Доклад на научную конференцию учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день!

Меня зовут Мальцева Дарья. Я ученица 7 -го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Маякская средняя общеобразовательная школа.

Вашему вниманию я представляю научную работу по литературе «Жанр послания в лирике А.С. Пушкина».

Данная работа имеет следующую структуру:

  • Введения, в котором обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.

  • Первая часть (теоретическая), в которой рассматривается история вопроса, даётся определение жанра послания.

  • Вторая часть (практическая), в которой прослеживается использование и изменение жанра послания в лирике А.С. Пушкина на примере художественных текстов.

  • Заключение. В нём мы подводим итоги всей проделанной нами работы, делаем выводы.

  • Библиография, в ней представлен список использованной литературы.

Весь материал исследования, то есть художественные тексты, находятся в приложении.

А. Пушкин - наше всё:

Пушкин - представитель нашего душевного, особенного…

Говорил о Пушкине Апполон Григорьев.

А.С. Пушкин - первый русский писатель бесспорно мирового значения. И более того, Александр Сергеевич - первый писатель, участвующий не только в русском, но и мировом литературном процессе.

Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества.

Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, сколь разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки.

О творчестве Пушкина были написаны лучшие страницы русской литературной критики. Тургенев, Достоевский называли себя его учениками.

Знаменитые критики и великие писатели, говорившие о Пушкине, высказали множество глубоких мыслей по поводу его поэзии.

Александр Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это лёгкое имя: Пушкин».

В разные периоды своего творчества А.С. Пушкин активно использовал послание, как один из жанров лирики. Именно Пушкин сумел использовать это жанр в выражении личного и общественного.

Это обусловило выбор темы данной научной работы: «Жанр послания в лирике А.С. Пушкина».

Хотя творческое наследие Пушкина привлекает внимание многих исследователей, интересующая нас проблема, использование жанра послания в лирике Пушкина, всё же недостаточно изучена.

Поэтому цель нашего исследования - проследить использование и изменение жанра послания в лирике А.С. Пушкина.

Для реализации поставленной цели мы попытаемся решить следующие задачи:

  • изучить научную литературу по теме;

  • дать определение жанра послания;

  • проследить использование жанра послания в творчестве Пушкина;

  • выявить изменения, которые претерпевал данный жанр;

  • выявить адресатов лирики.

Объект исследования - послание как литературный жанр.

Предмет исследования - стихотворные послания в творчестве Пушкина.

Материал исследования - художественные тексты, написанные в форме послания.

Методика исследования - приемы описательного метода (наблюдение, извлечение стихотворных текстов, написанных в жанре послания, фиксация их на карточки, анализ собранного материала, описание) и количественного метода (приём подсчётов).

Прежде чем говорить о жанре послания в лирике А.С.Пушкина, необходимо дать определение этого понятия, проследить с литературоведческой точки зрения историю развития этого жанра.

Жанр - это определённый вид произведений искусства.

Жанр послания относится к эпистолярной литературе. Эпистолярная литература - (греч.ерistole - послание, письмо) - переписка, изначально задуманная, позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Важным опознавательным признаком эпистолярной литературы является ориентация на адресата, что отличает её от записок и дневника.

В русской литературе в начале 19 века термины «послание», «эпистола», «стихотворное письмо» сосуществуют как синонимические понятия.

И. Левитский определял послание как «речь отсутствующего к отсутствующему» , как речь двух друзей, которым дозволялось говорить обо всём.

Н. Остолопов в «Словаре древней и новой поэзии» (1821) воспринял послание как синтетический жанр.

Рассмотрев определения жанра послания, обобщив все исследовательские данные, мы примем за основу определение жанра послания в широком смысле.

Послание - жанр в поэзии; произведение, написанное в форме письма или обращения к какому - либо лицу (лицам).

Пушкин писал послания на протяжении всей своей жизни, его перу принадлежит свыше 120 произведений этого жанра, который претерпел в его творчестве существенную эволюцию.

Лицейская лирика Пушкина (1813-1817гг.) условна и в то же время гармонически пластична. Авторская личность обычно выступает в качестве условного лирического героя: беззаботного гуляки, тоскующего влюблённого, одинокого мечтателя, певца любви.

Ранние стихи не раскрывают всю полноту его (Пушкина) личности, а воссоздают условный облик лирического героя, в котором лишь проскальзывают биографические черты.

Так, образ юноши - отшельника появляется в стихотворении «Послание к Юдину». Обязательными атрибутами данной маски становятся «уединённый кабинет», «келья молчаливая» и определённая жизненная установка:

Живу /с природной простотой,/

С философической забавой

И с музой/ резвой и младой…

Но это лишь одна из масок поэта. В послании «К Батюшкову» нарисован идеальный его портрет:

Философ резвый и пиит,

Парнасский счастливый ленивец,

Харит изнеженных любимец,

Наперстник милых Аонид.

Поэт изображается с «венком из роз душистых», «мечтами окрылённый». Этот образ восходит к лирике Батюшкова, где ведущим началом является восхищение прекрасным миром и светлой душой человека.

В поэзии Пушкина 1817-го -1830-х гг. начинается широкое и вольное развитие свободолюбивых мотивов.

В 1818 году Пушкин пишет послание «К Чаадаеву».

Первые 4 строки:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Это прощание с иллюзиями, надеждами на обновление общества, на конституцию и демонстрацию свободы.

Заключительные страницы послания исполнены благородным пафосом, любовью к родине, к свободе:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Южный период в творчестве Пушкина (1820 - 1824) знаменует собой утверждение романтических тенденций.

В послании «В.Л. Давыдову» он вспоминает о тостах, которые провозглашал вместе с декабристами в честь неаполитанской революции, и верит в успех повстанцев Италии и Испании.

Тематический и проблемный круг лирики Пушкина Михайловского периода необычайно широк и многопланов (1824-1826). Лирика отличается зрелостью мысли и формы.

Послание «К Языкову» (1824) наполнено энергией, пафосом протеста. Речь идёт о судьбе самого поэта, которым злобно играет «самовластье»:

Но злобно мной играет счастье:

Давно без крова я ношусь,

Куда подует самовластье:

Уснув, не знаю, где проснусь.

Образцом романтической лирики в русской поэзии, сохраняющим свою значимость на протяжении всего творчества Пушкина, является стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), посвящённое Анне Петровне Керн. В стихотворении довольно точно воспроизведена история пушкинской любви.

Пушкин впервые познакомился с Керн в Петербурге, в доме Олениных, в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года, когда она гостила в Тригорском у своей тётки П.А.Осиповой. неожиданный приезд Керн всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой Михайловской ссылки, появление Керн вызвало «пробуждение» в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновение…»

Я помню чудное мгновение:/

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты…

Это стихотворение он (Пушкин) вручил Керн вместе с экземпляром одной из первх глав «Евгения Онегина»

«Я помню чудное мгновение…», « Я помню…». Музыка стиха завораживает. Не сразу, но всё явстеннее слышится что-то хорошо знакомое. Но что? Да, конечно, письмо Татьяны, где она изливает «тоску волнуемой души» в бесхитростных, идущих из самого сердца признаниях:

«Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

«Письмо Татьяны к Онегину», да и вся 3-я глава «Евгения Онегина» написаны в 1824 году, за несколько месяцев до новой встречи с Керн. И, как знать, не оно ли, это письмо, подсказало Пушкину первые строки его стихотворения? И дело не в том, к кому обращена «песнь любви». Важен не сам адресат послания, а то состояние беззаветной влюблённости, свежести и чистоты чувства, то пробуждение и волнение души, которые вызвали к жизни это почти молитвенное признание.

Необходимо отметить, что адресатами лирики Пушкина были и другие женщины: Бакунина Е.П. (1795-1869), Голицына Е.И. (1780-1850), Колосова А.М. (1802-1880), Семёнова Е.С. (1786-1849), Воронцова Е.К. (1792-1880) и многие другие.

В период с 1826 по 1830гг. Пушкин обращается к новому императору Николаю I с призывом продолжить просветительские начинания Петра Великого. В 1822 году написано послание «Друзьям», где Пушкин продолжает эту тему:

Во мне почтил он вдохновенье,

Освободил он мысль мою,

Ия ль в сердечном умиленьи,

Ему хвалы не воспою?

Итак, в своём творчестве Пушкин обращается, как мы только что проследили, к такому традиционному жанру, как жанр послания. Но и этот жанр претерпевает у него важные изменения.

Целью нашего исследования было проследить использование и изменение жанра послания в лирике А.С. Пушкина.

В процессе исследования мы пришли к следующим выводам.

Послания Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, его перу принадлежит свыше 120 произведений этого жанра.

В лицейский период послания составляют едва ли не основную часть его произведений (38), они разнообразны по форме и тематике.

Практически все виды посланий можно обнаружить в его творчестве: любовное, дружеское, сатирическое, торжественное, шутливое, назидательное.

В послелицейский период в посланиях выступает личность лирического субъекта, происходит его идеалогизация в направлении к политике и истории («К Чаадаеву»).

В посланиях зрелого периода традиционные темы решительно вытесняются конкретными впечатлениями бытия: доминирует стремление поэта отразить свою судьбу и судьбу своего поколения.

8


© 2010-2022