- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад на научную конференцию учащихся
Доклад на научную конференцию учащихся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Колодяжная Ю.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Добрый день!
Меня зовут Мальцева Дарья. Я ученица 7 -го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Маякская средняя общеобразовательная школа.
Вашему вниманию я представляю научную работу по литературе «Жанр послания в лирике А.С. Пушкина».
Данная работа имеет следующую структуру:
-
Введения, в котором обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.
-
Первая часть (теоретическая), в которой рассматривается история вопроса, даётся определение жанра послания.
-
Вторая часть (практическая), в которой прослеживается использование и изменение жанра послания в лирике А.С. Пушкина на примере художественных текстов.
-
Заключение. В нём мы подводим итоги всей проделанной нами работы, делаем выводы.
-
Библиография, в ней представлен список использованной литературы.
Весь материал исследования, то есть художественные тексты, находятся в приложении.
А. Пушкин - наше всё:
Пушкин - представитель нашего душевного, особенного…
Говорил о Пушкине Апполон Григорьев.
А.С. Пушкин - первый русский писатель бесспорно мирового значения. И более того, Александр Сергеевич - первый писатель, участвующий не только в русском, но и мировом литературном процессе.
Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества.
Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, сколь разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки.
О творчестве Пушкина были написаны лучшие страницы русской литературной критики. Тургенев, Достоевский называли себя его учениками.
Знаменитые критики и великие писатели, говорившие о Пушкине, высказали множество глубоких мыслей по поводу его поэзии.
Александр Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это лёгкое имя: Пушкин».
В разные периоды своего творчества А.С. Пушкин активно использовал послание, как один из жанров лирики. Именно Пушкин сумел использовать это жанр в выражении личного и общественного.
Это обусловило выбор темы данной научной работы: «Жанр послания в лирике А.С. Пушкина».
Хотя творческое наследие Пушкина привлекает внимание многих исследователей, интересующая нас проблема, использование жанра послания в лирике Пушкина, всё же недостаточно изучена.
Поэтому цель нашего исследования - проследить использование и изменение жанра послания в лирике А.С. Пушкина.
Для реализации поставленной цели мы попытаемся решить следующие задачи:
-
изучить научную литературу по теме;
-
дать определение жанра послания;
-
проследить использование жанра послания в творчестве Пушкина;
-
выявить изменения, которые претерпевал данный жанр;
-
выявить адресатов лирики.
Объект исследования - послание как литературный жанр.
Предмет исследования - стихотворные послания в творчестве Пушкина.
Материал исследования - художественные тексты, написанные в форме послания.
Методика исследования - приемы описательного метода (наблюдение, извлечение стихотворных текстов, написанных в жанре послания, фиксация их на карточки, анализ собранного материала, описание) и количественного метода (приём подсчётов).
Прежде чем говорить о жанре послания в лирике А.С.Пушкина, необходимо дать определение этого понятия, проследить с литературоведческой точки зрения историю развития этого жанра.
Жанр - это определённый вид произведений искусства.
Жанр послания относится к эпистолярной литературе. Эпистолярная литература - (греч.ерistole - послание, письмо) - переписка, изначально задуманная, позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Важным опознавательным признаком эпистолярной литературы является ориентация на адресата, что отличает её от записок и дневника.
В русской литературе в начале 19 века термины «послание», «эпистола», «стихотворное письмо» сосуществуют как синонимические понятия.
И. Левитский определял послание как «речь отсутствующего к отсутствующему» , как речь двух друзей, которым дозволялось говорить обо всём.
Н. Остолопов в «Словаре древней и новой поэзии» (1821) воспринял послание как синтетический жанр.
Рассмотрев определения жанра послания, обобщив все исследовательские данные, мы примем за основу определение жанра послания в широком смысле.
Послание - жанр в поэзии; произведение, написанное в форме письма или обращения к какому - либо лицу (лицам).
Пушкин писал послания на протяжении всей своей жизни, его перу принадлежит свыше 120 произведений этого жанра, который претерпел в его творчестве существенную эволюцию.
Лицейская лирика Пушкина (1813-1817гг.) условна и в то же время гармонически пластична. Авторская личность обычно выступает в качестве условного лирического героя: беззаботного гуляки, тоскующего влюблённого, одинокого мечтателя, певца любви.
Ранние стихи не раскрывают всю полноту его (Пушкина) личности, а воссоздают условный облик лирического героя, в котором лишь проскальзывают биографические черты.
Так, образ юноши - отшельника появляется в стихотворении «Послание к Юдину». Обязательными атрибутами данной маски становятся «уединённый кабинет», «келья молчаливая» и определённая жизненная установка:
Живу /с природной простотой,/
С философической забавой
И с музой/ резвой и младой…
Но это лишь одна из масок поэта. В послании «К Батюшкову» нарисован идеальный его портрет:
Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженных любимец,
Наперстник милых Аонид.
Поэт изображается с «венком из роз душистых», «мечтами окрылённый». Этот образ восходит к лирике Батюшкова, где ведущим началом является восхищение прекрасным миром и светлой душой человека.
В поэзии Пушкина 1817-го -1830-х гг. начинается широкое и вольное развитие свободолюбивых мотивов.
В 1818 году Пушкин пишет послание «К Чаадаеву».
Первые 4 строки:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
Это прощание с иллюзиями, надеждами на обновление общества, на конституцию и демонстрацию свободы.
Заключительные страницы послания исполнены благородным пафосом, любовью к родине, к свободе:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Южный период в творчестве Пушкина (1820 - 1824) знаменует собой утверждение романтических тенденций.
В послании «В.Л. Давыдову» он вспоминает о тостах, которые провозглашал вместе с декабристами в честь неаполитанской революции, и верит в успех повстанцев Италии и Испании.
Тематический и проблемный круг лирики Пушкина Михайловского периода необычайно широк и многопланов (1824-1826). Лирика отличается зрелостью мысли и формы.
Послание «К Языкову» (1824) наполнено энергией, пафосом протеста. Речь идёт о судьбе самого поэта, которым злобно играет «самовластье»:
Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье:
Уснув, не знаю, где проснусь.
Образцом романтической лирики в русской поэзии, сохраняющим свою значимость на протяжении всего творчества Пушкина, является стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), посвящённое Анне Петровне Керн. В стихотворении довольно точно воспроизведена история пушкинской любви.
Пушкин впервые познакомился с Керн в Петербурге, в доме Олениных, в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года, когда она гостила в Тригорском у своей тётки П.А.Осиповой. неожиданный приезд Керн всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой Михайловской ссылки, появление Керн вызвало «пробуждение» в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновение…»
Я помню чудное мгновение:/
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
Это стихотворение он (Пушкин) вручил Керн вместе с экземпляром одной из первх глав «Евгения Онегина»
«Я помню чудное мгновение…», « Я помню…». Музыка стиха завораживает. Не сразу, но всё явстеннее слышится что-то хорошо знакомое. Но что? Да, конечно, письмо Татьяны, где она изливает «тоску волнуемой души» в бесхитростных, идущих из самого сердца признаниях:
«Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
«Письмо Татьяны к Онегину», да и вся 3-я глава «Евгения Онегина» написаны в 1824 году, за несколько месяцев до новой встречи с Керн. И, как знать, не оно ли, это письмо, подсказало Пушкину первые строки его стихотворения? И дело не в том, к кому обращена «песнь любви». Важен не сам адресат послания, а то состояние беззаветной влюблённости, свежести и чистоты чувства, то пробуждение и волнение души, которые вызвали к жизни это почти молитвенное признание.
Необходимо отметить, что адресатами лирики Пушкина были и другие женщины: Бакунина Е.П. (1795-1869), Голицына Е.И. (1780-1850), Колосова А.М. (1802-1880), Семёнова Е.С. (1786-1849), Воронцова Е.К. (1792-1880) и многие другие.
В период с 1826 по 1830гг. Пушкин обращается к новому императору Николаю I с призывом продолжить просветительские начинания Петра Великого. В 1822 году написано послание «Друзьям», где Пушкин продолжает эту тему:
Во мне почтил он вдохновенье,
Освободил он мысль мою,
Ия ль в сердечном умиленьи,
Ему хвалы не воспою?
Итак, в своём творчестве Пушкин обращается, как мы только что проследили, к такому традиционному жанру, как жанр послания. Но и этот жанр претерпевает у него важные изменения.
Целью нашего исследования было проследить использование и изменение жанра послания в лирике А.С. Пушкина.
В процессе исследования мы пришли к следующим выводам.
Послания Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, его перу принадлежит свыше 120 произведений этого жанра.
В лицейский период послания составляют едва ли не основную часть его произведений (38), они разнообразны по форме и тематике.
Практически все виды посланий можно обнаружить в его творчестве: любовное, дружеское, сатирическое, торжественное, шутливое, назидательное.
В послелицейский период в посланиях выступает личность лирического субъекта, происходит его идеалогизация в направлении к политике и истории («К Чаадаеву»).
В посланиях зрелого периода традиционные темы решительно вытесняются конкретными впечатлениями бытия: доминирует стремление поэта отразить свою судьбу и судьбу своего поколения.
8