- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературному краеведению Истоки
Рабочая программа по литературному краеведению Истоки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елохина Н.Б. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая Программа учебного курса предназначена для обучающихся 5-8 классов общеобразовательной школы, создана на основе учебного пособия по литературному краеведению «Оренбургский край в произведениях русских писателей»/ сост. А.Г. Прокофьева - Оренбург. 1991., рекомендованным главным управлением образования администрации Оренбургской области в качестве программы литературного образования учащихся общеобразовательных школ и в качестве дополнительного образования туристско - краеведческого направления
В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса для 5- 8 класса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края . Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания обучащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у обучащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края. И сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.
Содержание рабочей программы реализуется через уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.
Цель курса - дать представление о литературной жизни края, где живут обучающиеся, литературно развивать обучащихся на краеведческом материале.
Задачи программы:
Развивающие
Развитие познавательных качеств личности;
Развитие интереса к познанию родного края;
развитие интеллектуальных и практических умений по изучению родного края
Развитие коммуникативных качеств
Воспитывающие
Воспитание гражданско-патриотических чувств.
Воспитание любви к родному краю, своей земле, родному дому;
Воспитание стремления к сохранению и приумножению культурного наследия в условиях диалога культур, их взаимовлияния
Обучающие
Формирование системы знаний о литературной составляющей Оренбургской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории культуры своего края;
Формирование универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных);
Освоение основного инструментария для проведений исследований, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов;
Отличительная особенность данной дополнительной программы в том, что она включает в себя следующие навыки:
-
организация обучения творческой и научно-исследовательской деятельности;
-
формирование творческого отношения к работе;
-
развитие культуры речи;
-
возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности.
Обучающиеся должны научиться:
-
логично излагать собранный материал;
-
создавать различные по виду творческие работы;
-
работать индивидуально и в группе;
-
делать анализ собранного материала;
-
правильно строить текст;
-
осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
-
участвовать в обсуждении исследуемого собранного материала;
-
делать презентации в программе POWER POINT.
В целом работа в кружке способствует развитию кругозора обучающихся и повышает их культурный уровень, расширяет возможности найти себе дело по душе, развивает творческие способности ребят.
Программа рассчитана на детей 6-8 классов, когда ребята уже прошли определённый курс литературного образования в общеобразовательной школе. Курс рассчитан для подросткового возраста. Это тот период, когда происходит формирование взглядов и мировоззрения школьников. Курс рассчитан на разновозрастную группу ребят, так как школа малокомплектная и набрать ребят одного возраста невозможно, поэтому данная программа включает в себя произведения, которые являются продолжением литературного образования школы. Данный курс является продолжением изучения культуры и традиций своего народа.
Возраст детей:
Программа адресована детям 11-14 лет. Ребята набираются по желанию в количестве 10 человек, так как школа малокомплектная.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана пока на 1 год, но если данный курс вызовет интерес у ребят, то изучение курса будет продолжено. Курс рассчитан на 2 часа в неделю. 34 недели. Всего 68 часов.
Формы организации деятельности учащихся
Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная
Методы и формы работы :
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Режим занятий:
Продолжительность занятия -45 минут. Перерыв 15 мин. Вторая часть - Практическое занятие - 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Личностные результаты:
-
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
-
осознание своей идентичности как гражданина страны и региональной общности;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
-
овладение целостными представлениями о литературной составляющей Оренбургской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории культуры своего края;
-
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
-
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать литературную карту Оренбургской области и ориентироваться в ней;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний писателей области;
-
готовность применять краеведческие знания для выявления и сохранения литературных, исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
-
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Способы определения результативности:
Методы:
- диагностика
-педагогическое наблюдение
-мониторинг
Формы подведения итогов реализации программы:
собеседование
зачет
вопросник по программе
реферат
защита работы
участие в конкурсах, выставках
Формы подведения итогов позволяют определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.
Учебно-тематический план
№
Тема раздела
Всего часов
Теоре-тичес-кие
занятия
Практи-ческие занятия
1
Введение
1
1
0
2
Оренбургский фольклор.
9
4
5
3
Литературные сказки.
8
6
2
4
Из русской поэзии XXвека.
16
10
6
5
Природа оренбургского края в русской литературе.
11
6
5
6
Тебя я воспою…
21
12
9
7
Практические занятия. Работа над презентацией
2
0
2
Итого
68
39
29
Календарно-тематическое планирование
№
Название раздела и
тема урока
Кол-во
часов
Дата
1
Вводное занятие.
1
Оренбургский фольклор.
9
2-4
Пословицы и поговорки. Загадки
3
5-6
Скороговорки. Прибаутки. Исторические песни.
2
7-8
Предания. Сказки.
2
9-10
Песни, записанные в Оренбургском уезде.
2
Литературные сказки.
8
11-12
С. Т. Аксаков. Слово о писателе. Своеобразие творчества.
2
13-14
С. Т. Аксаков. Аленький цветочек.
(Сказка ключницы Пелагеи)
2
15-16
Н. Н. Карамзин. Дедушка-Буран, бабушка-Пурга.
2
17-18
В. А. Бахревский. Как солнышко будили.
2
Из русской поэзии XXвека.
16
19
Иван Алексеевич Бунин. Бродяги.
1
20
Владимир Иванович Одноралов.
Оренбуржье. Бузулукский бор.
1
21-23
Игорь Александрович Бехтерев. Старый Оренбург. Родные.
3
24-26
Практическое занятие по теме: «Красота областного города» - «Проба пера».
3
27-28
Светлана Борисовна Попова. Оренбург.
2
29-30
Владимир Иванович Курушкин.
Бузулук. Евгений Васильевич Курдаков. Воспоминания о Бузулуке.
2
31-32
Практическое занятие по теме: «Города, воспетые поэтами».
2
33-34
Итоговое занятие за первое полугодие.
2
Природа оренбургского края в русской литературе.
11
35-36
Сергей Тимофеевич Аксаков. Буран. Вступление.
2
37-38
Сергей Тимофеевич Аксаков. Воспоминания автора об Оренбургской зиме.
2
39-40
Особенности описания времён года
у Василия Федоровича Наседкина («Мороз», «После бурана» и другие)
и Александра Александровича Воз-
няка («Снегири»).
2
41-42
Суровое и жаркое времена года в лирике Надежды Алексеевны Емельяновой и Юрия Михайловича Орябинского.
2
43-44
Практическое занятие по теме: «Природа оренбургского края в русской литературе».
2
45
Зачётный урок.
1
Тебя я воспою…
21
46-47-48
Лидия Федоровна Салмина - автор стихов и рассказов.
3
49-50
Галина Сокурова. Слово о писателе.
2
51-52
Галина Сокурова. «О любви, о счастье, о печали…»
53-54
Александр Шиперов. Слово о писателе.
2
55-56
Александр Шиперов. «Живу, не уставая удивляться…»
2
57-58
Практическое занятие «Я тоже сейчас сотворю».
2
59-60
Валерий Николаевич Левановский. Детский писатель.
2
61-62
Валерий Николаевич Левановский. Многообразие произведений.
2
63
Контрольный урок.
1
64-65-66
Практическое занятие по теме «Поэты Родного края»
3
67-68
Заключительное занятие. Защита презентаций
2
Содержание программы
Раздел №1. Оренбургский фольклор.
Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений;
Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанные в Оренбургском крае фольклористами А., В.Бардиным и П. Т. Завьяловским;
Актуализация знаний прошлого в современном мире.
Знакомство с произведениями «Село Покровское», расширение понятия «этнографический очерк» - «Попрядушки», сбор и запись песен об Оренбургском крае, их заучивание;
Знакомство с обрядовыми произведениями, выявление их особенностей.
Раздел №2 Литературные сказки.
Биографические сведения об авторах, знакомство с их произведениями;
Значение творчества писателей в современном мире, предназначение сказок.
Раздел №3. Из русской поэзии XX века.
Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;
Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края.
Раздел №4. Природа Оренбургского края в русской литературе.
Выявление результатов литературных трудов писателей, систематизация материалов, значение нововведений в литературу;
Чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей, иллюстрирование сказок.
Раздел №5. «Тебя я воспою…»
Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в периодических изданиях Оренбургского края,
Организация выставки работ обучащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы;
Подведение итогов работы.
Методическое обеспечение программы
№
Название раздела и
тема урока
Форма занятия
Приёмы и методы организации
Дидактический материал
Техническое оснащение
Формы подведения итогов
1
Вводное занятие.
лекция
рассказ
Оренбургский фольклор.
-
урок-конкурс
Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.
иллюстрации
Самостоятельность, активность
2-4
Пословицы и поговорки. Загадки.
-
урок-зарисовка
Беседа
иллюстрации
Наблюдательность,
5-6
Скороговорки. Прибаутки. Исторические песни.
-
урок-конкурс
Индивидуальная работа
Новизна, активность, наблюдательность
7-8
Предания. Сказки.
рассказ
слайды
9-10
Песни, записанные в Оренбургском уезде.
-
урок-конкурс
Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.
Музыкальные произведения
Активность,старательность
Литературные сказки.
11-12
С. Т. Аксаков. Слово о писателе. Своеобразие творчества.
Лекция презентация
рассказ
слайды
наблюдательность
13-14
С. Т. Аксаков. Аленький цветочек.
(Сказка ключницы Пелагеи)
-
творческая мастерская
Индивид работа
фильм
Творчество, активность
15-16
Н. Н. Карамзин. Дедушка-Буран, бабушка-Пурга.
Урок-презентация
беседа
Иллюстрации к произведениям
Аккуратность, наблюдательность
17-18
В. А. Бахревский. Как солнышко будили.
рассказ
Усидчивость, наблюдательнось.
Из русской поэзии XXвека.
19
Иван Алексеевич Бунин. Бродяги.
Урок-презентация
беседа
слайды
Активное участие, наблюдательность, сопереживание
20
Владимир Иванович Одноралов.
Оренбуржье. Бузулукский бор.
Урок-презентация
Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.
слайды
Наблюдательность, активность
21-23
Игорь Александрович Бехтерев. Старый Оренбург. Родные.
Лекция с элементами беседы и обсуждения
Активное участие, наблюдательность
24-26
Практическое занятие по теме: «Красота областного города» - «Проба пера».
-
творческая мастерская
Индивид работа
Новизна , активность,
27-28
Светлана Борисовна Попова. Оренбург.
Лекция-презентация
Обсуждение, беседа
. В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.
наблюдательность
29-30
Владимир Иванович Курушкин.
Бузулук. Евгений Васильевич Курдаков. Воспоминания о Бузулуке.
Лекция-презентация
Рассказ, беседа
В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.
Слайды, иллюстрации
мониторинг
31-32
Практическое занятие по теме: «Города, воспетые поэтами».
В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.
иллюстрации
мониторинг
33-34
Оренбургские достопримечательности
-
урок-презентация
рассказ
Репродукции, слайды
Природа оренбургского края в русской литературе.
35-36
Сергей Тимофеевич Аксаков. Буран. Вступление.
-
дискуссия
беседа
Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.
Слайды
Оригинальность высказываний
37-38
Сергей Тимофеевич Аксаков. Воспоминания автора об Оренбургской зиме.
-
урок-презентация
рассказ
Иллюстрации, репродукции
Оригинальность решения
39-40
Особенности описания времён года
у Василия Федоровича Наседкина («Мороз», «После бурана» и другие)
и Александра Александровича Воз-
няка («Снегири»).
-
творческая мастерская
Индивид работа
Музыкальное сопровождение
аккуратность
41-42
Суровое и жаркое времена года в лирике Надежды Алексеевны Емельяновой и Юрия Михайловича Орябинского.
-
урок-презентация
Рассказ, беседа
слайды
Активное участие
43-44
Практическое занятие по теме: «Природа оренбургского края в русской литературе».
-
дискуссия
Индивид работа
Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.
Слайды, иллюстрации
Новизна, активность
45
Круглый стол
-
дискуссия
беседа
Творческое мышление
Тебя я воспою…
46-47-48
Лидия Федоровна Салмина - автор стихов и рассказов.
рассказ
А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи - М.: Просвещение, 1999г.
.
Индивидуальность, активность
49-50
Галина Сокурова. Слово о писателе.
Лекция-презентация
Беседа, рассказ
слайды
Усидчивость, творчество
51-52
Галина Сокурова. «О любви, о счастье, о печали…»
-
урок-презентация
Индивид работа
. В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.
.
творчество
53-54
Александр Шиперов. Слово о писателе.
-
урок-презентация
Рассказ, беседа
. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.
слайды
55-56
Александр Шиперов. «Живу, не уставая удивляться…»
-
урок-презентация
слайды
активность
57-58
Практическое занятие «Я тоже сейчас сотворю».
Проба пера. Проектная деятельность
А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи - М.: Просвещение, 1999г.
таблицы
индивидуальность
59-60
Валерий Николаевич Левановский. Детский писатель.
Урок - презентация.
Беседа, обсуждение
. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.
активность
61-62
Валерий Николаевич Левановский. Многообразие произведений.
Лекция
рассказ
Иллюстрации к произведениям
Творчество, аккуратность
63
Круглый стол
дискуссия
отзыв
64-65-66
Практическое занятие по теме «Поэты Родного края»
-
урок-презентация
отзыв
. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.
слайды
индивидуальность
67-68
Заключительное занятие.
-
урок-презентация
Проектная деятельность
Презентация - защита (авторская работа)
Творческое мышление
Список литературы
для детей:
-
Оренбургский край в русской литературе и фольклоре (хрестоматия по литературному краеведению) составитель А.Г. и В.Ю. Прокофьевы, Оренбург, 2003.
-
Н. Прянишников «Писатели - классики в оренбургском крае» М. 1968; Чел. 1977.
-
Л.Н. Большаков «По следам оренбургской зимы» - Челябинск, 1968.
-
Н.М.Измайлов «Очерки творчества Пушкина», М,1976.
-
Н.Е.Прянишников «Записки словесника», Оренбург, 1963.
-
«Любовь и Восток» Сб. М: «Московский писатель», 1994.
-
Поэтические сборники местных авторов «Люблю и верую» Сб., 1996.
для педагога:
1. В. А. Сухомлинский. Полное собрание сочинений т. 2 - М.: Просвещение, 1984 г.
2. В. В. Бианки. Полное собрание сочинений - М .: Просвещение, 1994г.
3. А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи - М.: Просвещение, 1999г.
4. Русская литература для детей - М.: Академия, 1998г.
5. Л. Е. Коваленко. Под сенью муз - М.: Просвещение, 1991г.
6. Литературный альманах «Русское эхо» - Самара, 2002г.
7. Периодическое издание «правда».
8. Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.
9. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.
10. Г. К. Петровский. Интересные вопросы литературы. М.: Просвещение, 2005г.
11. В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.
12. Е.А. Ильницкая, Р. О. Ладикова. Краевед. Краеведческая работа. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999г.