Рабочая программа по литературному краеведению Истоки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Настоящая Программа учебного курса предназначена для обучающихся 5-8 классов общеобразовательной школы, создана на основе учебного пособия по литературному краеведению «Оренбургский край в произведениях русских писателей»/ сост. А.Г. Прокофьева - Оренбург. 1991., рекомендованным главным управлением образования администрации Оренбургской области в качестве программы литературного образования учащихся общеобразовательных школ и в качестве дополнительного образования туристско - краеведческого направления

В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса для 5- 8 класса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края . Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания обучащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у обучащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края. И сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.

Содержание рабочей программы реализуется через уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.

Цель курса - дать представление о литературной жизни края, где живут обучающиеся, литературно развивать обучащихся на краеведческом материале.

Задачи программы:

Развивающие

Развитие познавательных качеств личности;

Развитие интереса к познанию родного края;

развитие интеллектуальных и практических умений по изучению родного края

Развитие коммуникативных качеств

Воспитывающие

Воспитание гражданско-патриотических чувств.

Воспитание любви к родному краю, своей земле, родному дому;

Воспитание стремления к сохранению и приумножению культурного наследия в условиях диалога культур, их взаимовлияния

Обучающие

Формирование системы знаний о литературной составляющей Оренбургской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории культуры своего края;

Формирование универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных);

Освоение основного инструментария для проведений исследований, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов;

Отличительная особенность данной дополнительной программы в том, что она включает в себя следующие навыки:

  • организация обучения творческой и научно-исследовательской деятельности;

  • формирование творческого отношения к работе;

  • развитие культуры речи;

  • возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности.

Обучающиеся должны научиться:

  • логично излагать собранный материал;

  • создавать различные по виду творческие работы;

  • работать индивидуально и в группе;

  • делать анализ собранного материала;

  • правильно строить текст;

  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;

  • участвовать в обсуждении исследуемого собранного материала;

  • делать презентации в программе POWER POINT.

В целом работа в кружке способствует развитию кругозора обучающихся и повышает их культурный уровень, расширяет возможности найти себе дело по душе, развивает творческие способности ребят.

Программа рассчитана на детей 6-8 классов, когда ребята уже прошли определённый курс литературного образования в общеобразовательной школе. Курс рассчитан для подросткового возраста. Это тот период, когда происходит формирование взглядов и мировоззрения школьников. Курс рассчитан на разновозрастную группу ребят, так как школа малокомплектная и набрать ребят одного возраста невозможно, поэтому данная программа включает в себя произведения, которые являются продолжением литературного образования школы. Данный курс является продолжением изучения культуры и традиций своего народа.

Возраст детей:

Программа адресована детям 11-14 лет. Ребята набираются по желанию в количестве 10 человек, так как школа малокомплектная.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана пока на 1 год, но если данный курс вызовет интерес у ребят, то изучение курса будет продолжено. Курс рассчитан на 2 часа в неделю. 34 недели. Всего 68 часов.

Формы организации деятельности учащихся

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная

Методы и формы работы :

Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.

Режим занятий:

Продолжительность занятия -45 минут. Перерыв 15 мин. Вторая часть - Практическое занятие - 45 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;


  • осознание своей идентичности как гражданина страны и региональной общности;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями о литературной составляющей Оренбургской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории культуры своего края;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать литературную карту Оренбургской области и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний писателей области;

  • готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения литературных, исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

  • понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Способы определения результативности:


Методы:

- диагностика

-педагогическое наблюдение

-мониторинг

Формы подведения итогов реализации программы:

собеседование

зачет

вопросник по программе

реферат

защита работы

участие в конкурсах, выставках

Формы подведения итогов позволяют определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.





Учебно-тематический план



Тема раздела

Всего часов



Теоре-тичес-кие

занятия

Практи-ческие занятия

1

Введение


1

1

0

2

Оренбургский фольклор.


9

4

5

3

Литературные сказки.

8

6

2

4

Из русской поэзии XXвека.


16

10

6

5

Природа оренбургского края в русской литературе.


11

6

5

6

Тебя я воспою…


21

12

9

7

Практические занятия. Работа над презентацией

2

0

2


Итого


68

39

29







Календарно-тематическое планирование



Название раздела и

тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Вводное занятие.

1



Оренбургский фольклор.

9


2-4

Пословицы и поговорки. Загадки



3


5-6

Скороговорки. Прибаутки. Исторические песни.

2


7-8

Предания. Сказки.

2


9-10

Песни, записанные в Оренбургском уезде.


2



Литературные сказки.


8




11-12

С. Т. Аксаков. Слово о писателе. Своеобразие творчества.



2



13-14

С. Т. Аксаков. Аленький цветочек.

(Сказка ключницы Пелагеи)


2



15-16

Н. Н. Карамзин. Дедушка-Буран, бабушка-Пурга.


2



17-18

В. А. Бахревский. Как солнышко будили.


2



Из русской поэзии XXвека.

16



19

Иван Алексеевич Бунин. Бродяги.


1



20

Владимир Иванович Одноралов.

Оренбуржье. Бузулукский бор.


1



21-23

Игорь Александрович Бехтерев. Старый Оренбург. Родные.


3


24-26

Практическое занятие по теме: «Красота областного города» - «Проба пера».



3



27-28

Светлана Борисовна Попова. Оренбург.


2




29-30

Владимир Иванович Курушкин.

Бузулук. Евгений Васильевич Курдаков. Воспоминания о Бузулуке.



2



31-32

Практическое занятие по теме: «Города, воспетые поэтами».


2



33-34

Итоговое занятие за первое полугодие.


2



Природа оренбургского края в русской литературе.


11



35-36

Сергей Тимофеевич Аксаков. Буран. Вступление.


2




37-38

Сергей Тимофеевич Аксаков. Воспоминания автора об Оренбургской зиме.

2




39-40

Особенности описания времён года

у Василия Федоровича Наседкина («Мороз», «После бурана» и другие)

и Александра Александровича Воз-

няка («Снегири»).


2



41-42

Суровое и жаркое времена года в лирике Надежды Алексеевны Емельяновой и Юрия Михайловича Орябинского.

2




43-44

Практическое занятие по теме: «Природа оренбургского края в русской литературе».

2


45

Зачётный урок.

1



Тебя я воспою…


21


46-47-48

Лидия Федоровна Салмина - автор стихов и рассказов.

3


49-50

Галина Сокурова. Слово о писателе.

2



51-52

Галина Сокурова. «О любви, о счастье, о печали…»




53-54

Александр Шиперов. Слово о писателе.


2



55-56

Александр Шиперов. «Живу, не уставая удивляться…»


2



57-58

Практическое занятие «Я тоже сейчас сотворю».

2


59-60

Валерий Николаевич Левановский. Детский писатель.


2


61-62

Валерий Николаевич Левановский. Многообразие произведений.


2


63

Контрольный урок.

1


64-65-66

Практическое занятие по теме «Поэты Родного края»


3


67-68

Заключительное занятие. Защита презентаций

2



































Содержание программы

Раздел №1. Оренбургский фольклор.

Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений;

Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанные в Оренбургском крае фольклористами А., В.Бардиным и П. Т. Завьяловским;

Актуализация знаний прошлого в современном мире.

Знакомство с произведениями «Село Покровское», расширение понятия «этнографический очерк» - «Попрядушки», сбор и запись песен об Оренбургском крае, их заучивание;

Знакомство с обрядовыми произведениями, выявление их особенностей.

Раздел №2 Литературные сказки.

Биографические сведения об авторах, знакомство с их произведениями;

Значение творчества писателей в современном мире, предназначение сказок.

Раздел №3. Из русской поэзии XX века.

Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;

Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края.

Раздел №4. Природа Оренбургского края в русской литературе.

Выявление результатов литературных трудов писателей, систематизация материалов, значение нововведений в литературу;

Чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей, иллюстрирование сказок.

Раздел №5. «Тебя я воспою…»

Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в периодических изданиях Оренбургского края,

Организация выставки работ обучащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы;

Подведение итогов работы.




Методическое обеспечение программы



Название раздела и

тема урока

Форма занятия

Приёмы и методы организации

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие.

лекция

рассказ





Оренбургский фольклор.

  • урок-конкурс



Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.


иллюстрации

Самостоятельность, активность

2-4

Пословицы и поговорки. Загадки.

  • урок-зарисовка


Беседа


иллюстрации

Наблюдательность,

5-6

Скороговорки. Прибаутки. Исторические песни.

  • урок-конкурс


Индивидуальная работа



Новизна, активность, наблюдательность

7-8

Предания. Сказки.


рассказ


слайды


9-10

Песни, записанные в Оренбургском уезде.

  • урок-конкурс



Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.


Музыкальные произведения

Активность,старательность


Литературные сказки.









11-12

С. Т. Аксаков. Слово о писателе. Своеобразие творчества.

Лекция презентация

рассказ


слайды

наблюдательность


13-14

С. Т. Аксаков. Аленький цветочек.

(Сказка ключницы Пелагеи)

  • творческая мастерская


Индивид работа


фильм

Творчество, активность


15-16

Н. Н. Карамзин. Дедушка-Буран, бабушка-Пурга.

Урок-презентация

беседа


Иллюстрации к произведениям

Аккуратность, наблюдательность


17-18

В. А. Бахревский. Как солнышко будили.


рассказ



Усидчивость, наблюдательнось.


Из русской поэзии XXвека.







19

Иван Алексеевич Бунин. Бродяги.

Урок-презентация

беседа


слайды

Активное участие, наблюдательность, сопереживание


20

Владимир Иванович Одноралов.

Оренбуржье. Бузулукский бор.

Урок-презентация


Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.


слайды

Наблюдательность, активность


21-23

Игорь Александрович Бехтерев. Старый Оренбург. Родные.

Лекция с элементами беседы и обсуждения




Активное участие, наблюдательность

24-26

Практическое занятие по теме: «Красота областного города» - «Проба пера».

  • творческая мастерская


Индивид работа



Новизна , активность,


27-28

Светлана Борисовна Попова. Оренбург.

Лекция-презентация

Обсуждение, беседа


. В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.


наблюдательность



29-30

Владимир Иванович Курушкин.

Бузулук. Евгений Васильевич Курдаков. Воспоминания о Бузулуке.

Лекция-презентация

Рассказ, беседа

В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.


Слайды, иллюстрации

мониторинг


31-32

Практическое занятие по теме: «Города, воспетые поэтами».



В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.


иллюстрации

мониторинг


33-34

Оренбургские достопримечательности

  • урок-презентация


рассказ


Репродукции, слайды



Природа оренбургского края в русской литературе.








35-36

Сергей Тимофеевич Аксаков. Буран. Вступление.

  • дискуссия


беседа

Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.


Слайды

Оригинальность высказываний



37-38

Сергей Тимофеевич Аксаков. Воспоминания автора об Оренбургской зиме.

  • урок-презентация


рассказ


Иллюстрации, репродукции

Оригинальность решения



39-40

Особенности описания времён года

у Василия Федоровича Наседкина («Мороз», «После бурана» и другие)

и Александра Александровича Воз-

няка («Снегири»).

  • творческая мастерская


Индивид работа


Музыкальное сопровождение

аккуратность


41-42

Суровое и жаркое времена года в лирике Надежды Алексеевны Емельяновой и Юрия Михайловича Орябинского.

  • урок-презентация


Рассказ, беседа


слайды

Активное участие



43-44

Практическое занятие по теме: «Природа оренбургского края в русской литературе».

  • дискуссия


Индивид работа

Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.


Слайды, иллюстрации

Новизна, активность

45

Круглый стол

  • дискуссия


беседа



Творческое мышление


Тебя я воспою…







46-47-48

Лидия Федоровна Салмина - автор стихов и рассказов.


рассказ

А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи - М.: Просвещение, 1999г.


.

Индивидуальность, активность

49-50

Галина Сокурова. Слово о писателе.

Лекция-презентация

Беседа, рассказ


слайды

Усидчивость, творчество


51-52

Галина Сокурова. «О любви, о счастье, о печали…»

  • урок-презентация


Индивид работа

. В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.


.

творчество


53-54

Александр Шиперов. Слово о писателе.

  • урок-презентация


Рассказ, беседа

. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.

слайды



55-56

Александр Шиперов. «Живу, не уставая удивляться…»

  • урок-презентация




слайды

активность


57-58

Практическое занятие «Я тоже сейчас сотворю».


Проба пера. Проектная деятельность

А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи - М.: Просвещение, 1999г.


таблицы

индивидуальность

59-60

Валерий Николаевич Левановский. Детский писатель.

Урок - презентация.

Беседа, обсуждение

. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.


активность

61-62

Валерий Николаевич Левановский. Многообразие произведений.

Лекция

рассказ


Иллюстрации к произведениям

Творчество, аккуратность

63

Круглый стол

дискуссия

отзыв




64-65-66

Практическое занятие по теме «Поэты Родного края»

  • урок-презентация


отзыв

. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.

слайды

индивидуальность

67-68

Заключительное занятие.

  • урок-презентация


Проектная деятельность


Презентация - защита (авторская работа)

Творческое мышление















Список литературы

для детей:



  1. Оренбургский край в русской литературе и фольклоре (хрестоматия по литературному краеведению) составитель А.Г. и В.Ю. Прокофьевы, Оренбург, 2003.

  2. Н. Прянишников «Писатели - классики в оренбургском крае» М. 1968; Чел. 1977.

  3. Л.Н. Большаков «По следам оренбургской зимы» - Челябинск, 1968.

  4. Н.М.Измайлов «Очерки творчества Пушкина», М,1976.

  5. Н.Е.Прянишников «Записки словесника», Оренбург, 1963.

  6. «Любовь и Восток» Сб. М: «Московский писатель», 1994.

  7. Поэтические сборники местных авторов «Люблю и верую» Сб., 1996.

для педагога:

1. В. А. Сухомлинский. Полное собрание сочинений т. 2 - М.: Просвещение, 1984 г.

2. В. В. Бианки. Полное собрание сочинений - М .: Просвещение, 1994г.

3. А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи - М.: Просвещение, 1999г.

4. Русская литература для детей - М.: Академия, 1998г.

5. Л. Е. Коваленко. Под сенью муз - М.: Просвещение, 1991г.

6. Литературный альманах «Русское эхо» - Самара, 2002г.

7. Периодическое издание «правда».

8. Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.

9. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.

10. Г. К. Петровский. Интересные вопросы литературы. М.: Просвещение, 2005г.

11. В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.

12. Е.А. Ильницкая, Р. О. Ладикова. Краевед. Краеведческая работа. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999г.










© 2010-2022