Урок литературы по роману Б. Васильева Завтра была война

Урок по роману Б.Васильева «Завтра была война» «Мы должны быть настоящими» Цели урока : 1.Показать портрет довоенного поколения : их идеалы , мечты , представления о жизни. 2.Сравнить довоенное поколение и современных молодых людей : есть ли точки соприкосновения ? 3.Показать , что истоки нашей победы в Великой Отечественной войне в нравственной силе поколения 40-х годов .   Оборудование урока : портрет Б.Васильева , фильм «Завтра была война» , песня Б.Окуджавы «До свидания , мальчики» , эпиграф...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по роману Б.Васильева «Завтра была война»

«Мы должны быть настоящими»

Цели урока :

1.Показать портрет довоенного поколения : их идеалы , мечты , представления о жизни.

2.Сравнить довоенное поколение и современных молодых людей : есть ли точки соприкосновения ?

3.Показать , что истоки нашей победы в Великой Отечественной войне в нравственной силе поколения 40-х годов .

Оборудование урока : портрет Б.Васильева , фильм «Завтра была война» , песня Б.Окуджавы «До свидания , мальчики» , эпиграф на доске «Нельзя предавать отцов . Нельзя , иначе мы убьем сами себя , своих детей , свое будущее».

Ход урока

1.Начальные кадры фильма , где звучит голос директора школы Н.Г.Ромадина о 9-б классе.

Далее говорит ученик : «На фотографии мы были 7-м «б». После экзамена Искра Полякова потащила нас в фотоателье .

- Мы сфотографируемся после седьмого , а потом после десятого. Представляете ,как будет интересно рассматривать фотографии , когда мы станем старенькими бабушками и дедушками !

- Жаль только , что посетить фотоателье второй раз нам не пришлось , дедушками стали всего двое ,да и бабушек оказалось куда меньше , чем девочек на фотографии . Когда мы пришли однажды на традиционный сбор , весь наш класс уместился в одном ряду . Из сорока пяти человек , закончивших когда-то 7-й «б» до седых волос дожило девятнадцать , а из всех мальчиков в живых осталось лишь четверо .»

Звучит песня Б.Окуджавы «До свидания , мальчики».

Учитель.

- Да, война была завтра . А сегодня они все вместе и скоро переживут такое , что сразу сделает их взрослыми. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева «Завтра была война». В этом году мы отмечаем сразу два юбилея : 90 лет писателю и 30 лет замечательному произведению. Это книга о поколении ,которое шагнуло в войну . Б.Васильев вспоминал : «Мое поколение - поколение погибших . (Из каждых 100 человек в живых осталось лишь трое ). Это было удивительное поколение . Мы жили с искренним убеждением в том , что должны что-то героическое сделать , мы готовили себя к этому.»

- Ребята , скажите , чем эти девятиклассники отличаются от вас , сегодняшних ? А в чем вы можете им позавидовать ?

(Они были чище , честнее , у них были идеалы , они знали , для чего живут , они готовили себя к войне и т.д.)

2. Учитель.

- Сейчас пришла пора познакомиться с главными героинями романа : Искрой , Зиночкой и Викой . Они сами о себе расскажут . (Ученицы представляют своих героинь .)

Искра.

- Искра была совестью класса . Ее любили и слушали . Мама была для нее идеалом , а не просто примером и образцом .Слово «комиссар» для мамы решало все . В этом понятии заключался ее символ веры , символ чести и символ юности .Искра не желала быть любой и с помощью маминых внушений и маминого примера целеустремленно шла к своему идеалу . Она во всем была максималисткой .

Зиночка.

- Зиночка постоянно жила в состоянии легкой влюбленности .Это была для нее насущная необходимость . Каждое первое сентября Зиночка определяла , в кого она будет влюблена в этом учебном году . Все шло просто замечательно , если бы не два десятиклассника , проявившие интерес . Один был самый красивый парень в школе , второй тоже ничего .Здесь надо было что-то решать , а решать Зиночка не умела .Все всегда решала Искра - лучшая подруга .

Вика.

- Папа Вики Люберецкой был руководителем всей торговой сети города .Как и Искра , Вика была круглой отличницей , но держалась всегда чуть особняком . Только Вику подвозила служебная машина . Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки , швейцарские часы и вечная ручка с золотым пером . И все это определяло Вику как существо из другого мира .И еще Вика была красивой . Ее любимым поэтом был Есенин . ( Звучит стихотворение «Дай , Джим, на счастье лапу мне».)

Искра :

- Это же упаднический поэт . Он воспевает кабаки , тоску и уныние !

Вика:

- Ты умная , Искра ?

- Не знаю . Во всяком случае не дура .

- Да , ты не дура . Я никому не даю эту книгу , потому что она папина , но тебе дам .Только читай не торопясь .

Учитель.

- А кто из мальчиков 9 «б» вам больше всего запомнился ? Расскажите о них .

( Вовик Храмов , Артем Шефер , Жорка Ландыс и др.)

3. Учитель.

- Кто научил ребят вере в людей , умению жить честно , приходить на помощь ?

( Директор школы Н.Г.Ромахин , мать Искры , отец Вики Люберецкой , отец Зиночки Коваленко.)

- Какие же уроки давал своим ученикам Николай Григорьевич ? Кого он воспитывал ?

( Настоящих мужчин и будущих женщин . Приводят примеры из 3 главы .)

- А почему не любили Валендру ?

( Валентина Андроновна боролась не за личное , а за общественное . Не найдя путей к умам и душам , она начала чуть-чуть заискивать перед ребятами .)

4. История с арестом отца Вики Люберецкой .

- Кем был отец для Вики ?

( Она им гордилась открыто и победоносно .)

- Как вела Вика после его ареста ?

- Почему она ушла из жизни ?

( Нельзя предавать своих отцов. )

- Чем для ребят стала гибель Вики ? Как повели оно себя в этой ситуации ?

( Просмотр фильма - «Сцена похорон Вики» )

- Почему мать Искры запрещает участвовать в митинге на похоронах ?

( Годы культа личности Сталина , когда люди гибли и исчезали без суда и следствия . )

5. Составление собирательного портрета поколения .

Учитель :

- Очень точно о своем поколении сказал погибший на войне поэт Павел Коган .

Мы были всякими . Но мучась ,

Мы понимали : в наши дни

Нам выпала такая участь ,

Что пусть завидуют они .

………………………………………..

Они нас выдумают мудрых ,

Мы будем строги и прямы .

Они прикрасят и припудрят ,

И все-таки пробьемся мы !..

Ученики ( говорят от лица ребят ) :

- Мы жаждали не личного счастья , а личного подвига . Все хотели стать командирами Красной Армии .

- Мы любили петь песни про Каховку , про Орленка и про своего сверстника , которого шлепнули в Иркутске .

- Наши любимые поэты - Багрицкий , Светлов и ,конечно , Маяковский .

- Для нас счастье - быть полезным для своему народу .

- Мы на всю жизнь запомнили , что убивает не только пуля - убивает дурное слово , равнодушие и казенщина , трусость и подлость .

- Мы не могли предавать своих отцов , иначе у нас не будет будущего .

- Мы были настоящими .

6. Эпилог.

( Специально подготовленный ученик читает отрывок о приезде уцелевших учеников 9 «б» на открытие мемориальной доски в школе в 1951 году . )

На дом : Поразмышлять над вопросом , что объединяет молодое поколение 40-х годов и нас , сегодняшних ?

-











Урок по роману Б.Васильева «Завтра была война»



Разработал : учитель МБОУ СОШ № 48 Приокского района

Шверева И.В.







Г.Нижний Новгород

2014

© 2010-2022