.В. Маяковский Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!»
1
2
Урок 109. Практическая работа.Новаторство Маяковского. Маяковский и футуризм.
1
3
Урок 110. Практическая работа. Сатира Маяковского. Стихотворение «Прозаседавшиеся».
1
2
Самостоятельная работа
-
Музыка революции в творчестве В. В.Маяковского;
-
Сатира в произведениях В. В.Маяковского.
2
3
Урок 111. А.А.Фадеев. Роман "Разгром"
1
1
Урок 112-113. Зачет по разделу "Русская литература 1920 -х гг"
1
3
Раздел 5.
Особенности развития литературы 1930- начала 1940-х годов
26
Тема 5.3.
Литература 20-Х
годов (обзор)
Содержание учебного материала
Урок 114. Произведения русской литературы о Гражданской войне
1
1
Урок 115. Практическая работа.Сатирическое обличение нового быта в рассказах М. Зощенко.
1
2
Самостоятельная работа
-
Поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского.
-
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова.
-
Развитие драматургии в 1930-е годы.
3
3
Тема 5.4
М.И. Цветаева.
Содержание учебного материала
2
Урок 116. Сведения из биографии. Стихотворения М.Цветаевой.
1
2
Урок 117.Практическая работа.Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия М.Цветаевой как напряженный монолог-исповедь.
1
2
Самостоятельная работа:
-
Чтение стихотворений М.Цветаевой, выучить наизусть.
Сообщения:
-
М.И. Цветаева в воспоминаниях современников.
2
3
Содержание учебного материала
2
Тема 5.5
О.Э.Мандельштам.
Урок 118. Творческий путь О.Э.Мандельштама.
1
1
Урок 119. Практическая работа. Особенности лирики О.Э.Мандельштама.
1
1
Урок 120. Зачет по творчеству М.Цветаевой, О.Мандельштама.
1
Самостоятельная работа
-
Теория поэтического слова О. Мандельштама.
1
3
Тема 5.6
А.П.Платонов
Содержание учебного материала
3
Урок 121. Творческий путь А.П.Платонова.
1
1
Урок 122. Особенности рассказа "В прекрасном и яростном мире" А.П.Платонова.
1
2
Урок 123.Практическая работа.Образы-символы в повести "Котлован"А.П.Платонова"
1
2
Самостоятельная работа
-
Герои прозы А. Платонова
1
3
Тема 5.7
И.Э.Бабель
Урок 124. Проблематика и особенности поэтики И.Э.Бабеля.
1
1
Тема 5.8
М.А.
Булгаков
Содержание учебного материала
4
Урок 125.Творческий путь М.А.Булгакова.
1
1
Урок 126. Многоплановость романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова.
1
2
Урок 127. Практическая работа.Воланд и его окружение в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булакова.
1
2
Урок 128. Любовь и судьба Мастерав романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова.
1
2
Самостоятельная работа
-
Роман «Петр Первый» А.Н.Толстого - художественная история России XVIII века.
1
3
Тема 5.9
Михаил Александрович
Шолохов
Содержание учебного материала
6
Урок 129. Творческий путь М.А.Шолохова.
1
1
Урок 130. Своеобразие жанра романа-эпопеи "Тихий Дон" М.А.Шолохова.
1
1
Урок 131. Композиция романа - эпопеи "Тихий Дон" М.А.Шолохова.
1
2
Урок 132. Столкновение старого и нового мира в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон".
1
2
Урок 133. Практическая работа.Образ Григория Мелехова в романе "Тихий Дон" М.А.Шолохова.
1
2
Урок 134. Женские судьбы на страницах романа М.А.Шолохова "Тихий Дон".
1
2
Урок 135. Повторительно-обобщающий урок по разделу.
1
2
Урок 136-137. Зачет по разделу "Литература 30-40-х гг"
2
3
Тема 6.1.
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Содержание учебного материала
1
Урок138. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов.
1
2
Самостоятельная работа
-
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова.
-
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (, А. Сурков, М. Исаковский, Ю. Друнина)
-
Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига в произведениях В. Некрасова.
3
3
Тема 6.2.
А.А.Ахматова.
Содержание учебного материала
2
Урок 139. Жизненный и творческий путь. Лирика А.А. Ахматовой.
1
2
Урок 140. Практическая работаЛичная и общественная темы в произведениях А.Ахматовой. Поэма «Реквием».
1
2
Самостоятельная работа
-
Трагедия " стомильонного народа" в поэме А. Ахматовой "Реквием".
1
3
Тема 6.3.
Б.Л. Пастернак.
Содержание учебного материала
2
Урок 141. Жизненный путь Б.Пастернака. Лирика Б.Пастернака. Роман «Доктор Живаго» в контексте литературной традиции. (Обзор)
1
2
Урок 142. Практическая работа.. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики Б.Л. Пастернака.
1
2
Самостоятельная работа
-
Анализ стихотворение Б.Пастернака( по выбору).
1
3
Урок 143-144.Зачет по разделу" Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет".
1
1
Раздел 7. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов
19
Тема 7.1.
Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы
Содержание учебного материала
6
Урок 145. Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980-х годов.
1
1
Урок 146.Проблематика произведений В.Шаламова. ("Надгробное слово", "Крест")
1
2
Урок 147. Практическая работа.Осмысление великой Отечественной войны в прозе В.Быкова.
1
2
Урок 148. Практическая работа.Проза В.Распутина.("Прощание с Матерой").
1
2
Урок 149 - 150. Творческая судьба В.М.Шукшина. Обзор рассказов.
2
3
Самостоятельная работа
-
Художественные особенности романа В.Дудинцева «Не хлебом единым».
-
Проза Ю. Домбровского. «Факультет ненужных вещей».
-
Зарубежная литература.Э.Хемингуэй. Старик и море».
3
3
Тема 7. 2.
Творчество поэтов в 1950-1980-е годы.
Содержание учебного материала
5
Урок 151. Практическая работа. Лирика Н.Рубцова.
1
3
Урок 152. Практическая работа.Поэзия Б.Окуджавы. Своеобразие лирического героя.
1
3
Урок 153. Тематика стихотворений А.Вознесенского.
1
1
Урок 154. Поэзия Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского.
1
2
Урок 155. Практическая работа.Творческая судьба В.Высоцкого.
1
2
Самостоятельная работа :
-
ЛирикаН.Заболоцкого.
-
Лирика Р.Гамзатова.
-
Лирика И.Бродского.
3
3
Тема 7.3.
А.Т.Твардовский
Содержание учебного материала
2
Урок 156. Творческая судьба А.Т.Твардовского.
1
3
Урок 157. Лирика А.Т.Твардовского
1
1
Тема 7.4.
А.И.Солженицын
Содержание учебного материала
2
2
Урок 158. Творческий путь А.И.Солженицына.
1
2
Урок 159 . Практическая работа.Отражение конфликтов истории в судьбе героев повести "Один день Ивана Денисовича" А.И.Солженицына.
1
2
Самостоятельная работа.
-
Проза Д.Гранина.
-
Фантастика в прозе Ч.Айтматова.
-
Проза К.Паустовского.
3
3
Тема 7.5
А.В.Вампилов
Содержание учебного материала
2
Урок 160. Творческая судьба А.Вампилова.
1
2
Урок 161. Практическая работа.Своеобразие драмы "Утиная охота" А.Вампилова.
1
2
Тема 8.1
Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов
Раздел 8. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов
Содержание учебного материала
3
Урок 162. Три волны эмиграции русских писателей.
1
1
Урок 163. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в творчестве писателей русского зарубежья.
1
2
Урок 164. Художественные особенности романа В.Набокова "Машенька".
1
1
Тема 9.1
Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов.
Раздел 9. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов.
Содержание учебного материала
5
Урок 165.Общественно-культурная ситуация в России концаXX начала XXI века.
1
1
Урок 166. Практическая работа.Проза В.Астафьева.("Прокляты и убиты")
1
2
Урок 167. Художественные особенности прозы В.Распутина.
1
1
Урок 168. Своеобразие художественной манеры В.Маканина в рассказе "Где сходилось небо с холмами".
1
1
Урок 169. Поэтические традиции в лирике Т.Кибирова.
1
1
10.Повторение и обобщение пройденного материала
Содержание учебного материала
2
Урок 170 - 171 Контрольная работа. РР Итоговая письменная работа
3
Всего
171
Самостоятельная работа
85
Итого
256
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстративные плакаты, раздаточный материал;
-видеотека по курсу;
- учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;
Технические средства обучения:
-компьютер, мультимедиа комплекс, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Литература: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А.Обернихиной.- 11-е изд.- М.: Издательский центр "Академия", 2012.
2. Литература: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования: в 2 -х частях/ Г.А. Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова/; под ред. Г.А.Обернихиной.- 5-е изд.-М.: Издательский центр "Академия", 2013.
Дополнительные источники:
-
Архангельский А.Н. и др. Литература 10, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», 2007;
-
Агеносов В.В., Голубков М.М., Корниенко Н.В. Литература 11, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», 2009;
-
Голубков М.М.\ Под ред.Беленького Г.И. Литература 11, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Мнемозина», 2010;
-
Лебедев Ю.В. Литература 10, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение», 2009;
-
Обернихина Г.А. (под ред.) Литература. Книга для преподавателя (программа 2008г.) ОИЦ "Академия" 2011
-
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 10, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Русское слово», 2010;
-
Сухих И.Н. Литература, учебник 10 класс, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, ОИЦ «Академия», 2009;
-
Сухих И.Н.Литература, учебник11класс, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, ОИЦ «Академия», 2010.
-
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература 11, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Русское слово», 2010.
Интернет - ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: alleng.ru
Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: slovari.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
устный опрос, тестовые задания,
письменный опрос в форме сочинения
индивидуальные задания
-
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения
-
предметных:
-
сформированность устойчивого интереса
-
к чтению как средству познания других
-
культур, уважительного отношения к ним;
-
сформированность навыков различных
-
видов анализа литературных
-
произведений;
-
владение навыками самоанализа
-
и самооценки на основе наблюдений
-
за собственной речью;
-
владение умением анализировать текст
-
с точки зрения наличия в нем явной
-
и скрытой, основной и второстепенной
-
информации;
-
владение умением представлять тексты
-
в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
-
рефератов, сочинений различных жанров;
-
знание содержания произведений русской,
-
родной и мировой классической
-
литературы и их историко-культурного
-
и нравственно-ценностного влияния
-
на формирование
-
национальной и мировой культуры;
-
сформированность умений учитывать
-
исторический, историко-культурный
-
контекст и контекст творчества писателя
-
в процессе анализа художественного
-
произведения;
-
способность выявлять в художественных
-
текстах образы, темы и проблемы и
-
выражать свое отношение к ним в
-
развернутых аргументированных устных и
-
письменных высказываниях;
-
владение навыками анализа
-
художественных произведений с учетом их
-
жанрово-родовой специфики;
-
осознание художественной
-
картины жизни, созданной в литературном
-
произведении, в единстве эмоционального
-
личностного восприятия интеллектуального
-
понимания;
-
сформированность представлений о
-
системе стилей языка художественной
-
литературы.
устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
1. Примерная программа по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» ( ФГАУ "ФИРО", 2015)
2. Литература: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А.Обернихиной.- 11-е изд.- М.: Издательский центр "Академия", 2012.
3. Литература: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования: в 2 -х частях/ Г.А. Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова/; под ред. Г.А.Обернихиной.- 5-е изд.-М.: Издательский центр "Академия", 2013.
4. Обернихина Г.А. (под ред.) Литература. Книга для преподавателя (программа 2008г.) Издательский Центр "Академия" ,2011.
Интернет - ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа:
rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: alleng.ru
Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: slovari.ru
Программа разработана:
Организация-разработчик:
Государственное образовательное профессиональное учреждение Московской области "Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".
Разработчики:
Назарова Л.М., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина"/___________/
Садовникова Ю.А., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина"/__________/
1