Конспект урока по русскому языку на тему: Буква Ы после приставок на согласную

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буква Ы после приставок на согласную.

Цель:

- познакомить с особенностями правописания согласных в словах; с тремя функциями мягкого знака; формировать умение правильно писать согласные в словах и употреблять мягкий знак;

- развивать мыслительную деятельность учащихся, творческие способности;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Чтение учащимися сочинений-рассуждений «Кого я считаю счастливым человеком?»

III. Формирование основных понятий, способов действий.

Слово учителя.

На конце одного слова стоит твердый согласный, а на конце другого- его мягкая пара: мел - мель. Конец слова для мягких и твердых согласных - сильная позиция. Ошибиться здесь трудно. Никому из нас не придет в голову написать «медвед» и «летат».

Трудности начинаются в середине слова, если рядом стоят два согласных звука. Согласные могут стоять такими парами: 1) два твердых согласных, 2) два мягких согласных или 3) один мягкий, а другой твердый. Если два согласных твердых, то мягкий знак не пишется вовсе.

Позиция перед твердым согласным - это сильная позиция для парных звуков по мягкости-твердости. А на письме мягкий звук от твердых отличаем, поставив Ь: борьба, горько, тьма.

Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в середине слов бантик, хвостик. Вы почувствовали, что оба согласных звука в этих словах звучат мягко. И поставить Ь в середине этих слов так хочется! Но нельзя. Слышите два мягких согласных в слове хвостик, а теперь прислушайтесь к слову хвост. Мягкий хвостик превратился в твердый хвост. Значит звук [с,] в слове хвостик появился только под влиянием мягкого соседа [ т,] . Стал сосед твердым (сильная позиция) и проявился настоящий характер звука [с]. Он твердый и поэтому Ь в слове хвостик писать не надо.

Между двумя мягкими согласными Ь не пишется. Исключение составляет звук [ л, ]. Поэтому после Л перед мягким звуком Ь пишется : мельница, мельче.

IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

1. Прослушайте грамматические сказки и переведите их на язык науки

Фокусник

Живет в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким Знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову - и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, а консервная Банка - в теплую Баньку. Расхвастался Мягкий Знак. «Я, дескать, самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы».

Выбежали буквы Е, Ё, И, Ю, Я, встали рядом с твердыми согласными. И существительное Пыл в один миг превратилось в Пил, прилагательное Лысый - в Лисий, существительные Пальцы, Лук, Нос, Воз - в Пяльцы, Люк, Нёс, Вёз.

Вы, конечно, догадались, что секрет фокуса в том, что не только МЯГКИЙ ЗНАК, но и И, Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных, после которых стоят.

А какие согласные не поддаются фокусникам и читаются всегда одинаково?

(Присмотритесь к словам нож и рожь, шов и шел, цыпленок, цирк.)

Но мягкий знак не только смягчает согласные. Есть у него еще одна важная работа. Какая? Сейчас узнаете...

О Мягком Знаке и его родном брате

В стране Грамматике жил-был дед Всевед, и было у него два внука, два брата-близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а другого - Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и все время спорили, кто из них главнее.

- Я! - говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме.

- Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А еще я показываю, что... (Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?) Я показываю, что согласные не сливаются с гласными.

- Зато я, - возражал ему брат, - пишусь и в конце слова, и в середине.

- Ну и что? - спорил с ним Разделительный Мягкий Знак.

- Я тоже пишусь в середине слова. Согласные всегда были моими друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными.

С какими? Подскажите, ребята!

И так они спорили очень долго, пока не вмешался дед Всевед.

- Внуки мои дорогие, не спорьте, послушайте, что я вам скажу. - Он наклонился к ним и тихо-тихо что-то сказал. После этого они больше никогда не спорили и стали жить очень дружно,

Так что же мог им сказать их дедушка Всевед?

Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так как без них было бы невозможно грамотно писать слова.

3. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, РЩ, ЩН

Упр. 133 (выборочно)

4. Упр. 136.Гласные после шипящих

Рабочая тетрадь, задание 27. Вставь пропущенные буквы. Распредели слова в три столбика, в зависимости от буквы, которую вы вставили.

Щ…вель, ш…нель, щ…ка, ш…роко, ч…гун, рощ…, ч…до, задач…, снеж…нка, пищ…, лыж…, ш…на, ч…сто, чиж…к, ч…вство, уч…стие, прощ…ться, заж…гать, мч…ться, щ…пальца, ш…риться.

А

У

И



5. Словарная работа. Запись в словарь трудных слов.

Велосипед

Волокно

Бамбук

V. Этап информации о домашнем задании

§ 10. упр. 131, 139

VI. Подведение итогов урока

VII. Этап рефлексии.


© 2010-2022