Продуктивная педагогическая технология – гарантия высокого результата качества образования ( в помощь учителю)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Продуктивная педагогическая технология - гарантия высокого результата качества образования

Два вопроса больше других волнуют современных учителей: как войти в надвигающийся рынок педагогических услуг, какую технологию взять на вооружение, чтобы максимально удовлетворить запросы потребителей.

Как же нам с наименьшими потерями, сохраняя все ценное из прежней педагогики, вписаться в рамки новой жизни?

Каждое учебно-воспитательное учреждение стремится обрести свое лицо, начинает двигаться по собственной траектории. Общие требования ко всем определяются Государственным стандартом, а пути и способы достижения конечных целей - самими учебно-воспитательными учреждениями. Где же достигаются весомые и быстрые успехи? Там, где на вооружение берутся новые технологии, где начинают работать с гарантией. Лучшее будущее нас ожидает только на этом пути. Чтобы чувствовать себя уверенным на рынке труда, учителю необходимо знание как минимум 3 технологий: продуктивной, личностно-ориентированной и технологии сотрудничества. Технология отвечает на главные вопросы - как учить?, как воспитывать?, как развивать? Какими путями вести учеников, как создать наиболее благоприятные условия для их познавательной деятельности, как получить продукт заданного качества. Но педагогические технологии всегда были, свой продукт школа всегда производила посредством их. Сегодня нас больше не устраивает качество этого продукта, мы ищем новые технологии, созвучные духу времени. Поэтому и понятие новая педагогическая технология правильно будет отражать что-то неизвестное, особенное и даже оригинальное.

Смысл любой новой технологии, где бы она не применялась, один - получить более высокий результат (а это знания, умения и навыки. Они должны быть прочными). Требования времени - базисные школьные знания должны быть прочными, чтобы остаться действенными на протяжении всей жизни. Непрочность базисных знаний, умений - бич современной школьной подготовки. Умения малопродуктивны или отсутствуют совсем. А вот и доказательства.

В осенней печати 2003 года много писалось о том, что около 20% призывников не умеют ни писать, ни читать. Нет, школу они посещали. Но навыки, привитые там, оказались настолько непрочными, что уже через короткое время полностью улетучились.

Сегодня реклама технологий разворачивается нешуточная. Соперничающие между собой коммерческие группы, фирмы, лаборатории предлагают новые разработки. Как жк выявить и приобрести именно то, что нам нужно?

Я изложу вам основы продуктивной педагогической технологии, автор Подласый Иван Павлович, которая изложена в книге «Продуктивная педагогика». Продуктивными назовем знания, умения, обладая которыми выпускник школы обретает прочную опору для своей будущей жизни. Продуктивные, значит необходимые, действенные, прочные, постоянно актуальные. Именно такие продукты школы будут востребованы жизнью.

Продуктивное обучение понимается как обеспечивающее реальную связь с жизнью, открывающее перспективу молодым людям с помощью своих знаний и умений найти работу.

Педагогический продукт определим как созданную в учебно-воспитательном процессе целостную систему знаний, умений, навыков.

Учиться только для того, чтобы в конце концов ничего толком не знать, - недостойно человека. Продуктивные знания, умения - не только прочные, но и действенные. То есть такие, которые пригодятся человеку в жизни и не осядут мертвым грузом в его памяти. В продуктивной технологии мы можем выбирать, использовать и комбинировать все известные нам виды обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный. Педагогические преимущества объяснительно-иллюстративного обучения хорошо известны. Оно экономит время, максимально быстро ведет к цели, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Недостатки - преподнесение готовых знаний, освобождение учеников от необходимости самостоятельно мыслить при их освоении. Самое слабое звено- практика. А практическая подготовленность - главный показатель обученности. Но объяснительно-иллюстративное обучение в нашей школе традиционно превалирует. Что бы ни делал педагог, он объясняет и показывает. Не будем разрушать до основания эту правильную и полезную традицию. Но от учителя требуется, чтобы он был не столько активен сам, сколько побуждал к активности учеников. Реализация продуктивной технологии требует активизации учащихся - требуется не учитель, упивающийся собственным красноречием, а организатор учебного процесса.

Основная цель продуктивной технологии увеличение времени активной тренировочной работы каждого ученика.

Модель урока по продуктивной технологии включает 7 звеньев, которые на языке современной педагогической технологии могут быть обозначены так:

  • препедевтическая практика;

  • ориентация;

  • презентация;

  • практика на примерах;

  • управляемая практика;

  • независимая практика;

  • домашняя самостоятельная практика.

Без диагностики нет продуктивной технологии. А диагностировать мы пока только учимся, и не видим в этом пользы, видим чаще лишнюю обузу да трату времени. Зачем диагностировать, я и так вижу Колю и Машу насквозь. Но вы захотите лечиться у врача, который даже не осмотрел вас как следует? С диагностикой неразлучен мониторинг - постоянное целенаправленное наблюдение за продвижением каждого по выбранному им пути.

До того как приступить к работе в режиме продуктивной технологии следует проводить основательную проверку знаний и навыков - диагностику, чтобы удостовериться, что они владеют достаточной базой для успешной работы в выбранном режиме. Постоянное и непрерывное наблюдение за работой по специальной программе (мониторинг) гарантирует стабильное течение процесса.

I этап - препедевтическая практика, назначение которой - проверить практическое наличие сохранения знаний, умений, изученных на предшествующем занятии. Задания должны быть короткими, позволяющими выявить готовы ли школьники к успешному продолжению обучения. Чаще всего это тест. Способ быстрой проверки - условные коды, перфокарты, поднятие руки. Время не должно превышать 5 минут.

Структура.

1.Вводные упражнения, цель которых актуализировать опорные знания, умения.

II этап - ориентация, где задаются рамки учебного занятия.

Обсуждение целей и задач урока. Определяет объем и структуру предстоящей работы, информирует, каким образом будет определяться результат. Объяснение порядка изучения нового - из каких частей будет состоять урок, какова роль ученика в каждой из этих частей.

Структура.

1.Обсуждение целей и задач урока.

2.Четкий инструктаж по выполнению заданий.

3.Объяснение, какие задания будут предложены по ходу урока.

4.Мотивация.

III этап - презентация, т.е. преподнесение новых знаний.

Что же требуется от педагога?

  • высокая степень контроля всех учеников;

  • повышение требований к мотивации;

  • четкое распределение и экономия времени;

  • недопустимость отвлечений на посторонние действия;

  • умелое руководство работой.

Функции учителя:

  • отбор учебных заданий;

  • руководство их выполнением;

  • предъявление высоких требований;

  • обеспечение дисциплины;

  • выполнение большого количества учебной работы.

Фактически продуктивная технология возвращает нас к будням традиционной школы, где самый высокий приоритет имело выполнение заданного объема работы, где задания давались только учебные, использование отвлекающих видов деятельности. Учитель делает все, что необходимо: объясняет, разъясняет показывает, демонстрирует, приводит примеры. Если это новая теория, то обстоятельно обсуждаются все входящие в нее понятия, даются им определения, формируются правила и приводятся на них примеры. Если это новое умение, то определяются и четко излагаются все шаги его формирования. Каждый шаг обязательно иллюстрируется примерами. Этим устраняется один из главных недостатков объяснительно-иллюстративного обучения - в нем всегда недостает примеров. Важно не только сообщить информацию устно, но максимально прояснить ее с помощью наглядных средств, чтобы у учеников на этой стадии изучения материала сложились прочные зрительные ассоциации. Ход объяснений может быть следующий. Материал разбивается на маленькие блоки, изучается постепенно, шаг за шагом, по каждому блоку проводится достаточное количество примеров. Практикует многократное повторение объяснения наиболее сложных моментов. За объяснением следует обсуждение, в процессе которого учитель проверяет, поняли ли ученики. Риторический вопрос «Все понятно?» не задается никогда. Вопросы задаются на понимание материала. Вопросы четкие, требующие конкретных ответов. Главное для педагога - установить, готовы ли дети приступить к практической апробации учебного материала. Весьма желательно на этом этапе повторить изложение несколько раз, постепенно свертывая информацию, чтобы главное было усвоено прочно и безошибочно.

IV этап - практика на примерах.

Сначала педагог разбирает вместе с учениками примеры. Затем практические задания выполняют всем классом, потом в подгруппах, парах. Нельзя забывать о визуальной поддержке (графики, модели, схемы, таблицы).

V этап - управляемая практика.

Здесь слово «управляемая» означает, что она проводится под руководством учителя. Учитель действует как индивидуальный помощник, совершая обход всех учеников.

IV этап - самостоятельная практика в классе.

Цель - закрепить новые знания, обеспечить их запоминание на длительный период времени. Ученики выполняют упражнения без помощи учителя. Практика начинается в классе и продолжается дома. Роль учителя - своевременная проверка работ учеников. Оттачивая навык, учитель проводит ученика через разные стадии практики.

VII этап - домашняя самостоятельная практика.

© 2010-2022