Открытый урок литературы

Интеграция истории и литературы при изучении творчества Анны Ахматовой призвана обеспечить более глубокое понимание литературного материала за счет повторения известных учащимся исторических сведений о Первой мировой войне, Октябрьской революции, сталинских репрессиях, Второй мировой войне. Интеграция позволяет подавать исторические знания пропедевтически, интенсифицирует урок и в целом дает возможность для реализации множества целей в их единстве. Интегрированный урок задуман как занятие с высокой практической направленностью, которая достигается  благодаря взаимодействию дисциплин, заставляющему студентов «осваивать» жизнь, размышлять над ее вечными проблемами, переживать и воспринимать художественный текст не как литературную условность, а как отражение реальной жизни с понятными первокурсникам проблемами.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дивногорский лесхоз-техникум»


Цикловая комиссия социально- экономических и гуманитарных дисциплин










Методическая разработка



Открытого интегрированного урока

по литературе и истории



«А.Ахматова. Творческая судьба поэтессы»

















Выполнил:


преподаватель литературы


Швецова Ирина Владимировна





Методическая идея.

Интеграция истории и литературы при изучении творчества Анны Ахматовой призвана обеспечить более глубокое понимание литературного материала за счет повторения известных учащимся исторических сведений о Первой мировой войне, Октябрьской революции, сталинских репрессиях, Второй мировой войне.

Интеграция позволяет подавать исторические знания пропедевтически, интенсифицирует урок и в целом дает возможность для реализации множества целей в их единстве.

Интегрированный урок задуман как занятие с высокой практической направленностью, которая достигается благодаря взаимодействию дисциплин, заставляющему студентов «осваивать» жизнь, размышлять над ее вечными проблемами, переживать и воспринимать художественный текст не как литературную условность, а как отражение реальной жизни с понятными первокурсникам проблемами.

Объединение в одном уроке двух дисциплин помогает созданию особого вида мотивации, активизирует аналитическое мышление студентов в обсуждении исторически правдоподобных вопросов при изучении стихотворений А.Ахматовой, развивает умение видеть за отдельными жизненными фактами и явлениями закономерности.

Наряду с традиционными методами обучения использовался и метод проектов. Цель данного метода- расширение поисково - исследовательского характера учебной деятельности студентов, приобщение к культуре исследования. Одной группой был разработан и представлен роле - игровой проект ( инсценирование жизни Ахматовой в 20-30 годы).

Другой группой - научно- исследовательский проект. Данная группа студентов выбрала тему «Гражданственность в лирике А.Ахматовой». Студенты доказывали, что лирика Ахматовой патриотична на всех этапах ее творческого пути.



Ход урока:

  1. Орг. Момент:

- внешняя готовность , внутренняя готовность,

- выяснение отсутствия на предыдущем занятии.

Тема, цель, мотивация.

Тема: «А.Ахматова. Творческая судьба поэтессы».

Цель: познакомиться с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнены стихами и поэмой «Реквием» гражданская и поэтическая миссия Анной Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

Мотивация: Ахматова всегда вызывала неослабевающий интерес: и в период славы, и в период запрета. Ее творчество всегда вызывало горячие споры как во времена советской власти, так и в настоящее время, у современников осталось много вопросов.


  1. Опрос.

-определение «Серебряного века» русской поэзии.

-Литературные направления, выделившиеся в это время.

Эпиграф: «меня, как реку, суровая эпоха повернула»


  1. Изложение нового материала.

3.1.История появления псевдонима «Ахматова».

3.2.Детство и отрочество Ани Горенко.

Первые сборники А.Ахматовой «Вечер», «Четки».

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» в исполнении А.Ахматовой

Анализ стихотворения ( Какова тема? Кто является его героем? Какие тропы используются?)

3.3.Исторические параллели. Что произошло в 1914 году? (первая мировая война)Стихотворение «Молитва»- доказательство того, что кровная связь с Россией особенно резко ощущается в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. М.Цветаева называет Ахматову «музой плача».

3.4.1917 год- Октябрьская революция. Массовая эмиграция близких Ахматовой людей- Анрепа, Лурье, Глебовой-Судейкиной. «НЕ с теми я, кто бросил землю»- отказ покинуть Россию.

Анализ стихотворения ( в каком стиле написано? Какие противопоставления мы видим в этом произведении?)

Вывод: трагическая судьба России пережита вместе с Ахматовой, она разделила участь своей страны.

«Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был».

-так определила суть своей поэзии после 1917 года Ахматова.

3.5.Что происходило в жизни Ахматовой в 20-30 годы?

Причины появления поэмы «Реквием». Исторические события в стране.

Сообщение студентки.

1933 год- первый арест сына.

1935- второй арест.

1938- третий. Всю жизнь Лев Гумилев расплачивается за то, что он - сын великих родителей.

Время массовых репрессий. Страшные годы сталинизма.

Время страха за себя, своих близких было для многих временем отчаяния. Конечно, об этом нельзя было молчать, но и говорить- значит подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации их не могло быть и речи. И лишь после смерти Сталина публикуются «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, «Белые одежды» Дудинцева, «Дети Арбата» Рыбакова.

Чтение учителем литературы отрывка из романа «Дети Арбата» Рыбакова, который событийно перекликается с «Реквиемом».

Сообщение студентки.

Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него- все это выплеснулось в стихах. Ахматова стала поэтом «скорби». Один из почитателей вспоминает, что на его вопрос: «Как же вам удалось сохранить сквозь тяжкие годы запись этих стихов?», она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти». Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных друзей, и в 1962 году, когда стихи были скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: « Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». Лишь в 1987 году поэма стала известна широкому читателю в России.

Смысл названия. «Реквием»-похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе- просьба о покое. Одновременно это- обозначение траурного музыкального произведения.

Анализ поэмы «Реквием».

-Почему «Вместо предисловия» написано прозой?

-Найдите приметы времени в прозаическом предисловии.

- Подумайте, какие фрагменты озвучены голосом матери, а какие- голосом автора?

- Для чего человеку нужна память?

Чтение наизусть отрывка из 5 главы студенткой «семнадцать месяцев кричу, зову тебя домой»

- В « Эпилоге» идет явная перекличка с «Памятником» Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять. А где это- здесь?

Чтение наизусть отрывка из «Эпилога».

Выводы:

Арестованный сын- боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщину ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов…

Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

Просмотр картины В.И. Сурикова «Утро Стрелецкой казни». Какой мотив является общим у картины и поэмы «Реквием»?

3.6. 40-е годы в истории нашей страны. (В.О.В., блокада Ленинграда)

Стихотворение «Мужество», его анализ.

- Каково назначение Ахматовой?

_ Как решается образ Родины?

3.7.50- 60 годы в жизни А.Ахматовой.

1946 год- кампания против Ахматовой. Выступление А. Жданова на ЦК ВКП(Б). стихи объявляются чуждыми народу. Исключение из Союза писателей.

1964 год- вручение в Италии литературной премии « Этна -Таормина», через полгода- мантии почетного доктора Оксфордского университета.

В 1966 году Ахматовой не стало.

4. Защита проектов.

4.1.Роле- игровой проект.

4.2.Представление научно- исследовательского проекта

« Гражданственность в лирике Ахматовой».

5.Первичное закрепление.

Чтение и анализ стихотворений- на протяжении всего занятия.

6.Вторичное закрепление.

Выполнение теста.

7.Подведение итогов урока.

Ахматова из камерной лирической поэтессы становится прекрасным поэтом- гражданином. Трагическая судьба России пережита вместе с Ахматовой, она разделила участь своей страны.

Оценка работы учащихся.

8.Домашнее задание. Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой или написать сочинение «Я- гражданин своей страны».







Самоанализ интегрированного урока литературы и истории «А.Ахматова. Творческая судьба поэтессы».

Замысел урока был изучить творчество А. Ахматовой, закрепив умение анализировать поэтическое произведение, выяснить, как на личную судьбу А.Ахматовой и ее творчество повлияла та эпоха, во время которую она жила и творила. Воспитание уважения к личности поэта, умению стойко переносить жизненные трагедии- одна из главных целей урока. Воспитание умения сострадать- другая. Средствами предмета я пыталась пробудить у студентов интерес к истории своей страны. Немаловажное место отводилось на уроке развитию логического мышления, устной речи, умению работать в группах: говорить и слушать другого.

Этот урок занимал важное место в системе уроков изучения поэтических произведений. Он как бы подготавливает изучение современной поэзии. Это мостик, который соединяет современность с поэзией Серебряного века. Мы подводим своеобразный итог- из камерной лирической поэтессы Ахматова становится прекрасным поэтом- гражданином.

Урок был с компьютерной поддержкой, но это не дань модному увлечению техническими средствами, а необходимое средство организации урока.

Творчество Ахматовой заинтересовало студентов( мы знакомились с ним при изучении литературы Серебряного века(обзорно), и поэтому мне хотелось, чтобы ребята сделали больше, чем они делают на обычных уроках. Задания подбирались с учетом индивидуальных особенностей студентов. Самые артистичные из них приняли участие в инсценировании (роле- игровой проект). А самые «сильные» попробовали себя в исследовательской работе ( представляя Научно- исследовательский проект «Гражданственность в лирике А.Ахматовой») Остальные студенты читали наизусть и анализировали стихи, проводили исторические параллели.

Работа с репродукцией картины В.И.Сурикова ( «Утро Стрелецкой казни») не только активизировала исторические знания и речевые умения студентов 1 курса, но и обратила внимание на возможности живописи в отражении и осмыслении жизни.

Контроль ( тестирование) имел диагностический характер ( студенты показали уровень понимания изученного материала).

Домашнее задание носило дифференцированный характер (проанализировать стихотворение или написать сочинение), рассчитывалось на разный уровень способностей детей, но каждое предполагало обращение не только к литературному, но и к историческому материалу.

Воспитательный потенциал урока реализовался в анализе литературного материала и осмыслении исторических фактов.






Приложения

Реквием.


Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, Был.

1961



Вместо предисловия.

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как- то раз кто- то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо( там все говорили шепотом:

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что- то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

5 глава

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

И только пышные цвеы,

И звон кадильный, и следы

Куда- то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.




Эпилог.

А если когда- нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,


Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем- не ставить его


Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,


Ни в Царском саду у заветного пня,

где тень безутешная ищет меня,


А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.


Затем, что в смерти блаженной боюсь забыть громыхание черных Марусь,


Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.


И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,


И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.


А. Рыбаков «Дети Арбата».


«Звонок, отчетливо прозвеневший в коридоре, сразу разбудил его. Был второй час ночи. Саша вышел в коридор, снял цепочку.

- Кто?

- Из домоуправления.

Узнав голос дворника, Саша повернул ключ. В дверях стоял дворник, за ним незнакомый молодой человек в пальто и шапке и два красноармейца. Властно отстранив Сашу, молодой человек вошел в квартиру. Один красноармеец остался у дверей, другой прошел на кухню и встал у черного хода. Настороженно разглядывая Сашу, молодой человек протянул ему ордер на обыск и арест.

Мама сидела на кровати, сгорбившись, седые волосы падали на лоб, на глаза, и она искоса, остановившимся взглядом смотрела на уполномоченного, вошедшего в комнату.

- Мама, не волнуйся… У меня обыск. Это недоразумение. Это выяснится.

Уполномоченный велел открыть шкаф, вывернуть карманы пиджака, там оказалась записная книжка с адресами и телефонами… Все, что он счел подозрительным, аккуратно сложил в папку. Обыск закончился.

- Собирайтесь.

Мама собирала Сашины вещи, руки ее дрожали.

- Сашенька, смотри, что я тебе положила,- дрожащими руками Софья Александровна раздвинула край узелка,- вот мыло, зубной порошок, щетка, полотенце…

Голос ее дрожал.

- Вот гребешок, вот… вот шарфик… твой шарфик…

Ее слова перешли в рыдания, она изнемогала, умирала, перебирая эти вещи, вещи ее мальчика, которого отрывают от нее, уводят в тюрьму.

За одну ночь из красивой женщины Софья Александровна превратилась в седую старуху. Первое время ей казалось, если она предстанет перед теми, кто арестовал Сашу, их сердца дрогнут, ведь у них тоже есть матери. Потом увидела много таких матерей- их вид не трогал ничьих сердец. Они стояли в длинных очередях, и каждая боялась, что та доля сострадания, которая, еще, быть может, теплится за глухими дверьми, достанется не ей, а той, кто войдет в эту дверь раньше.

Ночью она не спала- на чем спит он? Не могла есть- что ест он, сгорбившись над тюремной миской, он, живое и дорогое ей существо, ее жизнь, ее кровь?»






10

© 2010-2022